Читательский интерес дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:57, реферат

Краткое описание

До сих пор на уровне государства и общества дошкольное , а тем более раннее детство не признано основным периодом в читательском развитии ребенка, хотя еще в 50 г прошлого века были указаны те виды деятельности, которые доступны ребенку уже с раннего возраста: слушание, разглядывание иллюстраций, размышление над услышанным, переживание происходящего в худ. Тексте. Согласно указанным видам читательской деятельности , малыш отличается от взрослого человека только тем, что до определенного возраста не умеет читать самостоятельно и затрудняется высказывать свои впечатления от услышанного. При этом взрослые не осознают, насколько слушание , понимание смысла , запоминание художественного текста на слух сложнее, нежели протекание этих процессов при визуальном чтении.

Вложенные файлы: 1 файл

текст курсовая..docx

— 286.24 Кб (Скачать файл)

 

У школьников одного и того же класса познавательный интерес может  иметь равный уровень своего развития и различный характер проявления, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального  развития.

Элементарным уровнем  познавательного интереса можно  считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.

Более высоким уровнем  его является интерес к познанию существенных свойств предметов  или явлений, составляющих более  глубокую и часто невидимую внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами.

 

Восприятие и его физиологические  основы

Понятие о восприятии. В  окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а  предметы, вещи, явления: не звуки, а  предметы и явления, производящие звук; не свет, а светящиеся предметы; не запахи, а пахнущие объекты. Поэтому на основе ощущении должен строиться познавательный процесс более высокого уровня, как  процесс отражения предметов  в целом, в совокупности их свойств, иначе познание мира будет невозможным. Таким процессом и является восприятие.

Восприятием называют отражение  в коре головного мозга предметов  и явлений, действующих на анализаторы  человека. В отличие от процесса ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом. В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Мы воспринимаем, например, классную доску, а не сумму черноты, твердости и прямоугольной формы. Воспринимал, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в целостный образ, но и осмысливаем «тот образ, донимаем его, привлекая для этого свой прошлый опыт. Иначе говоря, восприятие человека невозможно без деятельности памяти ж мышления. Восприятие не пассивное отражение, а сложная деятельность, в процессе которой человек глубоко познает окружающий мир, обследует воспринимаемые объекты. Важная составная часть деятельности восприятия— движения: движения глаза, рассматривающего предмет, движения руки, ощупывающей предмет или манипулирующей с ним, и т. д. Без движений глаза нет, например, зрительного восприятия. Если с помощью специального устройства добиться абсолютной неподвижности глаза, то он перестает видеть объект. Большое значение в процессе восприятия имеет речь, называние, т. е. словесное обозначение предмета. Бывают случаи, когда внешние признаки предмета настолько бедны или изменены, что не позволяют сразу опознать его. В таких случаях называние предмета вызывает образы, связанные со словом, и они дают возможность быстро узнать предмет.

 

Физиологические основы восприятия. Специальных органов восприятия нет. Материал для восприятия дают анализаторы. В основе восприятия лежат сложные  системы нервных связей. Предметы или явления окружающего мира обладают целым рядом свойств  и воздействуют этими свойствами на различные анализаторы. Воспринимая  в первый раз незнакомый Предмет (например, лимон), ребенок ощущает  его круглую форму и желтый цвет (через зрительный анализатор), его своеобразный аромат (через обонятельный анализатор) мягкую, шероховатую поверхность (через кожный и двигательный анализаторы), его кислый вкус (через вкусовой анализатор). Таким образом, предмет, в данном случае лимон, выступает  как сложный, комплексный раздражитель. Восприятие же есть результат синтетической  деятельности коры, связь различных  ощущений. Другими словами, в основе восприятия лежат так называемые межанализаторные связи, связи между различными анализаторами.

Наличие таких связей позволяет  правильно воспринимать предмет  на основании показаний всего  лишь одного анализатора. Например, я  вижу гранитную плиту и воспринимаю  ее как твердую и холодную. Но твердость и температуру тела видеть нельзя, эти ощущения дают другие анализаторы. В данном случае возбуждение  зрительного анализатора приводит к возбуждению соответствующей  системы межанализаторных связей. Установление такого рода связей можно отчетливо  проследить, наблюдая за восприятием  слепорожденных, прозревших после операции. Первое время они не могут осмысливать  то, что видят, пока не научатся при помощи ощупывания предметов осознавать показания органа зрения. Такие люди на первых порах не узнают с помощью зрения знакомых предметов. Известен случай, когда прозревший человек, которому показали бутыль и попросили определить, что это такое, ответил: «Не знаю. Вполне возможно, что это лошадь». Другой, увидев геометрические тела (куб, шар, пирамиду), никак не мог понять, что это такое, пока не определил их путем ощупывания. После образования связи между зрительными и осязательными ощущениями зрительное узнавание стало возможным.

Если воспринимаемое явление  по самой своей природе воздействует только на один анализатор (например, при  восприятии мелодии или восприятии звуковой речи), то в основе восприятия лежат системы внутрианализаторных связей, связей в пределах одного анализатора. Это связи на отношение, соотношение элементов. Образование таких связей в слуховом анализаторе дает возможность узнавать мелодию по соотношению входящих в нее звуков, хотя мелодия звучит то в голосе, то в исполнении на различных инструментах. Образование таких связей в зрительном анализаторе обеспечивает узнавание контуров фигур независимо от их размера и цвета.

Осмысленность восприятия связана  с работой так называемых вторичных корковых полей анализаторов. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которых дает ощущения, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмысливании его. При раздражении слабым электрическим током (о возможности таких экспериментов упоминалось в главе II) первичных зрительных нолей человек видел цветовые пятна, блики, вспышки, при раздражении вторичных зрительных полей — знакомые лица, предметы, животных. Аналогичное явление наблюдалось и при раздражении первичных и вторичных слуховых зон (шумы, неоформленные звуки разной громкости и высоты или же голоса, слова, звуки музыкальных инструментов).

Основные особенности  восприятия

Восприятие зависит от психических особенностей воспринимающей личности, т. е. от ее направленности, взглядов, убеждений, склонностей, интересов, переживаемых ею чувств. Ведь воспринимает не глаз, не ухо, не рука, а человек, личность. Кто не знает, как совершенно по-разному  воспринимает окружающее человек, находящийся  в радостном, приподнятом настроении, и он же, будучи в мрачном расположении духа.

Избирательность восприятия. Определенное отношение человека к  воспринимаемому, зависящее от особенностей его личности, выражается в избирательности восприятия. Избирательность восприятия — это преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Каждый специалист склонен воспринимать в предметах и явлениях главным образом то, что его интересует, что он изучает, он не замечает тех деталей в предметах и явлениях, которыми не интересуется. Поэтому и говорят о профессиональном восприятии у людей разных специальностей. Какой-нибудь сложный механизм будет по-разному воспринимать опытный инженер-конструктор, ученик, интересующийся техникой, и просто любопытный человек, Поле будет совершенно по-разному воспринимать художник, ботаник, геолог, агроном, охотник и дачник.

То, что находится в  центре внимания человека при восприятии, называют, объектом восприятия, а все остальное — фоном. Иначе говоря, что-то является основным в восприятии человека в данный момент, а что-то — второстепенным.

 

Учащиеся младшего школьного  возраста лучше замечают ярко окрашенные предметы, подвижные предметы на фоне неподвижных. Рисунок, выполняемый  учителем на доске, младшие школьники  воспринимают полнее и совершеннее, чем тот же рисунок, показываемый уже в готовом виде. Все, что включено в трудовую, учебную, игровую деятельность учащегося -и тем самым вызывает его активность и повышенный интерес, воспринимается более полно. У маленького ребенка восприятие, конечно, еще очень несовершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали. Восприятие детей младшего и дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет — это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним. Наблюдательность у детей воспитывается в процессе игры. Полезны специальные игры, в которых создается установка обращать внимание на детали, сравнивать, находить черты сходства и различия.

Однако лишь в процессе школьного обучения ребенок систематически приучается к наблюдению как целенаправленной, планомерной и организованной деятельности.

Марксизм  рассматривает  восприятие,  т.е.  непосредственно  чувственное

отражение действительности,  и как ступень, и  как основную форму  познания,

достигающую  в  процессе  исторического  развития человека  высокой  степени

совершенства.

     Возможности  восприятия,  разумеется,  обусловлены   устройством  органов

чувств  человека, его  сенсорными способностями,  или,  говоря языком ранних

произведений Маркса,  соответствующими  сущностными  его силами.  Однако для

того,  чтобы в голове человека возник  осязательный, зрительный или слуховой

образ предмета, необходимо, чтобы между человеком и этим предметом сложилось

деятельное  отношение. От  процессов,  реализующих это отношение, и  зависит

адекватность  и  степень  полноты  образа.  Значит,  чтобы  научно объяснить

возникновение и особенности  субъективного чувственного образа,  недостаточно

изучить, с  одной стороны, устройство и работу органов чувств, а  с другой -

физическую  природу воздействий,  оказываемых на  них  предметом. Нужно  еще

проникнуть  в  деятельность субъекта, опосредующую  его  связи  с предметным

миром.

Только немногие наиболее прозорливые мыслители приближались

к  пониманию того, что  за восприятием лежит как бы свернутая  практика и  что

осязающая  рука или  глаз не  теряются в своих  объектах  только потому, что

научаются  выполнять  перцептивные действия и  операции,  сформировавшиеся в

практике. 

 

 

 

 

 


Информация о работе Читательский интерес дошкольников