Метод эксперимента в журналистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются способы получения информации в журналистике. Предметом – метод эксперимента.
Курсовая работа состоит из двух частей, введения и заключения. В первой части рассматриваются теоретические основы: эксперимент как эмпирический способ получения знаний,виды эксперимента,этапы эксперимента. Вторая часть - практическая. В ее состав входит обзор периодических изданий, таких как «Комсомольская правда», журнал «Журналист», «Аргументы и Факты», «Литературная газета» на предмет выявления использования метода эксперимента,а так же исследование эстетического аспекта метода.

Содержание

1.Введение

2.Глава 1.Эксперимент как эмпирический способ получения знаний

3.Глава 2.Виды эксперимента

4.Глава 3.Этапы эксперимента

5. Глава 4.Аспекты использования метода

6.Глава 5. Эксперимент в журналистской практике

7.Заключение.

8.Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

непосредственно.docx

— 42.71 Кб (Скачать файл)
 

Содержание. 

1.Введение

2.Глава 1.Эксперимент как эмпирический способ получения знаний

3.Глава 2.Виды эксперимента

4.Глава 3.Этапы эксперимента

5. Глава 4.Аспекты использования метода

6.Глава 5. Эксперимент в журналистской практике

7.Заключение.

8.Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование выбора темы

Основными способами получения информации в журналистике являются:интервью,наблюдение,изучение документов.

Эксперимент как способ получения информации относят, как и анкетирование, к  социологическому способу получения  информации.

В журналистику метод пришёл из социологии и психологии.

Существует  множество исследований, посвященных  методам сбора информации, но в  большинстве из этих работ о методе эксперимента упоминается вскользь. Таким образом, в журналистике эксперимент  остается практически неизученным. Исследования этой темы помогли бы многим журналистам в их творческой деятельности. Поэтому тема актуальна для изучения.

В психологии эксперимент рассматривается довольно широко, но нет ни одной книги  по журналистике, полностью посвященной  методу эксперимента. В психологии эксперимент используется и исследуется  давно и широко, существует множество  авторских подходов к изучению метода, различные классификации видов  эксперимента. Этим вопросом занимались такие исследователи, как Рубинштейн С.Л,Ананьев Б.Г.,Готтсданкер Р.,Лазурский  А.Ф.

Объектом  исследования являются способы получения  информации в журналистике. Предметом – метод эксперимента.

Курсовая  работа состоит из двух частей, введения и заключения. В первой части рассматриваются  теоретические основы: эксперимент как эмпирический способ получения знаний,виды эксперимента,этапы эксперимента. Вторая часть - практическая. В ее состав входит обзор периодических изданий, таких как «Комсомольская правда», журнал «Журналист», «Аргументы и Факты», «Литературная газета» на предмет выявления использования метода эксперимента,а так же исследование эстетического аспекта метода. 

                                                                  Глава 1.

Эксперимент как эмпирический способ получения  знаний. 

Метод эксперимента имеет эмпирическую природу, и пришел в журналистику из психологии.

Что такое эксперимент? Большой психологический словарь  1дает такое определение эксперимента: «эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.»

Т.В.Корнилова2 определяет эксперимент в широком смысле как «изменение каких-либо условий при изучении закономерностей в той или иной области эмпирической реальности»,а в узком как «проверку научных гипотез казуального характера на основе применения нормативов экспериментального метода».

Эксперимент как  метод исследования возникает впервые  в работах Г.Галилео,У.Гильберта,развивается  в естествознании нового времени  и получает развитие в трудах Ф.Бэкона.

Представления об эмпирической психологии стали развиваться  уже в 18 веке, а в 19 появились первые психологические лаборатории и  проводились первые эмпирические исследования.

Первопроходцем  экспериментальной психологии заслуженно считается В.Вундт,основавший в Лейпциге в 1879 году Институт Психологии.В.Вундт  использовал метод психологии в  качестве метода изучения «низших процессов»,для  изучения «высших процессов» ученый предложил такую дисциплину как  «психология народов».

Последующие исследователи  в области экспериментальной  психологии являлись учениками Института  Вундта. Основатель американской экспериментальной  психологии С.Холл в течении трех лет учился в Лейпциге, посещал  лаборатории Вундта, стал первым президентом  Американской Психологической Ассоциации, в последствии разработавшей основные этические принципы проведения исследования на человеке, изучившей проблемы стадиальности развития животных и человека.С.Холл одним из первых вышел за рамки только лабораторных экспериментов, в его разработках получает развитие полевой эксперимент. Другой исследователь эксперимента, Джеймс Кэттэл,развивает идею акцентирования проблемы индивидуальных различий, первым вводит понятие интеллектуального теста.

 

1Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г.,Зинчеко В.П.,Прайм-Еврознак,М.,2003

2Т.В.Корнилова,Экспериментальная психология.Теория и методы.Учебник.Аспект-Пресс,М.-2003

 
 
 

Французкий исследователь  Т.Рибо сформировывает представление о предмете экспериментальной психологии, «которая должна заниматься не 1метафизикой или обсуждением сущности душ, а выявлением законов ближайших причин психологических явлений»

В отечественной  психологии одним из первых исследователей метода становится А.Ф.Лазурский, выработавший концепцию естественного экспериментирования. В его трудах впервые поднимается вопрос об этическом аспекте метода : обсуждается прием, когда испытуемые не узнаю о том, что подвергаются психологическому изучению. Позже этот приём получает название «слепого опыта».А.Ф Лазурский создает первую классификацию экспериментов, основанную на разделении по типу переменных.

К 20 веку психология развивает свои подходы к организации  полевых исследований, закрепляет за понятием «эксперимент» систему нормативных признаков.

Преимущества  метода эксперимента как метода исследования приводят к тому, что с 20-х гг. 20 в. развиваются социальные эксперименты.

Главное преимущество эксперимента перед всеми остальными методами в том, что он намеренно, в необходимое время вызывает нужный для исследования процесс.

К.Д Зароченцев3 выделяет такие преимущества эксперимента, как метода исследования :

-выбор момента  начала события

-повторяемость  изучаемого события

-измеряемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными.

В ходе эксперимента, в отличие от метода наблюдения, роль экспериментатора непременно активная, провоцирующая.Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов.

Л.Н Шнейдер4 отмечает, что “эксперимент рассматривается как единственный способ разрешения споров о практике обучения, как единственный путь создания традиции накопления знаний, где каждое нововведение может быть осуществлено без опасения, что старая мудрость приносится в жертву менее совершенному, но более новому знанию».Исследователь так же считает, что эксперимент значительно более

 

 3 К.Д.Зароченцев,Экспериментальная психология.Учебник.Проспект,М-2005,Гл 1.Методолгические проблемы экспериментальной психологии

4Л.Б.Шнейдер,Экспериментальная психология,учебник психологии для ВУЗов,фонд «Мир»,М-2007

 
 

экономичен, чем  наблюдение. Эксперимент, в котором  испытуемые принимают добровольное участие, гораздо этичнее метода наблюдения. Так же эксперимент является более практичным, чем реальность, в следствие того, что экспериментатор  может сам организовывать и контролировать ситуацию. Так же экспериментатор может организовать эксперимент таким образом, чтобы исключить все возможные отвлекающие и сопутствующие обязательства.

А.А.Тертычный5 отмечает так же, что журналистские материалы, в которых в качестве метода используется эксперимент, вызывают живой интерес у читателя вследствие того, что «эксперимент чаще всего несет в себе определенную интригу».

 

5А.А.Тертычный,Жанры переодической печати,чебно-методическое пособие,Аспект Пресс 2000

Гл.Методы исследования предмета

 
 
 

Глава 2.

Виды  эксперимента.

 

Существуют  авторские подходы к выделению  различных видов экспериментов :.Б.Г.Ананьев  выделяет лабороторный,полевой и естественный эксперименты,А.Ф.Лазурский-индивидуальный,групповой,лабороторный,естесвенный,генетический,Р.Готсданкер1-групповой,фундоментальный,многоуровневый,эксперимент,дублирующий реальный мир, эксперимент, улучшающий реальный мир, факторный эксперимент и корреляционное исследование.

В учебнике К.Д.Зароченцевa «Экспериментальная психология» 21рассматривается следующая классификация экспериментов:

-по  характеру объекта и предмета  исследования

(социологические,психологические,экономические,эстетические)

-по  характеру объекта исследования. Автор выделяет реальные и  мысленные эксперименты.

К.Д.Зароченцев  определяет мысленный эксперимент  как эксперимент,«который позволяет  предполагать получение тех или  иных данных при управляемых экспериментальных  воздействиях, но эти предположения  не реализуются в предметной деятельности исследователя». Преимущества этого  вида эксперимента в том, что возможно установить зависимость, не учитывая внешние  факторы. Можно мысленно смоделировать  любые идеальные условия, необходимые  для эксперимента.

Реальные  эксперименты определяются автором  как «эксперименты, проводимые с  целью получить эмпирические доводы в пользу или против предполагаемого  в содержательной гипотезе понимания  психологической закономерности».При  реальном  реализуемом эксперименте необходимо обеспечить контроль возможных  смешений, что бы учесть их влияние  на полученный результат.

-по  специфике экспериментальной ситуации  эксперименты, в свою очередь,  делятся на

а)научные  и прикладные. Научные направлены на приобретение новых знаний, а  прикладные-на получение практического  эффекта.

б)проективные  и ретроспективные. Проективные  направлены в будущее и  подразумевают  под собой проектирование предполагаемых следствий при введении в действие гипотетической причины.

Ретроспективные,напротив,направлены в прошлое, представляют собой манипуляцию  информацией о свершившихся событиях, попытку проверить гипотезы о  причинах, вызвавших имеющиеся следствия.

в)Одно-и  многофакторные эксперименты. В однофакторном  эксперименте проверяется гипотеза о следствиях взаимодействия одной  независимой переменной, а в многофакторном-комплекса  переменных при их взаимодействии.

-по  характеру экспериментальной ситуации.

Автор выделяет неконтролируемые, естественные и контролируемые, или лабораторные эксперименты.

Неконтролируемые  эксперименты характеризуются тем, что на результаты неконтролируемых экспериментов оказывают влияния  внеэкспериментальные факторы. Контролируемый эксперимент подразумевает под  собой выравнивание всех условий, и  зачастую попытки проведения такого эксперимента приводят к эксперименту лабороторному.При лабораторном эксперименте искусственно создаются условия, максимально  приближенные к реальной ситуации.

В журналисткой практике чаще встречается реальный эксперимент, с мысленным преимущественно  работают аналитики-«что было бы если бы…».В.Н.Дружинин  в книге «Экспериментальная психология»3описывает следующие методы работы при проведении реального эксперимента:

1.Метод  «плацебо вслепую».В этом эксперименте  подбираются две идентичные группы-контрольная  и экспериментальная. Сам экспериментатор  не знает, какая из групп  подвергается воздействию, а какая-нет.

2.Метод  обмана. Основан на введении испытуемых  в заблуждение. Многие исследователи  являются противниками этого  метода, так как при его проведении  возникают естественные этические  проблемы. Основной смысл метода  обмана состоит в том, что  испытуемым излагается ложная  гипотеза и цель исследования.

3.Метод  «скрытого эксперимента».Имеет общие  черты с методом, рассматриваемым  выше. Экспериментатор включается  в естественную жизнь испытуемых, которые и не подозревают о  своём участии в исследовании.Испытуемыемые не получают ложной информации о целях и гипотезах исследования, они уже обманом вовлечены в эксперимент. Очень большую роль здесь играет личность экспериментатора. На него ложиться большая ответственность, так как испытуемый полностью подконтролен экспериментатору.

Информация о работе Метод эксперимента в журналистике