Эвристические и объяснительные методы сообщения. Моделирование, лингвистический эксперимент, наблюдение над языком, эвристическая бесед

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:31, реферат

Краткое описание

Метод лингвистического эксперимента опирается на чутье языка: учащимся предлагается выполнить ту или иную языковую задачу; каждый выполняет ее в соответствии со своим языковым опытом, индивидуальным стилем; затем результаты анализируются, делаются выводы. Метод применяется, например, для выяснения того, какие синтаксические конструкции учащиеся предпочитают употреблять при выражении одного и того же содержания: сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. Оказалось, что к старшим классам усиливается тенденция использования сложноподчиненных предложений; исследователь делает вывод об усилении подчинительных отношений в речи учащихся по мере их взросления.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 22.96 Кб (Скачать файл)

Таврический национальный университет  имени В.И. Вернадского

Факультет славянской филологии  и журналистики

 

 

 

Реферат

 

Эвристические и  объяснительные методы сообщения. Моделирование, лингвистический эксперимент, наблюдение над языком, эвристическая беседа, проблемная ситуация.

 

 

                                                                                                                                          

 

 

студентки IІІ курса

                                                       группы Б

Скворцовой Юлии

 

                                                                                

 

 

 

 

Симферополь – 2013

Вопрос о методах преподавания русского языка не является новым для методики преподавания русского языка: с него началось становление методики как науки. Первая методическая работа, вышедшая в 1844 г., — книга Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» — была посвящена рассмотрению двух «метод», обучения — эвристической и историко-догматической.

С тех пор в практике обучения русскому языку накопился богатый материал, связанный с приемами активизации учебной деятельности учащихся, который был обобщен и описан в многочисленных методических работах, опубликованных за почти полуторавековой период существования методической науки. Тем не менее теория методов обучения русскому языку до сих пор еще не разработана. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с тем, как рассматриваются вопросы методов обучения в современных трудах по методике русского языка.

Среди авторов нет единства ни в определении понятия метода обучения, ни в их классификации; не имеют четко очерченных границ понятия  метод — прием—упражнение; эти  термины, нередко употребляются  как синонимы. Сошлемся лишь на один пример: сравним перечни методов, содержащиеся в работах последних  лет.

Л. Ф. Федоренко выделяет методы практического изучения языка (объяснение непонятных слов, подготовка устных сообщений, письменных сочинений, составление планов, конспектов, тезисов, исправление ошибок — грамматических и стилистических, обучение работе со справочной литературой), методы теоретического изучения языка (беседа, сообщение, чтение правил в учебнике), методы теоретико-практического  изучения языка (различные упражнения: при изучении грамматики — грамматический разбор, анализ готового материала, видоизменение  языкового материала, изложение, грамматическое конструирование, сочинение; при обучении правописанию — орфографический и пунктуационный разбор, списывание, диктант; при обучении стилистике — стилистический разбор, синонимические замены, редактирование).

В работе И. Р. Палея находим  другую группировку и иной набор  методов: методы сообщения новых  знаний (эвристический, догматический, аналитико-синтетический), методы закрепления (списывание, грамматический разбор —  орфографический и пунктуационный, эвристический метод, диктант, комментированное письмо, работа над ошибками, метод  задач и метод самостоятельных  письменных работ — сочинения и изложения), методы учета и контроля (обычно те же, что и для закрепления).

А. В. Текучев называет семь методов, не прибегая к какой-либо их группировке: слово учителя, беседа, анализ языка (наблюдения над языком, грамматический разбор), упражнения, использование  наглядных пособий, работа с учебной  книгой, экскурсия.

Е. А. Баринова к методам  обучения относит лишь слово учителя, беседу, самостоятельную работу учащихся, наблюдение.

Как видно из сопоставления, авторы решают проблему по-разному, так  как исходят при выделении  методов из разных оснований: Л. Ф. Федоренко  из специфики содержания предмета, и целей его изучения, И. Р. Палей  — из этапов обучения, А. В. Текучев  учитывает, главным образом, источник получения знаний, Е, А. Баринова —  характер деятельности учителя и  учащегося. Каждое из этих оснований  существенно для характеристики методов, но, по-видимому, недостаточно для разработки такой классификации  методов, которая могла бы быть использована в качестве модели оптимальной системы  обучения.

Метод обучения — это  способ организации совместной деятельности учителя и учащегося, который  обеспечивает усвоение содержания образования, а также развитие и воспитание учащегося в процессе обучения.

Эвристический метод обучения (от греч. эвристика - "отыскиваю", "нахожу", "открою") — частично-поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности. Целостная задача требует следующих умений: анализировать её условие; преобразовывать основные проблемы в ряд частных, подчинённых главной; проектировать план и этапы решения; формулировать гипотезу; синтезировать различные направления поисков; проверять решение и т.д. Система специально разработанных учебных задач помогает школьнику овладеть умением самостоятельно выполнять каждый из этапов решения.

Объяснительный метод  предполагает передачу учащимся готовой  информации. Ему соответствуют такие приемы, как сообщение учителя, получение готовых знаний из учебника, передача и получение знаний через наглядные пособия и т. д.

Подача нового материала  состоит из следующих звеньев.

Это создание проблемной ситуации: по возможности учитель должен вызвать интерес к теме; наиболее естественно такой интерес можно вызвать, показав, что существуют языковые факты, которые учащиеся не в состоянии объяснить исходя из имеющихся у них знаний. За созданием проблемной ситуации следует подготовка к восприятию новой темы через ее обозначение (произнесение вслух и записывание на доске) и разъяснение терминов.

Главным этапом является раскрытие  сущности изучаемой темы, понятия  или правила. При этом желательно задействовать как можно больше каналов восприятия и видов памяти, так как согласно исследованиям  психологов учащимися средних классов  с первого раза запоминается только 12% нового материала.

Завершается объяснение нового материала обучением применению знаний на практике: учитель предоставляет  ученикам алгоритм рассуждения, образец  разбора.

Эвристическая беседа состоит в том, что учитель в определенной последовательности задает вопросы, ответы на которые приводят учащихся к самостоятельным выводам и формулировкам.

При подготовке вопросов к  эвристической беседе учитель должен руководствоваться следующими принципами: вопрос должен быть четко сформулированным, не допускающим двоякого толкования и нескольких возможных правильных ответов, не подсказывающим ответа своей формулировкой, не прел полагающим однословного положительного или отрицательного ответа.

Метод наблюдения над языком, соотносится как с рецептивной, так и с продуктивной деятельностью учащихся. Он состоит в том, что от наблюдения специально подобранных примеров, опираясь на вопросы учителя, ученики приходят к нужным выводам. Это наиболее распространенный на уроках русского языка метод формирования знаний, так как он в наибольшей мере соответствует характеру языкового материала и задачам развития мышления школьников. Чтобы хорошо понять и усвоить абстрактные языковые понятия и правила, ученик должен сам проделать хотя бы часть той огромной абстрагирующей работы человеческого мышления, результаты которой закрепились в языке. Переход от конкретных фактов языка к отвлеченным понятиям помогает учащимся овладеть индуктивным путем мышления, учит сравнивать и сопоставлять факты языка, выделять в них существенные свойства, устанавливать связи между фактами, обобщать наблюдаемые явления, делать правильные выводы.

Метод лингвистического эксперимента опирается на чутье языка: учащимся предлагается выполнить ту или иную языковую задачу; каждый выполняет ее в соответствии со своим языковым опытом, индивидуальным стилем; затем результаты анализируются, делаются выводы. Метод применяется, например, для выяснения того, какие синтаксические конструкции учащиеся предпочитают употреблять при выражении одного и того же содержания: сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. Оказалось, что к старшим классам усиливается тенденция использования сложноподчиненных предложений; исследователь делает вывод об усилении подчинительных отношений в речи учащихся по мере их взросления.

В современной педагогической науке наряду с традиционными  методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод  моделирования.

Моделирование понимается нами как метод исследования, познания объективной действительности, позволяющий целостно представить отдельную систему, концепцию, различные мировоззренческие категории, научные понятия, закономерности, процессы и т.д.

Использование моделей не является только прерогативой точных наук. На уроках гуманитарного цикла, в частности русского языка, моделирование может быть применено для решения разнообразных задач. Как на уроках русского языка, так и уроках литературы есть множество теоретических понятий, тем, требующих структурирования материала, выстраивания причинно-следственных связей, где образная модель облегчит путь познания и позволит целостно представить явление или систему образов. Не следует путать модель и схему.

Неотъемлемой частью метода моделирования является конструирование - приведение в определенное взаимоположение  различных предметов, частей, элементов.

Говоря о моделировании  на уроках русского языка, нельзя не упомянуть имена ученых-педагогов, которые применяли этот метод в педагогическом процессе: В. Ф. Шаталов «Опорные конспекты», В.Б. Носкова в авторских учебных пособиях, раскрывающих суть жанровых матриц.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Основы методики русского языка в 4-8 классах: Пособие для учителей /Под ред. А.В.Текучева, М.М.Разумовской, Т.А.Ладыженской. - 2-е изд. - М., 1983.
  2. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А. В. Хуторской - Питер, 2004.
  3. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — Под ред. Е.И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
  4. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1997.
  5. Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания / Сост. А.В.Текучев. - М., 1982.

 

 

 


Информация о работе Эвристические и объяснительные методы сообщения. Моделирование, лингвистический эксперимент, наблюдение над языком, эвристическая бесед