Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:11, шпаргалка

Краткое описание

1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИКИ
Несмотря на многочисленные разработки, в трактовке педагогики как науки среди специалистов до сих пор нет единства.
Греческим словом пейдагогос (pais - дитя, ауо - веду) первоначально называли раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. В последствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки о воспитании - педагогика. Из Древней Греции происходят и многие другие педагогические термины.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА ШПАРГАЛКА.doc

— 946.00 Кб (Скачать файл)

Человек становится полноценным членом общества, будучи и субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способностъ противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.

Всю совокупность условий, в которых протекает социализация человека на протяжении его жизни, можно объединить в четыре группы факторов: мегафакторы - космос, планета, мир; макрофакгоры - страна, этнос, общество, государство; мезоффакгоры - условия социализации больших групп, выделяемых по месту или типу поселения (регион, село, город), по принадлежности к аудитории сетей массовой коммуникации (радио, телевидение и т. п.), по принадлежности к той или иной субкультуре, микрофакторы (семья, сверстники, микросоциум, воспитательные, а также различные общественные, частные и религиозные организации). Микрофакторы влияют на человека через т.н. агентов социализации, т.е. лиц из ближайшего социального окружения.

Задача педагогики - учитывая тенденции социализации на каждом этапе развития общества, использовать ее позитивные и компенсировать негативные потенции в процессе воспитания.

 

 

 

 

14. ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Существует множество теоретических подходов к развитию личности.

Разработанную 3. Фрейдом психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. З.Фрейд считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, дают возможность проникнуть в нее.

Получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения (Б.Скиннер и его последователи). Основная психологическая характеристика личности в данной теории - это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поведения. Индивидуальные различия в поведении, которые обнаруживаются у детей и взрослых, являются, согласно данной теории, результатом опыта их длительного пребывания в различных жизненных условиях, взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения и, следовательно, его развития как личности - это собственное научение, научение через наблюдение других (викарное научение) и подражание.

Представители гештальпсихопогии (М.Вертгеймер, К. Левин и др.) считают, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, а целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Ведущий психический процесс - это воспитание. От того, как воспринимает ребенок мир, доказывалиученые, зависят его поведение и понимание ситуации. Процесс психического развития - это рост и дифференциация гештальтов. Сам процесс психического развития делится на два независимых и параллельных процесса - созревание и обучение.

Выдающийся психолог Ж.Пиаже - яркий представитель генетической психологии, исходил из идеи о том, что основой психологического развития является развитие интеллекта.

 

 

Этапы психического развития - это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы служит логическое мышление. Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. При этом адаптация - не пассивный процесс, а активное взаимодействие организма со средой. Эта активность представляет собой необходимое условие развития, так как схема не дается в готовом виде человеку при рождении, нет ее и в окружающем мире. Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия человека со средой.

Сторонников гуманистических теорий личности (К.Роджерс, Голпорт и др.) прежде всего интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Описания личности и событий в ее жизни в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа «смысл жизни», «жизненные цели», «ценности» и т. п. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее ноли и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению.

Отечественные исследователи (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д. Б.Эльконин и др.) считают, что развитие познавательной сферы ребенка и его личности идет в русле разных ведущих деятельностей, последовательно сменяющих друг друга в онтогенезе. Первым видом деятельности, с которой начинается формирование личности ребенка, выступает его непосредственно-эмоциональное общение в младенчестве с матерью, другими окружающими людьми. Затем формы общения развиваются в ролевой игре, в совместной учебной и трудовой деятельности детей, давая по мере своего развития новые точки опоры для преобразования личности. Другую группу ведущих деятельностей составляют те, внутри которых идет развитие преимущественно познавательной сферы и соответствующих способностей у детей. Т.о., с рождения и до ранней юности, т. е. до окончания средней школы, последовательно и периодически сменяют друг друга ведущие деятельности предметного плана, с одной стороны, и формы общения - с другой, которые поочередно обеспечивают развитие познавательных процессов и самой личности.

 

 

          15. АКТИВНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Активность - всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых свяэеи со средой. Жизнедеятельность организма - не уравновешение со средой, но активное преодоление среды. Активность строится в соответствии с вероятностным прогнозированием развития событий в среде и положения в ней организма.

Активность выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, осуществления и видоизменения, как свойство ее собственного движения. Ее характеризует: обусловленность производимых действий спецификой внутренних состояний субъекта непосредственно в момент действия - в отличие от реактивности, когда действия обусловлены предшествующей ситуацией; произвольность - обусловленность наличной целью субъекта; надситуативность - выход за пределы исходных целей - в отличие от приспособитепьности как ограничения действий узкими рамками заданного; устойчивость деятельности в отношении принятой цели.

Активность проявляется в познании мира. Человека ничему нельзя научить до тех пор, пока он сам не станет учиться. Познавательная активность изначально также носит жизнеобеспечивающий характер, поскольку способствует ориентации ребенка в новом для него мире.

Эмоциональная активность - важная грань активности личности. Многое ребенок в течение очень длительного периода постигает на уровне эмоций, а не сознания. Он откликается на воздействия, эмоциональной активностью дает знать окружающим о своем состоянии. Именно активность позволяет малышу овладевать способами действия с предметами.

Т.о., активность как свойство живого организма выступает в качестве необходимого условия и предпосылки развития.

Деятельность - активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая. Всякая деятельность состоит обычно из ряда актов - действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель.

Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность.

Деятельность человека - необходимое условие его развития, в процессе которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки. В деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Ребенок с раннего возраста включается в разнообразные формы деятельности. Эти различные виды деятельности имеют неодинаковое значение для развития детей в тот или иной возрастной период. В период дошкольного детства основным видом деятельности детей является игра. В играх расширяется кругозор ребенка, развиваются его умственные способности (сообразительность, догадка, смекалка), начинают формироваться черты характера и нравственные качества. Наряду с игрой определенное значение в жизни дошкольника приобретает трудовая деятельность. С поступлением ребенка в школу одним из основных видов деятельности становится учение. Оно расширяет кругозор детей, обеспечивает формирование понятий, способствует их углублению и уточнению. В ходе самостоятельной деятельности детей развивается их познавательная активность. Она становится все более мощным стимулом их разностороннего развития. В период обучения в школе все большее значение приобретает трудовая деятельность.

Многие свойства и качества личности ребенок приобретает в ходе спортивной, художественной и других видов деятельности. Изменение характера деятельности, обогащение ее содержания, форм, организации в процессе воспитания, привлечение самих учащимся к руководству деятельностью - одна из закономерностей их воспитания. Воспитание поведет за собой развитие детей, если оно будет строиться на основе организации их деятельности, подчиненной определенным воспитательным задачам.

Влияние деятельности на развитие детей во многом зависит от мотивов, т. е. от того, что побуждает ребенка заниматься деятельностью. Для повышения эффектности воспитания необходимо стремиться к сочетанию личных и общественно значимых мотивов в деятельности детей.

 

 

 

 

16. ВЛИЯНИЕ ОБЩЕНИЯ, ОБУЧЕНИЯ  И 

ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

 

Общение - социально-психологическое явление, иногда рассматриваемое как психологическая категория. Понятие общение нередко употребляется в узком смысле для характеристики наиболее непосредственных (лицом к лицу) отношений людей между собой в условиях малой группы. Вместе с тем очевидна необходимость употребления понятия общения в более широком смысле для обозначения всех форм связей и отношений независимо от их конкретного содержания и условий (микро- или макро-среда).

Общение - такой процесс взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица оказывают бопее или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояния и чувства друг друга.

Общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности, и как особую деятельность. В общении выделяются три взаимосвязанные стороны: коммуникативная (обмен информацией), интерактивная (организация взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями) и перцептивная (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания).

Общение является первичной, доминирующей формой отношения ребенка к окружающей среде. Главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослым. Развитие общения рассматривается как смена качественно своеобразных форм общения, каждая из которых характеризуется особым содержанием потребности в общении, главными мотивами, побуждающими к общению, и основными средствами общения. Становление личности школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему Коллективов (общешкольного, классного). У него складываются элементы социальных чувств, вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). В подростковом возрасте (11-15 лет) ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. В личностном общении подростков оформляются их взгляды на жизненные смыслы, на отношения между людьми, на свое будущее. Именно в таком общении появляются новые задачи и мотивы дальнейшей деятельности молодых людей. В последующие периоды развития человека происходит изменение и процесса общения.

Трансформация общения в последнее время во многом обусловлена развитием средств массовой информации и компьютеризацией.

Ведущая роль обучения в психическом развитии проявляется в том, что ребенок, овладевав новыми действиями, сначала научается выполнять их под руководством и при помощи взрослого, а потом уже - самостоятельно. Разница между тем, что ребенок может сделать совместно со взрослым (при показе, указаниях, поправках, которые взрослый вносит в его действия), и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности, называется зоной ближайшего развития ребенка. Величина зоны ближайшего развития - важный показатель обучаемости ребенка, того запаса развития, который он имеет в данное время. Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к тем или иным видам обучения. Существуют возрастные периоды, когда определенные обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития. Такие периоды называют сензитивными периодами развития.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание - главная сила, способная «подправить» недостатки природы и отрицательного действия среды. Именно воспитание может дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитания заключается в целенаправленном, систематическом и квалифицированном руководстве. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие человека в соответствии с его способностями и возможностями. Воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Если осуществлять воспитание без учета этих природных особенностей, то оно не достигает успеха. Люди поддаются воспитанию неодинаково. На воспитании основывается развитие человека. Оно - главная сила, способная «подправить» недостатки природы и отрицательного действия среды. Сила воспитания заключается в целенаправленном, систематичном и квалифицированном руководстве. Однако возможности воспитания не безграничны.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"