Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:11, шпаргалка

Краткое описание

1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИКИ
Несмотря на многочисленные разработки, в трактовке педагогики как науки среди специалистов до сих пор нет единства.
Греческим словом пейдагогос (pais - дитя, ауо - веду) первоначально называли раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. В последствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки о воспитании - педагогика. Из Древней Греции происходят и многие другие педагогические термины.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА ШПАРГАЛКА.doc

— 946.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

17. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

 

Возраст - временные характеристики индивидуального развития.

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные) - только ту ее часть, которая интересует определенную научную область.

Психологическая периодизация не во всем совпадает с педагогической, т.к. развитие психики начинается еще в утробе матери, а воспитание ребенка начинается с момента его рождения. В основу педагогической возрастной периодизации положены имеющиеся типы воспитательно-образовательных учреждений и задачи воспитания детей в разные возрастные периоды:

1. Младенчество (1-й год жизни)

2. Преддошкольныи возраст (от 1-го  до 3 лет}

З. Дошкольный возраст (от 3-х до 6 лет)

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

4. Младший школьный возраст (6-10 лет)

5. Средний школьный возраст (10-15 лет)

6. Старший школьный возраст (15-18 лет)

Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, порядок труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Особенности развития детей преддошкольного, дошкольного и младшего школьного возраста. Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологическая связь с ней сохраняется на протяжении всего первого года жизни. После кризиса одного года начинается этап биологического и психологического отделения от матери. Автономная детская речь довольно быстро исчезает и постепенно заменяется взрослой речью. Поведение ребенка определяется создавшейся наглядной ситуацией, мышление ребенка наглядно-действенное. Кризис З лет проявляется в обесценивании того, что было для ребенка привычно и дорого раньше.

В период от 3-х до 6-7 лет у ребенка продолжается быстрое развитие мышления, формируются представления об окружающем мире, понимание самого себя и своего места в жизни, складывается самооценка. Основная его деятельность - игра. В этом возрасте происходит наиболее продуктивное развитие речи. К концу дошкольного периода у детей появляются зачатки произвольного, активного внимания, связанного с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Высшие формы наглядно-образного мышления - итог интеллектуального развития дошкольника. Дошкольники испытывают так называемый кризис 6-7 лет. Особенности кризисного возраста: кривлянье, манерничанье, возникшие самолюбие, самооценка.

Начало обучения ребенка в школе вносит коренные качественные изменения во всю его жизнь. В учебном труде формируется произвольная регуляция всей психической деятельности ребенка: произвольное внимание, произвольная память (запоминание и воспроизведение). произвольное восприятие (наблюдение), мышление.

Особенности среднего школьного и старшего школьного возраста. В этот период происходят быстрые количественные изменения и качественные перестройки в развитии организма подростка и в его личности. Быстрый физическии и нравственный рост приводит к постоянным перестройкам отношений подростка к окружающим: младшим, сверстникам и особенно к старшим, в том числе к родителям и учителям. Не потому пи взрослые обозначают этот возраст различными эпитетами: «переходный», «трудный» и даже «критический».

Юношеский возраст - это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность - время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. Юность - это период расцвета всей умственной деятельности.

Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеет статус (положение) личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива. Жизненные паяны, ценностные ориентации старших школьников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям.

      18. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО

И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ

 

Исследования в области человеческого развития выявили ряд важных закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно-воспитательную деятельность. Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития:

1. В более молодом возрасте  физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек становится старше, темп развития замедляется.

2. Физически ребенок развивается  неравномерно: в одни периоды - быстрее, в другие - медленнее.

З. Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в целом части тепа развиваются неравномерно и непропорционально.

С физическим неразрывно связано духовное развитие, в динамике которого также есть значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций.

Исследования показывают, что сучдественяые отличия между людьми выражаются прежде всего в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведении, уровне социального развития. Духовное развитие подчиняется ряду общих закономерностей.

Между возрастом человека и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп духовного развития замедляется.

Духовное развитие людей протекает неравкомерно. При любых, даже самых благоприятных условиях психические функции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды развития возникают более благоприятные условия для развития отдельных качеств, и некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер.

Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств.

 

 

 

 

 

По мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации. В этом проявляется сложнейшая диалектика человеческого развития: с одной стороны, психическое развитие представляет собой постепенное перерастание психических состояний в черты личности, с другой - их всегда можно изменить в лучшую сторону, были бы созданы надлежащие условия и осуществлены адекватные действия (И.П.Павлов).

Акселерация (от лат. - ускорение) - это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи - с развитием психических функций, а педагоги - с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности.

До появления акселерации, а начали замечать ее в 60-70-е годы, физическое и духовное развитие детей и подростков было сбалансированным. В результате акселерации физиологическое созревание организма начинает опережать темпы умственного, психического, социального развития. Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психическив функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств.

Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

С середины 80-х годов акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

Параллельно с акселерацией отмечается другое явление - реградация, те, отставание детей в физическом и умственном развитии, что обусловпивается нарушениём генетического механизма наследственности, негативным влиянием на процесс развития, начиная с момента зарождения, канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды в целом и в частности превышения радиационного фона. Наблюдаются отставания не только в физическом, но и в психическом развитии.

 

 

 

 

 

 

19. УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ  ОСОБЕННОСТЕЙ

 

Индивидуальность - неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. В психологии проблема иццивидуальносги ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в многообразии его мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений,переживаний, качеств перцептивных процессов, интеллекта, склонностей, способностей и других особенностей. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида.

Термин «индивидуальность» употребляется также как синоним термина «индивид» для обозначения неповторимой совокупности признаков, присущих отдельному организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих к тому же виду.

Индивидуальный подход можно рассматривать как осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитатепьного процесса по отношению ккакщому ребёнку, индивидуальный подход может применяться для поощрения или подавления тех или иных особенностей поведения и свойств личности конкретного ребёнка.

Классические примеры индивидуального подхода - поручение ребёнку заданий в соответствии с его возможностями и способностями; создание специальных педагогических ситуаций, помогающих выявить индивидуальные качества воспитанника; беседа педагога с воспитанником; заключение свсего рода «джентльменского» договора с окружающими воспитанника сверстниками и взрослыми об определённых способах реагирования на его поведение в целях развития конкретных индивидуальных черт.

Индивидуальный подход – необходимое условие эффективности педагогического процесса, т.к. любое воспитательное воздействие преломляется через индивидные особенности конкретной личности. Индивидуальный подход необходим каждому ребёнку, как «трудному», так и благополучному, т.к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, змоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

• постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

• умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;

• постоянно привлекал каждого воститанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

• своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

• максимально опирался на собственную активность личности;

• сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

    • развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

 

В разпичнык педагогических концепциях цепь воспитания трактуется в зависимости от сознательно-философской позиции авторов.

Современная отечественная педагогика предполагает наличие как идеальной (отражает соответствие идеалу воспитания, под которым понимается всесторонне развитая гармоническая личность), так и реальной цели воспитания. Идеальная цепь воспитания является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. Реальные цели воспитания в отличие от идеальных не являются раз и навсегда заданными. Они изменяются и имеют исторический характер. Сформулированная обществом реальная цель воспитания носит объективный характер.

Цели воспитания могут носить и субъективный характер. Как правило, это происходит в том случае, когда конкретная семья формулирует для себя, каким они хотят вырастить своего ребенка. Такая цель может совпадать с реальной объективной целью, а может и вступать с нею в противоречие.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности придает «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у учеников осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и цивилизации.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"