Читательский интерес дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:57, реферат

Краткое описание

До сих пор на уровне государства и общества дошкольное , а тем более раннее детство не признано основным периодом в читательском развитии ребенка, хотя еще в 50 г прошлого века были указаны те виды деятельности, которые доступны ребенку уже с раннего возраста: слушание, разглядывание иллюстраций, размышление над услышанным, переживание происходящего в худ. Тексте. Согласно указанным видам читательской деятельности , малыш отличается от взрослого человека только тем, что до определенного возраста не умеет читать самостоятельно и затрудняется высказывать свои впечатления от услышанного. При этом взрослые не осознают, насколько слушание , понимание смысла , запоминание художественного текста на слух сложнее, нежели протекание этих процессов при визуальном чтении.

Вложенные файлы: 1 файл

текст курсовая..docx

— 286.24 Кб (Скачать файл)

До сих пор на уровне государства и общества дошкольное , а тем более раннее детство  не признано основным периодом в читательском развитии ребенка, хотя еще в 50 г  прошлого века были указаны те виды деятельности, которые доступны ребенку уже с раннего возраста: слушание, разглядывание иллюстраций, размышление над услышанным, переживание происходящего в худ. Тексте. Согласно указанным видам читательской деятельности , малыш отличается от взрослого человека только тем, что до определенного возраста не умеет читать самостоятельно и затрудняется высказывать свои впечатления от услышанного. При этом взрослые не осознают, насколько слушание , понимание смысла , запоминание художественного текста на слух сложнее, нежели протекание этих процессов при визуальном чтении. Они с легкостью отвергают мысль о том, что не читающий ребенок может быть своеобразным читателем – слушателем, читательская деятельность которого по своей природе в основном базируются на ином типе восприятия искусства – слуховом.

 

Книга сейчас нередко заменяется телевизором, компьютером, общением в  Сети. В то же время не стоит забывать, что развитие интереса и любви  к книге у дошкольников формирует  их мировоззрение, интеллект, внимание к окружающему миру. Можно сказать  смело: какие книги читает ребенок  с самых ранних лет - таким человеком  он и станет.

Что поможет развить  интерес и любовь к книге у  дошкольников

 

 

 
Книга воспитывает личность и формирует  нравственные качества. Переживания  героев, даже если это курочка, петушок  и лисичка, помогают личности отделить добро от зла, получить важные нравственные ценности. Книга позволяет усваивать  нормы поведения и передает знания от одного поколения к другому.

Впрочем, развитию интереса и любви к книге у  дошкольников должны способствовать и  «художники-читатели». Маршак, детский  писатель, говорил, что только половину работы вкладывает автор, а именно от второй части работы  как дополнит книгу своим воображением читатель зависит интерес к ней.

Дошкольное  чтение

Первые книги  читают родители, воспитатели, родные в общем, взрослые. И от того, как  именно представят малышам чтение папа с мамой и другие значимые люди, зависит дальнейший диалог маленького читателя и книги.

Некоторые дети потом, после прочтения книги и заучивания наизусть, даже играют в чтение. Водят  пальчиком по строчкам в книжке и  делают вид, что «читают». Это хороший  знак  значит ребенку интересна  книга, и он хочет научиться самостоятельно читать то, что ему зачитывают родители.

Обучение  творческому диалогу

То, что не умеешь делать, что не получается  редко  приносит удовольствие. Поэтому развитию интереса и любви к книге у  дошкольников способствует обучение. Умеет сам не помогать, не делать за него. Зато хвалить, когда малыш  сам прочел свое первое слово, строчку, страничку, книжку.

Обсуждайте  прочитанное с ребенком.

усть это станет игрой подумать вместе, а что именно происходит с главными героями, что  стало причиной и как, скорее всего, будут развиваться события дальше.

Поддерживайте его начинания.Если малыш коверкает слова, неправильно произносит ни в коем случае не ругайте его. Поправьте, если это будет уместно, или даже не вмешивайтесь, пока он не дочитает все предложение целиком.

Главное в книге сопереживание. Именно на этом построен интерес к чтению, любовь к книге и развитию с ее помощью у дошкольников всей палитры разнообразных чувств. Впечатления для детей важны не меньше, чем знания и конкретные навыки. Поэтому смело можно говорить о том, что книга делает человек интересней, лучше, научая усердию, работе ума и сердца.

Надежда на образование и учителя

Почему важно  именно семейное чтение?

Надеяться на современного учителя русского языка до сих  пор можно. Предмет «литература» до сих пор стоит в школьном расписании. Он, как и музыка, и  иностранный язык, обогощает мир  ребенка, помогая ему «увидеть»  то, что происходит не рядом с  ним, и понять, осознать процессы при  взаимоотношениях между людьми и  в душе самого человека.

Однако в педагогических трактатах задачей литературного  образования считается включение  ребенка в диалог с человечеством. Этот процесс можно пережить только если учитель обращается к личности ребенка. Что, согласитесь, в классе с 25-35 учащимися сделать довольно сложно  из урока литературы на каждого  ученика приходится совсем немного  времени, чуть больше минуты. Еще хуже дела обстоят в детских садах  в связи с так называемым «уплотнением»  в группах будет больше детей, чем целесообразно для нормального  воспитательного процесса.

Поэтому именно внеклассное, домашнее чтение, чтение с родителями способно воспитать любовь к чтению, способствовать развитию интереса к  книге у дошкольников и младших  школьников.

Все этапы становления  юного читателя:

  • Приучение к изучению литературы,
  • формирование потребности читать хорошие книги,
  • воспитание вкуса и развитие собственных творческих способностей.

Благодаря этому  возможно формирование духовно-нравственных ценностей, что особенно важно сделать  к вступлению в школу. Стихи «Что такое хорошо и что такое плохо» читают и сейчас, несмотря на различие тогдашних и нынешних убеждений. Благодаря усвоенным ценностям  ребенок легче адаптируется среди  одногодок, но одновременно будет способен отстаивать свои убеждения.

Книги, которые  интересны

При всем старании родителей заставить детей читать, им нужны именно книги по интересам. Если тема книги, художественной или  прикладной, вызывает интерес, то и  читательская деятельность (привычка думать над книгой, находить решение) начнет развиваться вовремя.

Книги по интересам  особенно важны для дошкольников. Ведь они еще неусидчивы, не способны что-либо делать по чувству долга. А  значит, в книжный магазин нужно  идти только с ребенком! И тогда, если родители апеллируют к интересам («тебе же эта книга понравилась, помнишь?»), ребенок более благосклонно отнесется и к самой книге, и к чтению как процессу. Так  малыши подтверждают собственный выбор  и свои решения.

При этом надо замечать, какие у ребенка  потребности и интересы.Мальчики читают «про машинки», девочки  «про куколок», и у каждого ребенка есть свои желания и свои значимые персонажи. Если книга задела за душу  она еще раз подтвердила значение литературы и помогла ребенку убедиться, что чтение это прекрасно. После таких книг люди, вырастая, любят читать и сами ищут сильные, интересные и увлекательные книги.

http://www.allwomens.ru/10419-razvitie-interesa-i-lyubvi-k-knige-u-doshkolnikov.html

 

Марксизм  рассматривает восприятие,  т.е.  непосредственно  чувственное

отражение действительности,  и  как ступень, и  как основную форму  познания,

достигающую  в  процессе  исторического  развития человека  высокой  степени

совершенства.

     Возможности восприятия,  разумеется,  обусловлены  устройством   органов

чувств  человека, его  сенсорными способностями,  или,  говоря языком ранних

произведений Маркса,  соответствующими  сущностными  его силами.  Однако для

того,  чтобы в голове человека возник  осязательный, зрительный или  слуховой

образ предмета, необходимо, чтобы  между человеком и этим предметом  сложилось

деятельное  отношение. От  процессов,  реализующих это отношение, и  зависит

адекватность  и  степень  полноты  образа.  Значит,  чтобы  научно объяснить

возникновение и особенности субъективного  чувственного образа,  недостаточно

изучить, с  одной стороны, устройство и работу органов чувств, а  с  другой -

физическую  природу воздействий,  оказываемых на  них  предметом. Нужно  еще

проникнуть  в  деятельность субъекта, опосредующую  его  связи  с  предметным

миром.

Только немногие наиболее прозорливые  мыслители приближались

к  пониманию того, что за восприятием  лежит как бы свернутая практика и  что

осязающая  рука или  глаз не  теряются в своих  объектах  только потому, что

научаются  выполнять  перцептивные действия и  операции,  сформировавшиеся в

практике.  Но  именно эти идеи и приближают  нас к  пониманию  действительной

природы человеческого восприятия.

 

 

Крутецкий В. А. психология

. Восприятие и его  физиологические основы

Понятие о  восприятии. В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления: не звуки, а предметы и явления, производящие звук; не свет, а светящиеся предметы; не запахи, а пахнущие объекты. Поэтому  на основе ощущении должен строиться  познавательный процесс более высокого уровня, как процесс отражения  предметов в целом, в совокупности их свойств, иначе познание мира будет  невозможным. Таким процессом и  является восприятие.

Восприятием называют отражение в  коре головного мозга предметов  и явлений, действующих на анализаторы  человека. В отличие от процесса ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом. В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Мы воспринимаем, например, классную доску, а не сумму черноты, твердости и прямоугольной формы. Воспринимал, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в целостный образ, но и осмысливаем «тот образ, донимаем его, привлекая для этого свой прошлый опыт. Иначе говоря, восприятие человека невозможно без деятельности памяти ж мышления. Восприятие не пассивное отражение, а сложная деятельность, в процессе которой человек глубоко познает окружающий мир, обследует воспринимаемые объекты. Важная составная часть деятельности восприятия— движения: движения глаза, рассматривающего предмет, движения руки, ощупывающей предмет или манипулирующей с ним, и т. д. Без движений глаза нет, например, зрительного восприятия. Если с помощью специального устройства добиться абсолютной неподвижности глаза, то он перестает видеть объект. Большое значение в процессе восприятия имеет речь, называние, т. е. словесное обозначение предмета. Бывают случаи, когда внешние признаки предмета настолько бедны или изменены, что не позволяют сразу опознать его. В таких случаях называние предмета вызывает образы, связанные со словом, и они дают возможность быстро узнать предмет. Рассмотрите рис. 18. Что изображено? Группа разбросанных в случайном порядке пятен, скажете вы. Но если будут произнесены слова: «Это — собака», вы сразу увидите силуэт животного.

 

 

Физиологические основы восприятия. Специальных органов  восприятия нет. Материал для восприятия дают анализаторы. В основе восприятия лежат сложные системы нервных  связей. Предметы или явления окружающего  мира обладают целым рядом свойств  и воздействуют этими свойствами на различные анализаторы. Воспринимая  в первый раз незнакомый Предмет (например, лимон), ребенок ощущает  его круглую форму и желтый цвет (через зрительный анализатор), его своеобразный аромат (через обонятельный анализатор) мягкую, шероховатую поверхность (через кожный и двигательный анализаторы), его кислый вкус (через вкусовой анализатор). Таким образом, предмет, в данном случае лимон, выступает  как сложный, комплексный раздражитель. Восприятие же есть результат синтетической  деятельности коры, связь различных  ощущений. Другими словами, в основе восприятия лежат так называемые межанализаторные связи, связи между различными анализаторами.

Наличие таких  связей позволяет правильно воспринимать предмет на основании показаний  всего лишь одного анализатора. Например, я вижу гранитную плиту и воспринимаю  ее как твердую и холодную. Но твердость и температуру тела видеть нельзя, эти ощущения дают другие анализаторы. В данном случае возбуждение  зрительного анализатора приводит к возбуждению соответствующей  системы межанализаторных связей. Установление такого рода связей можно отчетливо  проследить, наблюдая за восприятием  слепорожденных, прозревших после операции. Первое время они не могут осмысливать  то, что видят, пока не научатся при  помощи ощупывания предметов осознавать показания органа зрения. Такие люди на первых порах не узнают с помощью  зрения знакомых предметов. Известен случай, когда прозревший человек, которому показали бутыль и попросили определить, что это такое, ответил: «Не знаю. Вполне возможно, что это лошадь». Другой, увидев геометрические тела (куб, шар, пирамиду), никак не мог понять, что это такое, пока не определил  их путем ощупывания. После образования  связи между зрительными и  осязательными ощущениями зрительное узнавание стало возможным.

Если воспринимаемое явление по самой своей природе  воздействует только на один анализатор (например, при восприятии мелодии  или восприятии звуковой речи), то в  основе восприятия лежат системы внутрианализаторных связей, связей в пределах одного анализатора. Это связи на отношение, соотношение элементов. Образование таких связей в слуховом анализаторе дает возможность узнавать мелодию по соотношению входящих в нее звуков, хотя мелодия звучит то в голосе, то в исполнении на различных инструментах. Образование таких связей в зрительном анализаторе обеспечивает узнавание контуров фигур независимо от их размера и цвета.

Осмысленность восприятия связана с работой  так называемых вторичных корковых полей анализаторов. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которых дает ощущения, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмысливании его. При раздражении слабым электрическим током (о возможности таких экспериментов упоминалось в главе II) первичных зрительных нолей человек видел цветовые пятна, блики, вспышки, при раздражении вторичных зрительных полей — знакомые лица, предметы, животных. Аналогичное явление наблюдалось и при раздражении первичных и вторичных слуховых зон (шумы, неоформленные звуки разной громкости и высоты или же голоса, слова, звуки музыкальных инструментов).

Основные особенности  восприятия

Восприятие  зависит от психических особенностей воспринимающей личности, т. е. от ее направленности, взглядов, убеждений, склонностей, интересов, переживаемых ею чувств. Ведь воспринимает не глаз, не ухо, не рука, а человек, личность. Кто не знает, как совершенно по-разному  воспринимает окружающее человек, находящийся  в радостном, приподнятом настроении, и он же, будучи в мрачном расположении духа.

Информация о работе Читательский интерес дошкольников