Шпаргалка по "Логопедии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для по "Логопедии".

Вложенные файлы: 1 файл

РИНОЛАЛИЯ.docx

— 36.47 Кб (Скачать файл)

Артикуляция шипящих звуков в большинстве случаев имеет  патологические особенности, характерные  для ринолалии. Приподнятая задняя часть спинки языка и глоточный выдох придают им специфическую окраску. В задачи коррекционной работы входит вызвать правильное положение органов артикуляции и выработать направленный ротовой выдох при произнесении шипящих звуков.

Работа начинается с постановки глухого звука [ш]. Используются  навыки, отработанные на этапе формирования артикуляционных укладов и артикуляционных  движений. Ребенку предлагается вспомнить  упражнение “чашечка”, при котором  нужно удерживать на весу широкий  язык, приподнимая кверху его кончик. Затем “чашечка” продвигается вглубь полости рта. Ребенку напоминают о том, что сейчас язычок не спит, и поэтому он не должен опускаться вниз. Закрепив верхнее положение  языка, переходят к целенаправленному  дутью. Чтобы избежать неправильного  направления воздушной струи (в  щеки, на губы) ребенку можно показать картинку с изображением плывущего  корабля с надутыми парусами и  предлагают представить, что ротик  – это корабль, а язычок – парус. Чтобы парус надулся, надо подуть точно на язычок. При этом правильное положение губ контролируется  логопедом.

Звук [ж], как правило, воспроизводится детьми по подражанию. Можно использовать вариант сказки о веселом язычке.

Л.: Хотя твой язычок очень  много бегал, прыгал, выполнял всякие упражнения и теперь вернулся в домик, он все еще не хочет ложиться спать  и продолжает играть, подпрыгивая  и доставая до потолка. Покажи, как  он это делает.

Ребенок демонстрирует отработанную артикуляционную позу.

Л.: Но вдруг к нему в  домик залетела пчела и стала  летать и жуж-жать. Язычок так испугался, что от страха приклеился к потолку. Я по-кажу тебе, как летает пчелка летает и жужжит в домике, а потом ты сделаешь то же самое.

Как правило дети легко справляются с предложенным заданием, т. к. параллельно с коррекцией звукопроизношения проводится работа по дифференциации ранее сформированных звуков, в том числе и по глухости-звонкости.

К постановке звука [щ] следует  приступать после того, как ребенок  овладевает правильным произношением  свистящих и шипящих звуков. Ребенку  предлагается произнести прямой слог [си], оттянув назад кончик языка. Чтобы губы приняли необходимое  положение, можно вспомнить упражнение “заборчик”. Если органы артикуляции  принимают нужную позу, то слышится требуемый звук. Иногда для получения  “заборчика” требуется механическая помощь и губы придерживаются рукой. Таким же образом предлагается произносить  слоги [ся], [се], [сю].

При постановке аффрикаты [ч] у каждого ребенка следует вырабатывать умение правильно определять положение языка при произнесении звука и акцентировать внимание на направляемой воздушной струе. Коррекция ведется традиционным способом от звука [т`].

 

  1. Постановка  звука Х, Й, Л, Р при ринолалии .
  2. Приемы озвончения, используемые при ринолалии.

Постановка звонких  звуков начинается с пропевания гласного [a]. Во время фонации ребенок, подражая беззвучной артикуляции логопеда, воспроизводит нужные действия и таким образом можно получить звук в интервокальной позиции.

Можно предложить ребенку  петь [a]-[a]-[a], укладывая спать любимую  куклу. Во время пения нижняя губа слегка закусывается верхними зубами, при этом получается звук [в]. Хлопок губами во время пения дает возможность произнесения звука [б]. При постановке звука [д], ребенку можно предложить толкать язычок в верхние зубы, как будто он хочет погулять и стучиться в дверки, которые крепко закрыты и не хотят его выпускать.

В некоторых случаях добиться правильного произношения звуков можно  добиться по подражанию или с использованием тактильного анализатора. Рука ребенка  кладется на шею в области гортани, чтобы таким образом он мог  почувствовать работу голосовых  складок. Сначала логопед показывает, как это делается, затем ребенок  отраженно выполняет эти действия.

 

  1. Особенности постановки мягких фонем при ринолалии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

термины:

 Дисфония – расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Афония – отсутствие фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

 Фонопедия – специальная отрасль логопедии, которая изучает голос и методы его пед. Коррекции при органических и функциональных нарушениях. 

 Фонация – психофизиологический акт, её составляющие: голосообразование и голосооформление.

Голосообразование – компонент фонации, в результате которого достигается основная цель – производится гортанный звук.

 Голосооформление - компонент фонации, в ходе которого первичный гортанный звук преобразуется и оформляется в акустический продукт, имеющий индивидуальные хар-ки.

способы подачи звука (голосовая  атака) :

  1. Твердая атака – способ подачи звука, при котором сначала смыка
  2. Придыхательная –
  3. Мягкая атака –

 

Высота голоса – субъективное восприятие частоты колебаний голосовы складок. Чем чаще колеблются, тем выше звук. Измеряется в Гц (количество за 1 с.) Разговорная речь муж – 85 – 200. Жен – 160 – 340 Гц.

Сила звука – мощность, громкость. Зависит от амплитуды колебаний голосовых складок. Измеряется в Дц.

Тембр голоса – сложное качество звука. Складываетсяиз совокупности колебания ГС и результата работы резонатора.

Длительность фонации -

Органические нарушения голоса – центральные : афония, дисфонияпри дизартрии. Периферические: Афония, дисфония при патологии гортани. Ринолалия, ринофония. Дисфония, ринофония (носовой оттенок голоса при нормальном зв/пр-ии) при снижении слуха.

Функциональные нарушения голоса – центральные: истерическая афония, дисфония при неврозах. Периферические: афония, дисфония при перенапряжении ГС. Патологическая мутация.


Информация о работе Шпаргалка по "Логопедии"