Читательский интерес дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:57, реферат

Краткое описание

До сих пор на уровне государства и общества дошкольное , а тем более раннее детство не признано основным периодом в читательском развитии ребенка, хотя еще в 50 г прошлого века были указаны те виды деятельности, которые доступны ребенку уже с раннего возраста: слушание, разглядывание иллюстраций, размышление над услышанным, переживание происходящего в худ. Тексте. Согласно указанным видам читательской деятельности , малыш отличается от взрослого человека только тем, что до определенного возраста не умеет читать самостоятельно и затрудняется высказывать свои впечатления от услышанного. При этом взрослые не осознают, насколько слушание , понимание смысла , запоминание художественного текста на слух сложнее, нежели протекание этих процессов при визуальном чтении.

Вложенные файлы: 1 файл

текст курсовая..docx

— 286.24 Кб (Скачать файл)

Избирательность восприятия. Определенное отношение  человека к воспринимаемому, зависящее  от особенностей его личности, выражается в избирательности восприятия. Избирательность восприятия — это преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Каждый специалист склонен воспринимать в предметах и явлениях главным образом то, что его интересует, что он изучает, он не замечает тех деталей в предметах и явлениях, которыми не интересуется. Поэтому и говорят о профессиональном восприятии у людей разных специальностей. Какой-нибудь сложный механизм будет по-разному воспринимать опытный инженер-конструктор, ученик, интересующийся техникой, и просто любопытный человек, Поле будет совершенно по-разному воспринимать художник, ботаник, геолог, агроном, охотник и дачник.

То, что находится в центре внимания человека при восприятии, называют, объектом восприятия, а все остальное — фоном. Иначе говоря, что-то является основным в восприятии человека в данный момент, а что-то — второстепенным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся  младшего школьного возраста лучше  замечают ярко окрашенные предметы, подвижные  предметы на фоне неподвижных. Рисунок, выполняемый учителем на доске, младшие  школьники воспринимают полнее и  совершеннее, чем тот же рисунок, показываемый уже в готовом виде. Все, что включено в трудовую, учебную, игровую деятельность учащегося -и  тем самым вызывает его активность и повышенный интерес, воспринимается более полно. У маленького ребенка восприятие, конечно, еще очень несовершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали. Восприятие детей младшего и дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет — это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним. Наблюдательность у детей воспитывается в процессе игры. Полезны специальные игры, в которых создается установка обращать внимание на детали, сравнивать, находить черты сходства и различия.

Однако лишь в процессе школьного обучения ребенок  систематически приучается к наблюдению как целенаправленной, планомерной  и организованной деятельности.

У учащихся I —II классов в характере восприятия очень много общего с восприятием старших дошкольников. Так же как и дошкольники, учащиеся I — II классов воспринимают окружающее большей частью на основе схватывания каких-то отдельных, бросающихся в глаза, случайных признаков, несущественных свойств предметов и явлений. Так, рассматривая наглядное пособие — наблюдая жука, ученики I класса обратили внимание на то, что жук находится на пробочке, приклеен, что у него на спине булавочка, что вокруг пробочки желтое пятно от клея и т. п., но не заметили существенных особенностей самого жука. У первоклассников самостоятельный анализ наблюдаемого проводится беспорядочно,  отсутствуют плановость, системность наблюдения, нет попыток отделить существенное от несущественного. Начав рассматривать одно и не рассмотрев его, ребенок переходит к рассматриванию другого.

 

Интерес (от лат. interest — имеет значение, важно) социальный, реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями — мотивами, помыслами, идеями и т. д. — участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов.

Французские материалисты 18 в. К. А. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро  предпринимают, по выражению Г. В. Плеханова, первую грандиозную попытку объяснить  общественную жизнь с помощью  И. Интересы людей противопоставляются  ими как божественному предопределению, так и случайным обстоятельствам  исторического процесса. В И. они  усматривают реальное основание  нравственности, политики, общественного  строя в целом. "Если физический мир подчинен закону движения, то мир  духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в  глазах всех существ вид всякого  предмета" (Гельвеций К. А., Об уме, М., 1938, с. 34). Однако французские материалисты не вышли за рамки идеалистического понимания общественной жизни, поскольку  социальный И. рассматривался ими как  простая сумма индивидуальных И. Сами же индивидуальные И. они выводили из чувственной природы человека, остающейся в целом неизменной. Отсюда тезис Гельвеция о том, что  голод и любовь правят миром. Важную роль в развитии теории И. сыграл Г. Гегель, который, вслед за И. Кантом, подчёркивал несводимость И. к грубой чувственности, к естественной природе человека. "Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль" (Гегель, Соч., т. 8, М.—Л., 1935, с. 20). Люди "добиваются удовлетворения своих интересов, но благодаря этому осуществляется еще и нечто дальнейшее, нечто такое, что скрыто содержится в них, но не сознавалось ими и не входило в их намерения" (там же, с. 27). И., по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерения и сознания, и этот "остаток", проявляющийся в конечных результатах человеческих деяний, связан у него с хитростью мирового разума, с абсолютной идеей, осуществляющей себя в истории через бесконечное многообразие потребностей и И.

Марксизм сохраняет все  положительные моменты в толковании И., полученные в истории общественной мысли, подчёркивая вместе с тем  объективные основания социального  И. "Экономические отношения каждого  данного общества, — писал Ф. Энгельс, — проявляются прежде всего как интересы" (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 18, с. 271). Поскольку экономические отношения порождают разделение общества на классы, постольку классовые интересы оказываются наиболее существенными, глубокими, определяющими во всём многообразии национальных, групповых и индивидуальных И. Социальные И. обусловлены экономическим положением тех или иных общественных групп; вместе с тем они не сводятся к этому положению, поскольку не существуют помимо того или иного их выражения в виде настроений, взглядов, эмоциональных реакции, идеологии и т. п. В противоположность так называемому экономическому материализму, абсолютизирующему экономические интересы, марксизм-ленинизм исходит из того, что содержание коренных классовых И. гораздо шире, нежели экономические потребности этого класса. В социальных И. закрепляется отношение данного класса или социальной группы ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей.

Один из наиболее существенных моментов материалистического понимания  истории состоит в выяснении  взаимозависимости между И. и  идеологией. "”Идея” всегда посрамляла себя, как только она отделялась от ”интереса”" (Маркс К. и Энгельс  Ф., там же, т. 2, с. 89). В. И. Ленин писал, что "люди всегда были и всегда будут  глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать  интересы тех или иных классов" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 47).

При решении вопроса о  классификации И. выделяется несколько  наиболее существенных оснований. И. различаются  по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), по сфере  направленности (экономические, политические, духовные), по характеру субъекта (национальные, государственные, партийные и т. д.), по степени осознанности (действующие стихийно и на основе разработанной программы), по возможностям их осуществления (реальные и мнимые), по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные), См. также Интересы экономические. 

 А. Г. Здравомыслов.

И. в психологии — отношение  личности к предмету как к чему-то непосредственно для неё ценному, привлекательному. Содержание и характер И. человека связаны как со строением  и динамикой его мотивов и  потребностей, так и с характером тех культурных форм и средств  предметного освоения действительности, которыми он владеет. Формирование мотивационной  сферы в процессе развития ребёнка, а также усвоение, совершенствование  и прогрессирующаяинтериоризация приёмов и средств действия превращают первоначально безотчётные, непроизвольные и ситуативно-эпизодические И. ребёнка в И. сознательные, произвольные и устойчивые. По мере раскрытия предмета И. к нему может перерастать в самостоятельную потребность в нём (познавательную, эстетическую и т. д.). Проблема целенаправленного формирования И., ещё мало разработанная в современной психологии, имеет большое значение для практики обучения и воспитания.

 

Курсовая работа.

Развитие читательского  интереса у детей старшего дошкольного  возраста

Что такое интерес?

Интерес (от лат. interest — имеет значение, важно) социальный, реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями — мотивами, помыслами, идеями и т. д. — участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов.

Французские материалисты 18 в. К. А. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро предпринимают, по выражению Г. В. Плеханова, первую грандиозную попытку объяснить  общественную жизнь с помощью  И. Интересы людей противопоставляются  ими как божественному предопределению, так и случайным обстоятельствам  исторического процесса. В И. они  усматривают реальное основание  нравственности, политики, общественного  строя в целом. "Если физический мир подчинен закону движения, то мир  духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в  глазах всех существ вид всякого  предмета" (Гельвеций К. А., Об уме, М., 1938, с. 34). Однако французские материалисты не вышли за рамки идеалистического понимания общественной жизни, поскольку  социальный И. рассматривался ими как  простая сумма индивидуальных И. Сами же индивидуальные И. они выводили из чувственной природы человека, остающейся в целом неизменной. Отсюда тезис Гельвеция о том, что  голод и любовь правят миром. Важную роль в развитии теории И. сыграл Г. Гегель, который, вслед за И. Кантом, подчёркивал несводимость И. к грубой чувственности, к естественной природе человека. "Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль" (Гегель, Соч., т. 8, М.—Л., 1935, с. 20). Люди "добиваются удовлетворения своих интересов, но благодаря этому осуществляется еще и нечто дальнейшее, нечто такое, что скрыто содержится в них, но не сознавалось ими и не входило в их намерения" (там же, с. 27). И., по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерения и сознания, и этот "остаток", проявляющийся в конечных результатах человеческих деяний, связан у него с хитростью мирового разума, с абсолютной идеей, осуществляющей себя в истории через бесконечное многообразие потребностей и И.

Марксизм сохраняет все положительные  моменты в толковании И., полученные в истории общественной мысли, подчёркивая  вместе с тем объективные основания  социального И. "Экономические  отношения каждого данного общества, — писал Ф. Энгельс, — проявляются прежде всего как интересы" (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 18, с. 271). Поскольку экономические отношения порождают разделение общества на классы, постольку классовые интересы оказываются наиболее существенными, глубокими, определяющими во всём многообразии национальных, групповых и индивидуальных И. Социальные И. обусловлены экономическим положением тех или иных общественных групп; вместе с тем они не сводятся к этому положению, поскольку не существуют помимо того или иного их выражения в виде настроений, взглядов, эмоциональных реакции, идеологии и т. п. В противоположность так называемому экономическому материализму, абсолютизирующему экономические интересы, марксизм-ленинизм исходит из того, что содержание коренных классовых И. гораздо шире, нежели экономические потребности этого класса. В социальных И. закрепляется отношение данного класса или социальной группы ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей.

Один из наиболее существенных моментов материалистического понимания  истории состоит в выяснении  взаимозависимости между И. и  идеологией. "”Идея” всегда посрамляла себя, как только она отделялась от ”интереса”" (Маркс К. и Энгельс  Ф., там же, т. 2, с. 89). В. И. Ленин писал, что "люди всегда были и всегда будут  глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать  интересы тех или иных классов" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 47).

При решении вопроса о классификации  И. выделяется несколько наиболее существенных оснований. И. различаются по степени  общности (индивидуальные, групповые, общественные), по сфере направленности (экономические, политические, духовные), по характеру субъекта (национальные, государственные, партийные и т. д.), по степени осознанности (действующие стихийно и на основе разработанной программы), по возможностям их осуществления (реальные и мнимые), по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные), См. также Интересы экономические. 

А. Г. Здравомыслов.

И. в психологии — отношение  личности к предмету как к чему-то непосредственно для неё ценному, привлекательному. Содержание и характер И. человека связаны как со строением  и динамикой его мотивов и  потребностей, так и с характером тех культурных форм и средств  предметного освоения действительности, которыми он владеет. Формирование мотивационной  сферы в процессе развития ребёнка, а также усвоение, совершенствование  и прогрессирующаяинтериоризация приёмов и средств действия превращают первоначально безотчётные, непроизвольные и ситуативно-эпизодические И. ребёнка в И. сознательные, произвольные и устойчивые. По мере раскрытия предмета И. к нему может перерастать в самостоятельную потребность в нём (познавательную, эстетическую и т. д.). Проблема целенаправленного формирования И., ещё мало разработанная в современной психологии,

имеет большое значение для практики обучения и воспитания.

 

 

ИНТЕРЕС (англ. interest) — потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание И. может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Эмоциональный и волевой моменты И. выступают специфично — как интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей. И. тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний. И. (особенно учебный) является традиционным предметом исследования в психологии и педагогике.

И. классифицируются по содержанию, т. е. по их предметной отнесенности; по широте предметного содержания; по глубине, т. е. по их укорененности  в системе потребностных отношений  личности; по устойчивости; по силе; по длительности. И. занимает промежуточное  положение в усложняющемся ряду потребностных отношений человека к миру: он возникает на основе познавательного влечения (желания) к той или иной области действительности и в процессе своего развития может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к своему предмету, в склонность. (А. Б. Орлов.)

 

Познавательный  интерес – явление многообразное, поэтому на процесс обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами.

Познавательный интерес  выступает как ценнейший мотив  учебной деятельности.

Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, « жажда знаний « - всё это различные  выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит  познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к  процессу его познания.

Формирование этой черты  личности необычайно благотворительно сказывается на всём развитии ученика. Его умственная и нравственная энергия  находит выход в отвечающей его  интересу деятельности, которая благодаря  сильным внутренним побуждениям  повышает интенсивность всех психических  процессов: мышление, воображение, память, воля, эмоции. В свою очередь, сама деятельность, согретая радостью познания, насыщенная мыслью и поиском, становится более  успешной, продуктивной и творческой. Все это, укрепляет чувства собственного достоинства школьника, неизмеримо повышает удельный вес его участия  в коллективе сверстников и ценность его личности в глазах взрослых.

Значит, каждый из этих видов  интереса может стать и этапом его развития. В одной области  знаний интерес может существовать как эпизодический, в другой, возникнув  как устойчивый, угаснуть, стать  эпизодом или перейти в личностный интерес. Устойчивый интерес всегда является промежуточным, но важным для  периода учения школьника.

Информация о работе Читательский интерес дошкольников