Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:11, шпаргалка

Краткое описание

1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИКИ
Несмотря на многочисленные разработки, в трактовке педагогики как науки среди специалистов до сих пор нет единства.
Греческим словом пейдагогос (pais - дитя, ауо - веду) первоначально называли раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. В последствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки о воспитании - педагогика. Из Древней Греции происходят и многие другие педагогические термины.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА ШПАРГАЛКА.doc

— 946.00 Кб (Скачать файл)

          Педагогическая технология конкретно реализуется в технологических процессах. Технологический процесс представляет собой определенную систему технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат.

          Предметом педагогической технологии являются конкретные практические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения или воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств.

          К крупным технологическим структурам относятся: структура целостного педагогического процесса; последовательно реализуемые структурные блоки организации детского воспитательного коллектива; структурные звенья организации детского производительного труда.

          Технологические микроструктуры возникают в разнообразных организационных формах педагогической работы, в методах педагогического взаимодействия. Так, технологическая структура обнаруживается в различных типах урока: комбинации таких основных элементов, как объяснение новых знаний, их усвоение и закрепление, применение на практике, проверка, творчество, получение обратной информации, контроль.

          Технологические системные формообразования порождены передовой и новаторской педагогической практикой. Эффективность учебно-воспитательного процесса растет за счет перехода педагогов от применения разрозненных, изолированных форм к использованию совокупных методико-технологических формообразований, вовлекающих детей в систему активной деятельности, отношений, общения.

          Технологический педагогический прием - это компактный частный способ решения конкретной воспитательной или обучающей задачи. Прием никогда не реализуется изолированно, а входит в состав той или иной технологической системы обучения или воспитания. Формой выражения технологического педагогического приема являются: опорные сигнальные схемы, конспекты, игра, драматизация, а также ситуации с использованием диаграмм, карт, графиков, условных чертежей, записей, зарисовок.

          Технологические звенья представляют собой отдельные части крупных технологических структур. Например, цель или диагностика, или методы - звенья целостной структуры педагогического процесса.

         Методико-технологические цепочки в творческой практике многих передовых учителей и воспитателей создаются в целях отработки навыков и умений. Для этого логически последовательно соединяются отдельные структурные звенья, приемы, диаграммы, карты, рисунки.

 

 

 

 

 

 

 

24. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

          Инновации (от англ, innovation - нововведение, новация) - это изменения внутри системы.

          Главных путей совершенствования педагогической системы два: интенсивный (предусматривает развитие педагогической системы за счет внутренних резервов) и экстенсивный (основывается на привлечении дополнительных мощностей (инвестиций) - новых средств, оборудования, технологий, капиталовложений).

          Существуют и т.н. «интегрированные инновации», открывающие возможности соединения интенсивного и экстенсивного путей развития педагогической системы. Это требует тщательного исследования тех неиспользованных резервов педагогической системы, которые появляются «на стыках» разноплановых, разноуровневых и разнохарактерных педагогических подсистем и их компонентов.

          Анализ большого количества общих и частных инновационных проектов по критерию соответствия уровню разработанности предлагаемых идей в педагогической науке, а также использования в педагогической практике позволил отнести к общим педагогическим инновациям:

  1. не новую, но постоянно актуальную и далеко не исчерпавшую себя общую идею и практическую технологию оптимизации учебно-воспитательного процесса, охватывающую систему педагогической науки и педагогической практики;
  2. гуманистическую педагогику во всей совокупности ее теоретических положений и практических технологий,
  3. основанные на новых идеях подходы к организации и управлению педагогическими процессами;
  4. технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации, массовой коммуникации.

          Главные направления инновационных преобразований в педагогической системе: педагогическая система в целом; учебные заведения; педагогическая теория; учитель; обучаемые; педагогическая технология; содержание; формы, методы, средства; управление; цели и результаты.

          По глубине преобразований в этих подсистемах можно судить о сущности, качестве и целесообразности инновационных нововведений.

          Анализ современного процесса нововведений позволяет выделить следующие уровни: низкий (относятся инновации, предполагающие изменения в виде необычных названий и формулировок), средний (изменение форм, не затрагивающее сущностей), высокий (изменяющий систему или ее главные компоненты по существу).

          Название инновационных получили учебные заведения, начавшие внедрять нововведения или их элементы. Учебное заведение является инновационным, если:

  1. учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосообразности и подчиненных ему принципах классической педагогики;
  2. педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении;
  3. организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам школьников и педагогов;
  4. повышенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются не за счет селекции обучаемых или педагогов, а за счет использования нераскрытых и незадействованных возможностей системы;
  5. продуктивность учебно-воспитательного процесса не является прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем.

       Непреходящей общей инновацией, относящейся к педагогической системе в целом, является оптимизация учебно-воспитательного процесса. Разработку этой идеи возглавил в начале 70-х годов видный ученый академик Ю.К.Бабанский.

       Оптимизация (от лат. optimum - наилучшее) - процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных. В такой сложной, динамичной, многоплановой, иерархичной системе, как педагогическая, существуют многие тысячи возможных вариантов построения, течения и организации учебно-воспитательной деятельности, достижения намеченных целей. И лишь один из них будет наилучшим в имеющихся конкретных условиях. Отыскать его - главная задача оптимизации. Она решается путем сравнения возможных вариантов и оценки имеющихся альтернатив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ И  ТРЕБОВАНИЯ К

ПЕДАГОГУ

       Личность, организующая и реализующая учебно- воспитательный процесс в школе, это учитель. Это человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

         Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - важнейшая социальная функция и назначение педагога в обществе. Функция современного педагога - помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества.

         Современное воспитание подрастающего поколения должно строиться именно на гуманизме, а не на культивировании силы, нетерпимости к людям других взглядов, иных национальностей и вероисповедания. В самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало, которое реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое и проявляется ко всем участникам воспитательного процесса.

          Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения. Остро стоит вопрос о подготовке такого учителя, который способен в условиях массовой школы обеспечивать высокий уровень обучения, а также проявлять квалифицированную заботу о здоровье, досуге учащихся, участвовать в семейном воспитании.

          Педагог, чтобы отвечать современным повышенным требованиям, должен постоянно пополнять знания, работать со значительным напряжением сил, обладать развитым чувством ответственности за свои действия.

          Педагогическая функция - предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Главная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. К основным функциям учителя относятся: целеполагание, диагностическая, прогностическая, проективная, планирования, информационная, организационная, контрольная, коррекционная, аналитическая.

          Многообразие функций, выполняемых учителем, привносит в его труд компоненты многих специальностей - от актера, режиссера и менеджера до аналитика, исследователя и селекционера.

          Первое требование к учителю - наличие педагогических способностей (качество личности, выражающееся в склонностях к работе с учениками, любви к детям, получению удовольствия от общения с ними).

Выделены главные группы способностей:

  1. Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учеников, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.
  2. Дидактические. Подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебнопознавательную активность и т. п.
  3. Рецептивные. Выражаются в умении проникать в духовный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.
  4. Коммуникативные. Проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учениками, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.
  5. Суггестивные. Заключаются в эмоциональноволевом влиянии на учеников.
  6. Исследовательские. Воплощаются в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
  7. Научно-познавательные. Сводятся к способности

усвоения учителем новых научных знаний в области педагогики, психологии, методики. .

          К ведущим педагогическим способностям, по результатам многочисленных опросов учителей, относятся педагогическая ’ зоркость (наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрессивные, остальные могут быть причислены к разряду сопутствующих, вспомогательных.

          Важными профессиональными качествами педагога является: любовь к детям, трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, умение ставить цель, организованность, настойчивость, справедливость, мастерство, педагогический такт, знание педагогической теории, знание детской психологии, впадение методикой, владение передовыми технологиями, требовательность, справедливость, чувство юмора.

          Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных: человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, обязательность, щедрость, уважение к людям, нравственность, оптимизм, уравновешенность, интерес к воспитаннику, доброжелательность. дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, душевная чуткость.

26. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Педагогическая деятельность учителя (преподавателя), как и любая другая деятельность, характеризуется определенным  стилем. В широком смысле слова стиль деятельности - устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в  разных условиях ее осуществления. Стили педагогической деятельности подразделяются на три общих вида: авторитарный, демократический и либеральный.

     Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает  жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Главными методами воздействия  такого учителя являются приказ, поучение. Для учителя характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная  неустойчивость. Учителя с этим стилем руководства главное  внимание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют

          Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества  учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократическим стилем  руководства школьники чаще имеют высокую самооценку. Для  таких учителей характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"