Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 14:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

 

23. Программа развития разговора дошкольников. Задачи развития речи дошкольников нашли отражение в первых программных документах по дошкольному воспитанию. В программе детского сада 1932 года задачи воспитания впервые формулируются по видам деятельности и возрастам. Новая Программа 1934 года уже включала задачи развития речи и работу с книгой и картинкой. В 1962 году появилась "Программа воспитания в детском саду", которая определила, что дети должны учиться говорить на лучших образцах родной речи. В 80-е годы многие детские сады использовали методику В.В.Гербовой, составившей конспекты занятий по развитию речи во всем возрастных группах. Большое внимание на этих занятиях уделялось словарной работе, воспитанию звуковой культуры речи. "Программы развития речи детей дошкольного возраста в детском саду" [Ушакова, 1994], разработанной на основе результатов исследований, проведенных в лаборатории развития речи под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. В программе представлены теоретические основы: результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов, их взгляды на природу языковых способностей, рассмотрение обучения языку не только в лингвистической, но и в коммуникативной сфере. Основные направления работы по развитию речи рассматриваются по задачам: развитие связной речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Пралеска – первая национальная программа дошкольного образования, программа нового поколения. Задачи по прогамме:-1)содействовать удовлетвор потребностей детей во вним ласке, помощь в адаптации к д/с 2) содействовать р-тию и удовлествор потребностей детей в общен со сверстн-ми 3) содейство дальнейш р-тию делового общения у почемучек, умен вступать в делов контак-те со взр так и со сверст 4) создав благоп условия для своевр возникн и р-тия внеситуат познават общения, привлек к обсужд вопр познават х-ра 5) побужд каждого воспитан к познават общен 6)стимулиров в проц познават общ с почемучками их любознат, детск вопр. 7)познаком со слова обознач последоват смены суток 8)познак с днями недели.

 

24.методические  принципы учения детей бел. Языку. Под методическими принципами понимается общее исходное положение, руководствуясь которым педагог выбирает средства обучения.

Методические принципы: принципами взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей: речь опирается на сенсорные представления, составляет основу мышления и развивается в единстве с мышлением. Следования этому принципу обязывают педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, способствующие развитию всех познавательных процессов; принцип коммуникативно-деятельностного подхода: понимание речи как деятельности, заключенной в использовании языка для коммуникации, его реализация предполагает развитие речи как средства общения в процессе общения в разных видах деятельности;

Принцип формирования элементарного осознания явлений языка: основан на том, что в процессе овладения речью лежит не только подражание, но и не осознанное обобщение явлений языка;

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развитие речи как целостного образования: реализация состоит в таком построении при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи; принцип обогащения мотивации речевой деятельности: от мотива как важнейшего компонента зависит качество речи и мера успешности обучения; принцип обеспечения активной речевой практике: на занятиях следует использовать различные факторы, обеспечивающие речевую активность всех детей; эмоционально-положительный фон, субъектно-субъектное общения, игровые приемы.

 

В.25. Задачи и принципы словесной работы в д/с. Лексические упражнения (как и фонетические) редко проводятся на специальных занятиях, целиком посвященных этой теме; такие упражнения включаются в занятия по развитию связной речи и в занятия по ознакомлению с художественной литературой. Например, если то или иное занятие по развитию связной речи рассчитано на 20 минут, то из них от 2 до 10 минут может быть затрачено на специальные лексические упражнения; в занятия по ознакомлению с художественной литературой лексические упражнения вводятся, когда бывает нужно прокомментировать лексику писателя. Специальные упражнения по лексике имеют своей целью конкретные лингвистические задачи: развивать понимание обобщающего смысла слова, развивать понимание отношений "целое и его часть", развивать понимание отвлеченного смысла слова, развивать языковое чутье в области морфологии (в—усвоении—абстрактных значений морфем), добиваться усвоения антонимов как средства осмысления значений слов, развивать стилистическое чутье, добиваться усвоения переносного значения слов и этических понятий (посредством знакомства с художественной литературой). Методы обогащения словаря детей на специальных занятиях - практические. Чаще всего при проведении лексических упражнений используется прием дидактической игры, в частности игры с "дидактическими" (т.е. специально оснащенными) куклами. Используется также дидактическая игра, известная под названием "Чудесный мешочек" (дети опускают руки в мешочек, наполненный мелкими предметами, и на ощупь узнают и называют их). Но, конечно, с помощью только кукол и других игрушек дети не могут "впитать" поэтическую сущность родного слова. Детей надо знакомить с окружающим и объяснять лексическое значение слов просто указанием на реальный предмет, действие, признак.

 

В.26. понятие звуковой культуры. Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Воспитание звуковой культуры предполагает: формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата; 2. воспитание орфоэпически правильной речи -умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения; 3. формирование выразительности речи - владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

4. выработка дикции - отчетливого, внятного произношения каждого звука и ' слова в отдельности, а также фразы в целом;

5. воспитание культуры речевого общения как части этикета. В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

1. развитие  речедвигательного аппарата (артикуляционного  аппарата, голосового аппарата, речевого  дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

2. развитие  восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Овладение правильным произношением в младшем дошкольном возрасте затрудняется недостаточным развитием моторики речевого аппарата и фонематического слуха, недостаточной устойчивостью нервных связей. У детей пока еще отсутствует сознательное отношение к несовершенствам своего произношения. Вместе с тем положительными факторами являются большая подражательность, стремление детей к игровым действиям, к подражанию, эмоциональность при восприятии звуков.

Дети среднего дошкольного возраста овладевают произношением всех звуков родного языка, в том числе и трудными в артикуляционном отношении звуками.

 

В.27. Понятие грамматического ладу разговора. Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи рассматривает вопросы усвоения детьми в речевой практике именно грамматического строя языка. При формировании грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис — словосочетания и предложения. Грамматика, по словам К. Д. Ушинского, — логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. Отвлекаясь от конкретных значений слов и предложений, грамматика получает большую абстрагирующую силу, возможность типизировать явления языка. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется и мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка. Некоторые особенности становления грамматического строя речи детей пpeддoщкольнoго и дошкольного возраста изучены в психологии; в физиологии установлена условно рефлекторная основа грамматической стороны их речи Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. В живой речи дети замечают постоянные значения грамматических элементов-морфем. «На этой основе формируется обобщенный образ отношений значимых элементов в словах и словоформах, что и приводит к складыванию механизма аналогии, являющегося основой языкового чутья, в частности чутья к грамматическому строю языка».Ребенок трех лет уже пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо и др., употребляет простые и сложные предложения. Казалось бы, достаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания, чтобы он знакомые отношения самостоятельно обозначал уже усвоенной грамматической формой, хотя словарный материал будет и новым. Но этого не происходит. Постепенность овладения грамматическим строем объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической. В детском саду не ставится задача изучения грамматики, знакомства с ее правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи. В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности которые выражены в грамматических формах.

Процесс овладения звуками сложный, для него характерна неустойчивость произношения, когда в одном звукосочетании ребенок правильно произносит звуки, а в другом -неправильно. Типичны «обратная замена» звуков или «переупотребление звука» (вместо старого заменителя ставится вновь усвоенный звук - «шлон», «шобака»). Однако к старшему дошкольному возрасту у детей развиваются способность к самоконтролю, осознание несовершенство своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный характер. У детей наблюдаются случаи - проявления взаимопомощи - внимание к речи друг друга, желание помогать товарищам. К старшему дошкольному возрасту при правильной постановке работы дети овладевают произношением всех звуков родного языка. У них в достаточной степени развиты речевой слух, артикуляционный аппарат и речевое дыхание. Развиваются фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу речи. Ребенок начинает критически относиться к своему произношению, осознает его дефекты, смущается из-за них, иногда отказывается отвечать.

 

В.28.Понятие звязного разговора, его психологич. природа.. Цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Остановим свое внимание на методике развития связной речи. Связная речь это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника. Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах-диалог и монолог.

Можно выделить несколько групп диалогических умений: 1 .Собственно речевые умения. 2Умения речевого этикета. 3.Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе. 4.Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы. 5.Невербальные (неречевые) умения.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи повозрастным группам.

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу. В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и пoвecтвoвaтeльнoгo типа: Речь маленького ребенка с точки зрения, грамматики аморфно (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о непознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений. В целом - в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами. Связи между предметами и явлениями ребенок познает, прежде всего, в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

 

В.29.Диагностика детского развития дошк. Несомненное значение в дефектологии представляет опыт создания диагностических систем для оценки речевого развития у дошкольников. К диагностическим методикам предъявляются следующие требования: -материал и условия выполнения подбираются с расчетом на максимальную доступность для детей по всем параметрам;

-в методики  включается серия однородных  заданий, что исключает влияние случайных причин.

В соответствии с предъявляемыми требованиями были отработаны, адаптированы и модифицированы методики по диагностике речи. Диагностические методики предполагают системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных блоков. Для каждого присущи свои цели, задачи, методы, приемы, своя стратегия и тактика. Цель диагностических систем для оценки речевого развития сводится к определению оценки динамики речевого и личностного развития, выявлению речевых нарушений (фонетических, лексических, грамматических) диагностике факторов риска для каждой семьи, степени устойчивости обнаруженных речевых нарушений у дошкольников и рекомендации к их преодолению. Изучаемые уровни: речевая коммуникация, грамматическая сторона речи, — связная речь, - звуковая сторона речи, словарный запас, практическое осознание элементов речи. Для изучения коммуникативных умений детей проводится наблюдение за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли. Для изучения уровня связной речи используется методика «пересказа текста» и ответов на вопросы по их содержанию. Детям предлагается прослушать небольшие по объему рассказ или сказку. Словарный запас определяется выявлением способности детей быстро подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова. Изучение грамматической стороны речи предполагает выявление умения детей пользоваться различными грамматическими конструкциями, самостоятельно образовывать слова. С этой целью ребенку предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений. Для выявления особенностей звукопроизношения детей используются наборы предметных и сюжетных картинок. Проверяется, как ребенок произносит звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. Для проверки умений различать звуки речи на слух ребенку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука (з - с, ж - ш, б -п, г - к, л - р и т.д.), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мышка - мишка, лак - рак и т.д.). Изучение практического осознания элементов речи детьми определяется на уровне анализа фонемы, слова и предложения.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"