Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 14:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

Следующий вид речи - это устная монологическая речь, наиболее типичная, о которой говорят психолингвисты, забывая о существовании других видов устной речи.

И, наконец, четвертый вид - это письменная монологическая речь. Она также имеет свою психологическую специфику, ибо, во-первых, максимально диалогична (собеседник в этом случае обычно абсолютно не знаком с темой высказывания и отделен от пишущего сколь угодно в пространстве и времени), во-вторых, максимально осознана и допускает определенную работу над высказыванием, постепенное нащупывание адекватной формы выражения.

 

В. 15.Ушинский. Ценным вкладом в дошкольную педагогику являются взгляды К. Д Ушинского на необходимость «подготовительного» обучения детей до поступления в школу. Ушинский выделял два вида обучения: систематическое, или методическое, с семи лет и подготовительное, которое ребенок дошкольного возраста может получать в семье, детском саду, «малолетней» школе Подготовительное обучение, в том числе развитие языка, должно быть посильным (до получаса в день), доступным занимательным, разнообразным. В первоначальном обучении детей родному языку К. Д. Ушинский видел три цели Первая — развивать дар слова, т.е. умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины) Вторая цель — учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. Им была впервые разработана система детского чтения. В круг чтения детей великий педагог включил народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы произведения русских писателей и свои собственные. Третья цель — практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению ее как науки. Этой цели могут служить разнообразные упражнения — придумывание предложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме и др. Все три цели должны осуществляться одновременно. К. Д. Ушинский сумел претворить в жизнь свои теоретические взгляды на роль художественного слова в воспитания детей, создав классические учебники «Детский мир и Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864). (В список литературы, рекомендуемой «Программой воспитания в детском саду» для чтения рассказывания детям, включены его рассказы «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Утренние лучи» Итак, К. Д. Ушинский обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей-что способствовало выделению развития речи в специальный раздел педагогики Теоретические и практические положения великого педагога послужили основой для появления методики развития речи детей как самостоятельной науки.

 

В. 16 Тихеева. Центрально е место в педагогической теории Е. И. Тихеевой занимает методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе. Эта методика, построенная на школе, учения К.Д. Ушинского, разрабатывалась ею еще в дореволюционный период и была окончательно оформлена в советское время. Одним из методов обучения детей родному языку Е. И. Тихеева считала уроки наблюдения, связанные с рассказыванием: детям показывают предметы, называют их, а потом просят повторить слово. Так часто делают матери, но проводят эти уроки, как правило, бессистемно и не всегда правильно. В детских садах такие уроки должны быть систематическими. Речь воспитательницы должна быть образцом для подражания детей. Тихеева создала свою оригинальную систему дидактических Материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров цветовой окраски и т.д.), игрушек и природного материала (листья цветы, плоды, шишки, раковины и т. д.). Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы используются, должны сопровождаться беседами. Руководящую роль в дидактических играх и занятиях Тихеева отводила воспитателю.

 

В. 17 Сахин. Психолого-педагогич. Исследования детской речи выполняются в трех направлениях (по классификации Ф.А. Сахина) 1. Структурном – исследуются вопросы формирования разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического и грамматического; 2. Функциональном – исследуется проблема формирования навыков владения языком в коммуникативной функции; 3.когнитивном – исследуется проблема формирования элементного сознания явлений языка и речи.

Второе направление представлено исследованиями педагогических условий формирования связной речи, которая рассматривается как феномен, вбирающий в себя все достижения умственного и речевого развития детей.

 

18.Станавленние  методики развития разговора в Беларуси. Станавленние белор лингвистики включает 5 периодов: 1) втор. половина 19 нач 20в. в этот период происходит обоснование знач родного языка для воспитания лица. об использовании родного языка выступают: франц багушэвич, тетка, колос, багданович. Они отмечают что учение детей нужно проводить на родном языке. В 1914 царски власти позволяют открыть белор шк. 2) нач 20 в. создаются учебники для детей на белор языке. Белор издания печатались лацинск шрифтом. В 1905 издан «белор лементр или наука чтения» в 1906 тетка выдает «гасцинец для маленьких детей» и «чтение для детей белор». В 1915 выходит учебная книга для детей Б.Ластоускага «книжка для белор детей ради науки Чтения ». на ее страницах давались материалы о прошлом белор. Все авторы белор книг обращали внимание на развитие устной речи детей. 3) 20-40 20 века. В этот период выпадает станвленние Дашк лингвадыдыктыки в белор. Происходит разработка вопросов содержания и метода учения детей родному языку. Происходит построение нац систымы дошк образования. В д/с где управляли луцэвич воспитание велось на белор языке. Савенак выдала зборник «повествование в Дашк учреждениях» где разместила метадалагичныя советы по вопросам повествование и собрала литар материал для лит рассказа. Каржова ввелаа дапаможник «грамота в Дашк учреждений» здесь была разработанна методика учения детей грамоте, методом целых слов . Грамота связывалось со всей деятельностью детей. Асвятлялися вопросы методики развития разговора на бел языке. 4) 20 в 80 г происходит дальнейшем разработка содержания и методов обучения родному языку, создание метадалагичнага обеспечения процесс развития языка. развиваецца растановка проблемы рус белор двухмовья. педагогамии работали по учеб выданных в России. проводили уроки по Развитию речи на рус языке. с 1963г страны действовали правила. воспит на русском языке. постепенно понятие родной язык стала соотноситься только с русским языком. знакомить детей с белор языком рассматривалась как дополнительный национальный компонента. В 1967 хрестоматия «нам светит солнце ясное» 1968 «мы веселые ребята» 5) 20 нач 21в. 1985 выходят первые методические справочники для педагогов белор садов «уч дашк бел языке» (старжынс) на начальной моде 21 века-работа по интэгрырыванай методике обучен д рус и бел

 

19.Колас-заснавальник  метод уч белор языка. Внес большой вклад в защиту белор языка. В основу его работ положена идея народнасти, патрэатызму, люб к Род. у 1906 пишет статью - «белор язык в казенный шк», где выступает в защиту родного слова. Выдает «2 чи-тание для детей белор» книга состоит из 7 разделау. в ней дана маляуничыя аписанни родной природы. включено 11 сказок. эта книга имела большое значение как учебная книга. в 1925 издает книгу «метод родного языка» Колос формулирует цель учению родному языку для умения пользоваться родным языком для выражения собственных мыслей и переживаемого учеником. Эта цель определяет задачи: 1) уч читать (технике чтения, разв навык самостоятельной чтению дома) 2) учиться писать (технике письма, учению правописанию, составлять записи, свои мысли) 3) довести до понимания образа родного языка 4) развить устную речь ученика  

Методы учения род языка

:-Устное изложение; - собеседование; - игровые методы.

Он разработал требование к произведениям для детей: 1) произведение должно быть интересным 2) когда статья учебного характера, он должен давать глубокие и верные знания 3) когда статья грамм-палитычныая должен воспитывать моральные чувства.

В детских книжках должен быть интересный материал, интересные картинки и целостность композиции. Я.К. сам написал много произведений для детей. Много уваги дает художественной литерат. Он предлагает методы работы по азнакамлениню детей с художественной литературой этот разговор, составление плана, различные виды пересказов. особенно важным он считал изучать классичн литературу.

 

В.20. Цель и задачи разв. речи разговора в д/в Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

1 Собственно  речевые умения.

2 Умения речевого этикета.

3 Умения общаться  в паре, группе из 3-5

человек, в коллективе.

4 Умение общаться  в совместных действиях, достижения  результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы.

5 Невербальные (неречевые) умения. Задачи и содержание обучения  монологической речи. В зависимости от функции (назначения) выделяют такие типы монологов:

1. Описание - это характеристика предмета в статике.

2. Повествование - это связный рассказ о каких-либо событиях

3. Рассуждение - это логическое изложение материала в форме доказательства.

4. Пересказ - это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.

5. Рассказ - это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.

Эффективным методом также является дидактическая игра, подвижная игра, используется прием словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.

 

В.21. Характеристика методов и приемы развития разг. д. Наглядные методы: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов, показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов, рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек. Словесные методы заучивание наизусть, пересказ. Метод рассказа воспитателя. В старших группах метод беседы. Словесные методы в так называемом чистом виде в детском саду употребляются очень редко. Практические методы. Цель этих методов - обучить детей в практике применять полученные знания, помочь усваивать с совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная). Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со  знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию. При ознакомлении детей с некоторыми явлениями быта и природы па занятиях могут быть использованы методы – трудового характера-(черенкование, приготовление пищи). К практическим методам следует отнести разработанные С. В. Петериной наглядные игры-занятия, игры-инсценировки этического характера. Для их проведения требуется соответствующее оборудование: кукла и игрушечный мишка больших размеров (1м 20см), что обеспечивает действия с ними как с партнерами и дает большой воспитательный аффект, комплекты кукольной одежды, обуви, гигиенических принадлежностей.

Повторение — преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Объяснение — раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия.

Указания — разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различаются указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие. Словесное упражнение — многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков.

Оценка детской речи — развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. Вопрос — словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. Имеется определенная классификация вопросов. По содержанию выделяются вопросы, требующие констатации, репродуктивные (Что? Какой? Где? Куда? Как? Когда? Сколько? и т. п.); более сложная категория — поисковые, т. е. вопросы, требующие умозаключения  (Зачем? Почему? Чем похожи? и др.). По формулировке вопросы можно разделить на прямые, наводящие, подсказывающие.

 

В.22. Средство осуществления праграммы разв. речи детей, их характеристика. Чтобы занятия приносили максимальный эффект, они должны отвечать общим дидактическим требованиям, а именно: 1. Тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения. При этом учитывается его место в ряду других занятий по родному языку, уровень знаний и умений детей, определяется их нагрузка. Воспитателю должны быть ясны речевые задачи и конкретное речевое содержание. Подбираются методы и приемы, необходимые для изучения намеченного программного материала, продумываются структура и ход занятия. Подготавливаются нужные наглядные пособия, учебное оборудование.2. Оптимальная интенсивность нагрузки. Воспитатель руководствуется принципом развивающего обучения.3.Воспитательный характер занятия. В процессе развития речи, как уже говорилось, совершенствуются все психические процессы. Важно, чтобы на занятиях формировались познавательные интересы детей, от общей любознательности в младшем дошкольном возрасте к дифференцированным и стойким интересам старших дошкольников, к доступному анализу и оценке ими своей деятельности. На занятиях педагог приучает детей самостоятельно, творчески использовать полученные знания и умения. Очень важно поддерживать у ребенка желание учиться, научить его делиться своими знаниями с товарищами 4. Эмоциональный характер занятий. Прежде чем начать занятие, у детей нужно вызвать желание учиться, любознательность, стремление узнавать новое. 5. Распределение приемов обучения в соответствии со структурой занятия.

Построение занятия должно быть четким. В начале его, как правило, устанавливают связи с пройденным материалом, с опытом детей. Затем педагог сообщает цель занятия (в простых и понятных выражениях). При построении занятия учитывают переход от более трудного к легкому, от менее эмоционального к более эмоциональному. Между его частями планируют - физкультминутки. 6.Речевая активность каждого ребенка на всех этапах занятия. В значительной степени она должна выражаться в активном восприятии ребенком речи педагога и сверстников, в понимании ее 7. Сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом. Фронтальные формы работы — общие задания, общий ритм, хоровые ответы и т.д.—должны сочетаться с заданиями, предлагаемыми отдельным детям. 8 .Правильная организация занятия. Занятия по по речи могут проходить в разных условиях. Чаще всего их проводят в групповой комнате, при этом дети занимают свои привычные места за столами. 9.Учет результатов занятия. Учет знаний проводится воспитателем по ходу самого занятия, в процессе наблюдения за речью детей и не требует, в отличие от школьного урока, отдельного этапа опроса. 10.Необходимость закрепления пройденного материала на других занятиях или в другой деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"