Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 14:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

Вывод об уровне речевого развития детей, их готовности к школьному обучению делается на основе суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи. По результатам итоговой.

 

В.30. Факторы развития разговора. Схема развития активной речи, которую можно разделить на три больших этапа. 1 этап - дети решают личностные задачи общения при устремленном отношении к взрослому. Уровень овладения речью низкий, как и низок, уровень сотрудничества. 2 этап личностные контакты с взрослым установлены. Интерес к нему удовлетворен. Устремленное отношение, качественно изменяясь, переходит в заинтересованное, и, на фоне последнего, интерес с собственно взрослого переносится у детей на окружающие их предметы. Появляются вопросы типа "Это что?". На фоне заинтересованного отношения возникает также связь между словом и предметом. Этот этап соответствует средним уровням развития, как сотрудничества, так и активной речи. 3 этап - познавательные задачи принимают деловой характер, т.е. вплетаются в предметное взаимодействие. Интерес с окружающих предметов переносится на конкретный предмет, который находится в руках у взрослого, на действия взрослого с— этим предметом. Ребенок может повторить эти действия и может сам предложить взрослому предмет для взаимодействия. Общим фоном является заинтересованное отношение к взрослому. Этому этапу соответствуют высшие уровни предметно-практического взаимодействия с взрослым, сотрудничества с ним и высшие уровни овладения активной речью. Кроме того, развитие активной речи происходит при: 1) удовлетворении интереса и потребности ребенка во взрослом, что возможно только при наличии эмоционального контакта между ними; 2) при переходе интереса ребенка с взрослого на предмет при совместной предметно-практической деятельности, которая осуществляется на фоне общего положительного отношения ребенка к взрослому, а именно заинтересованного, и также при наличии эмоционального контакта.

 

В.31. Расширение слоуника детей пры першапачатковам азнаямленниз предметами и явлениями. Каждое слово именует определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению. В первые годы жизни ребенка это строгое соответствие между словом и его содержанием не нарушается, но это только в первые годы. К сожалению, уже очень рано дети приобретают слова, которым суждено остаться пустыми звуками без реального содержания. Со злом этим надо бороться, и наилучшим средством для этой борьбы являются те уроки наблюдения, о которых была речь выше. Наблюдения и изучение живой действительности способствуют созданию образов и представлений, долженствующих при правильном руководстве непременно сплестись с соответствующим словом. При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как — предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове. Внешние восприятия, опыт, личные переживания ребенка играют в развитии его первенствующую роль, значение же слова —второстепенное и вспомогательное. Важнейшим и совершеннейшим методом преподавания в первую пор детства является культура наблюдательности. Но по мере развития ребенка роль языка расширяется, значение его как средства развития увеличивается. Мысль, вырываясь из сферы чувственных восприятий, нуждается в более широком; поле для своего развития, в большем просторе для суждения. Путь опыта становится слишком длинным и неудобным для переработки многочисленных, все осложняющихся восприятий. Методика развития речи и обучения родной речи дошкольников предлагает такой тип занятий, который построен в форме игры. Это облегчает усвоение материала, развивает у детей слуховое внимание, способствует правильному восприятию речи. Подача материала, направленного на обогащение словаря, в форме игры учит малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-  двух, а также трех - четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Воспитатель должен профессионально подходить к подготовке занятий: в письменной форме готовить конспекты, своевременно использовать наглядный материал, отчётливо понимать: какая задача поставлена при выполнении того или иного типа игр-упражнений. Цель при проведении подобных занятий одна: пополнение словарного запаса. Однако добиться этого можно разными средствами: закрепить в игровой форме звучание слов, научиться соотносить названия с конкретными примерами и т.д.

 

В.32. Расширение слоуника детей пры паглыбленни ведау аб предметах и явленииях. Виды занятий. Но существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей. Вот некоторые из видов таких упражнений. 1. Подбор эпитетов к предмету. 2. Подбор к предмету действий (глаголов)(Ветер что делает?) 3. Подбор обстоятельств (Учиться можно как?.- хорошо и т.д). 4. Нюансы смысла слова домик, дом, домище: крохотный...5. Вставление детьми пропущенных слов. Воспитательница читает предложения, дети - вставляют подлежащее, сказуемое, Давая детям такие предложения, надо хорошо обдумать их содержание; оно должно быть не слишком элементарно и не затруднять детей. Если хорошо продумать содержание каждой фразы, выдвигать предметы и явления, детям хорошо известные интересные, в таких занятиях могут принимать участие и маленькие дети. 6.Распространение предложений. Руководительница говорит «Садовник поливает…(что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда?зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.7. Добавление придаточных предложении (подведение к будущим упражнениям по грамматике). Руководительница читает главное предложение, а дети доканчивают придаточное. 8. Составные части целого. (Называется предмет, определяются его составные части, например: поезд паровоз, тендер, платформы, вагоны); 8. Составные части целого. Называется предмет, определяются его составные части, например: поезд-паровоз, тендер, платформы, вагоны; 9. Упражнение на Точность номенклатуры. Главным образом в отношении к словам, оттенки смысла которых особенно часто не улавливаются и обусловливают распространенные ошибки: одеть платье в место надеть и т. п. 9. Упражнение на Точность номенклатуры. Главным образом в отношении к словам, оттенки смысла которых особенно часто не улавливаются и обусловливают распространенные ошибки: одеть платье в место надеть и т. п. 10. Составление предложений ленным :ловом. 11. Составление предложения с несколькими данными словами. 12. Объяснение слов. 13. Отгадывание и доставление загадок. 14. Классификация предметов. К классификациям предметов и тлений по признакам, особенностям, видам можно подводить детей очень рано. Вначале эти игры ведутся с илллюстративным материалом, главным образом с картинками.

 

33. Методика формирования видавых и радавых панятий. Этап словарной работы напрвл на формир у дет видовых(мл взр) и родовых понятий.(ср и ст).Видовое понят- понятие объем к-рого составл лишь часть объема родового понят. Родовое понят шире и может вклю несколько видов понятий. Освоение видов понят и соответствующего словаря требует фор-ние у дет умения видеть особен предметов и явлений, выдел наиб существ из них и на этой основе обобщать предметы и явления. При проведении занятий по формиров понятий нужно учитыв след :1)занят провод на нагляд материале, наборы предм должны различ по несуществ призн и иметь общий призн или их групп 2)центр момент занят явл обучение дет выделен существ призн как основание для обобщен и на этой основе выделение слова, обозная понятие. 3)закрепл освоен понятия и слова к-рое его обознач на основе выделен существ для данного понят признака. В конце занятия организ упражнен в подвед подпонятия. с этой целюь предлаг предметы к-рые относятся к этому понят и к-рые к нему не относ. Дет предлаг назв понятие и выдел существ для него приз напр «транспорт» диференц и ввод нов сл «тр возд наземн». Т обр на основе рассмотр обследов сравнен и обобщен предм у дет пост формир понятийный х-р слова.

 

В.34. Методика словарнай работы в процессе ознакомления детей с явлениями граммадскай жизни и природы. Существенными признаками для видовых обобщений часто могут быть внешние особенности предметов: части, форма, величина и т. п. Например, кресло от стула отличается наличием подлокотников; Для родовых понятий существенными могут быть как внешние, так и внутренние, более скрытые признаки или группы их (назначение, функция).В процессе формирования видовых и родовых понятий осуществляется введение слов, точно обозначающих виды и группы предметов. Занятия по формированию видовых понятий проводятся главным образом с детьми четвертого года жизни. В их методике учитывается следующее. Занятие строится на наглядном материале. Наборы предметов должны включать предметы одного вида, различающиеся по несущественным признакам, и предметы близких видов, например: чашки, различные по цвету, форме, величине, а также стакан, бокал и т.п., от которых дети должны отличать чашки. 2. Ребенок ставится перед необходимостью выбора предмета из группы сходных. Он должен мотивировать свое решение, выделив признак, положенный в основу выбора. 3. необходимость выбора должна быть понятна ребенку. В связи с этим задача выбора включается в интересную для ребенка деятельность, чаще всего игровую. Для занятий такого рода могут быть использованы игры-занятия с куклой. Методика занятий, посвященных формированию родовых обобщений и соответствующего словаря, также направлена на выделение из группы признаков существенных. Такое занятие будет иметь особую структуру. Первая часть выделение всего набора уже известных детям по предыдущим занятиям признаков предметов, отобранных для занятия. Вторая часть отделить существенные для обобщения признаки от несущественных, обобщить группу предметов по существенным признакам и ввести слово, обозначающее эту группу (работа над понятием).Третья часть упражнение детей в подведении видов предметов под понятие на основе учета существенных признаков. На занятиях, посвященных закреплению понятий и соответствующих слов, первая часть может быть опущена. Работа проводится сразу с двумя ранее сформированными понятиями (например, овощи и фрукты, одежда, обувь, мебель, посуда и.т.п.). Здесь используются не только картинки, но и словесные игровые упражнения по типу "летает - не летает". Дальнейшая работа над понятием идет по линии их дифференцировки, расчленения.

Например, понятие "транспорт" дифференцируется, и на этой основе водятся новые слова: транспорт -воздушный, водный, наземный, подземный; одежда - чайная, столовая, кухонная и т.п. Это содержание реализуется на специальных занятиях, но главным и здесь будет выделение существенного признака и подведение под понятие. Таким образом, в процессе выше рассмотренных занятий формируется понятийный характер слова у дошкольников, развивается их мышление.

Закрепление и активизация словаря организуются в процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневного общения. Особое место занимают занятия по обучению отгадыванию загадок. Особая ценность этих занятий для решения задач словарной работы заключ. не только, что на них осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря, но и в том, что они помогают ребенку проникнуть в образный строй русской речи. Занятия с загадками вводятся после ознакомления детей с особенностями предметов. Необходимо чтобы загадки были доступны по содержанию, т.е. загадывались о знакомых предметах, характерные особенности которых хорошо известны. Наиболее доступными по форме являются загадки двух видов: построенные как прямое описание характерных особенностей предмета без его называния (например, «Зимой и летом одним цветом») и так называемые метафорические, когда описание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет (например, загадки о еже: «Под соснами, под елками бежит подушка с иголками») и т. п. Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении дошкольников. Роль воспитателя здесь заключается в организации содержательного общения, во внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря. Рассмотренный выше порядок работы по формированию словаря у детей в процессе ознакомления с предметами реализует программные  требования и предполагает единство умственного и речевого развития ребенка-дошкольника Этот прием активизирует употребление сложных предложений, способствует совершенствованию синтаксической структуры предложения. Развитие синтаксической стороны речи осуществляется и на занятиях по обучению монологической речи. Разные виды рассказов побуждают ребенка использовать различные синтаксические структуры. В описании наиболее часто используются простые предложения, поскольку это необходимо для характеристики героя или предмета. Повествовательные рассказы требуют изложения событий в определенной временной последовательности, поэтому, возникает еще более сложные в синтаксическом отношении задачи ставятся в связных высказываниях типа рассуждений. Причинно-следственные, временные и другие отношения выражаются в предложениях с сочинением и подчинением. При пересказывании литературных текстов дети употребляют прямую и косвенную речь. Особенно сложен пересказ с перестройкой текста, когда содержание и способы передачи чужой речи перестраиваются в зависимости от позиции героя, его точки зрения на события, участия в них. Задание дополнить сложное предложение можно провести в интересной форме, используя игру «Размытое письмо» (методический прием разработан Ф. А. Сохиным и М. С. Лаврик) Воспитатель обращается к детям: «К нам в гости пришел зайчонок. Он очень огорчен, потому что получил от друга письмо, а прочесть его не может - дождем размыло некоторые слова. Зайчонок не может догадаться, что там было написано. Давайте поможем ему». Воспитатель читает зайкино письмо, в котором содержатся незаконченные предложения, например: «Мы сделали лодку, чтобы...» и т.д. Упражнения по составлению сложных предложений путем добавления придаточных предложении. Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают ее - Сегодня нужно надеть галоши, потому что...(на дворе лужи).Сережа взял карандаш, чтобы. (рисовать).Сережа не достает до звонка, потому что он... (маленький).Дети поливают морковь для того, чтобы... (она хорошо росла). «Один начинает - другой продолжает». Воспитатель предлагает детям продолжить предложение: Мама купила Коле... красный флажок. Утром дети идут... в детский сад. Воспитатель начинает. У нас на клумбе. Кто хочет продолжить? Галя. Распустилась красная гвоздика. Воспитатель. А можно еще продолжить? Витя. Она очень хорошо пахнет. Воспитатель. Теперь скажите все сразу. Галя. У нас на клумбе распустилась красная гвоздика, она очень хорошо пахнет. И т. п. необходимость в употреблении глагольной лексики и разных видов предложений.

 

35. Методика работы над сэнсавым значением слова. (Начин со ср гр).Разв речи напрвл не только на расширение общего объема слов но и воспит у детей внимания к содержат стороне слова, к его значен. словарный состав языка наз. Лексикой, а нака о словарн составе слова –лексикология. Минимум лексич единиц языка явл слово. Слово сост из 3 элементов :1)связный звуковой ряд 2)предмет или явл обознач данным звуков рядом 3)смысл, к-рый возник в нашем сознан при произношении данного звук ряда. Неотьемливым св-вом слова как единиц языка явл его значение (симантика). В кач-ве основн компонентов значен слова выдел: 1) денотативный (предметный)-отражение в значен слова конкретн предмета 2)понятийный –отраж формирование понятия 3)поннотативный-отраж эмоц отнош говорящего к слову 4)контекстуальный.

Слова входят в единую лексическую систему. каждая лексич един этой системы связана различным отношением с другими единицами. Как по значению, так и по форме. Для того чтобы значение слова проявилось нужно употребл слово в речи. В этом случае одно лексич значен выступает как основное или исходное, а другое как вторичное. К лексич единицам относят: +синонимы,+антонимы,+тематич группы. Наличие в языке одних слов не обеспечив никакой коммуника-сти. человек вовремя речев акта оперирует не словами, а симантическ полями – отношения слов между собой. слова связыв между собой по формальным признакам и по смыслу. Слова к-рые совпад по звук форме, но различны по значен-антонимы. Сл, к-рые различн при написан, но совпад при произнош – омофоны. Сл, к-рые совпад по написан, а произнос различно – омографы.

Важн показателем знач сл явл его сочетаемость. Сл и его сочетаемость неразрыв связаны. Ограничение значений слова лежит в основе образования фразеологизмов- устойчивые, целосностные словосочетания слов с переносным значением по степени устойчивости. Главным условием осознания речи явл понимание ее смысла в целом, а не знание значений отдельных слов.

 

В.36. Содержание и методика работы по формировании марфалагичнага ладу маулення. Усвоение морфологических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает, наряду с функцией общения, выполнять функцию сообщения через правильно сочетаемые слова в предложении, когда он овладевает монологической формой связной речи. Уже в дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость у ребенка с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Связь между предметами и явлениями ребенок познает, прежде всего, в предметной деятельности. Формирование правильной речи проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм. Расчленение слов охватывает ряд категорий существительных в единственном и множественном числе именительного,_родительного_и винительного падежей, а также и глагольные категории (повелительное наклонение, инфинитив, прошедшее и настоящее время). В среднем дошкольном возрасте основное внимание обращается на усвоение морфологической стороны речи. согласование слов;-чередрвание звуков в основах; образование сравнительной степени прилагательных, и Процесс усвоения ребенком грамматического строя речи сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл ИЛ Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического стереотипа. Методика формирования морфологической стороны речи: К трём годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным. На четвёртом году ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с усвоением категории рода. При правильном определении родовой принадлежности существительного ребёнок правильно изменяет его, при ошибочном - допускает ошибки ("кошка поймала мыша", "я хочу хлеба с солем"). Для этого возраста характерно стремление к сохранению глагольной основы слова, потому и возникают ошибки типа "можу" вместо "могу" (от "мочь"); "не пустю" вместо "не пущу" (от "пускать"); "возьмил" и вместо "взял" (от "взять"). Такие морфологические ошибки являются возрастной закономерностью, не зависящей от социального окружения. В младших группах существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"