Человек с нарушениями в развитии в России 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 15:47, реферат

Краткое описание

Со второй половины 19века проблема слабоумия приобрела острый социальный характер. Развитие промышленности при капиталистическом строе привели к усилению эксплуатации трудящихся, к резкому ухудшению их быта и как следствие этого к росту числа аномальных детей. Буржуазный строй требует грамотных квалифицированных рабочих и в связи с этим появляется борьба с неуспеваемостью, которая часто бывает обусловлена патологией психического развития.

Содержание

1. Развитие учения о проблеме слабоумия 19 - 20 век в мире;
2. Развитие учения о проблеме слабоумия 19 - 20 век в России;
3. Влияние русского революционно-демократического движения на формирование гуманного отношения русского общества к слабоумным;
4. Первые практические мероприятия в России по воспитанию и обучению умственно отсталых детей;
5. Активизация общественного движения за развитие помощи слабоумным
6. Деятельность И. В. и Е. X. Маляревских;
7. Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию;
8. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат декан.docx

— 62.63 Кб (Скачать файл)

Врачебно-педагогическая деятельность Маляревских в основном протекала в созданном ими в Петербурге в 1882 году учреждении для аномальных детей, именовавшемся «Врачебно-воспитательное заведение доктора И. В. Маляревского». Это учреждение оставило глубокий след в истории отечественной дефектологии как по содержанию своей работы, так и по его организации. Учреждение это было частным, платным. Цели его были так определены в его уставе: «...оказывать врачебно-воспитательное воздействие детям, обнаруживающим предрасположение к нервным и душевным заболеваниям, а равно нравственно пренебреженным и оказывающим отсталость в умственном развитии, дабы они по мере сил своих могли или обратиться к честной, трудолюбивой жизни земледельцев или же продолжать свое дальнейшее образование».

Учреждение Маляревского обслуживало детей с различными формами аномалий — умственно отсталых, психически больных, эпилептиков, с нарушением поведения и пр.

За время существования  этого учреждения несколько раз  менялись его задачи и структура. К концу XIX века оно имело в  своем составе:

1) врачебное отделение,  где помещались дети, нуждающиеся  в медицинском надзоре, в том  числе и глубоко отсталые. Обучение  здесь проводилось по методу  Сегена, усовершенствованному Е.X. Маляревской;

2) воспитательное  отделение для детей с легкими  формами умственной отсталости  и детей неуравновешенных;

3) «кабинет» по  типу современных медико-педагогических  консультаций, где проводился амбулаторный  прием детей, их обследование.

Все усилия медицинского и педагогического персонала  были направлены на укрепление организма  воспитанника, оздоровление его нервной  системы, развитие самостоятельности  путем использования медицинских  и педагогических средств, среди  которых самое почетное место  отводилось физическому, в частности  сельскохозяйственному труду.

Занятия с детьми проводились по группам, составленным в зависимости от подготовки учащихся, их умственного развития, степени  утомляемости и других особенностей.

Большое место  занимали уроки рисования, лепки, музыки, гимнастики, ручного труда.

Лето воспитанники проводили под Петербургом на ферме в деревне Сумской, Ново-Ладожского уезда. Там они занимались садоводством, огородничеством, рыболовством.

Постепенно заведение  Маляревского расширялось. К 1903 году оно имело 5 двухэтажных домов со служебными постройками, садом, пчельником, огородом и даже квасным заводом, где работали воспитанники. При заведении имелись хорошо оборудованные водолечебница, врачебный кабинет.

Возраст воспитанников  — от 4 месяцев до 21 года. Большинство  было в возрасте от 10 до 16 лет.

Срок пребывания воспитанников в этом учреждении колебался от нескольких месяцев  до 5 лет. В отдельных случаях воспитанники оставались пожизненно работать на ферме, где родители покупали для них  участок земли. Они работали под  контролем персонала заведения.

Дети поступали  в заведение со всех концов России и даже из других стран. Конечно, оно  было доступно только детям состоятельных  родителей. Об этом свидетельствует  социальный состав воспитанников. Из 712 детей, обслуженных заведением за 30 лет его существования, было: детей  дворян и чиновников — 399, купцов и  почетных граждан — 138, военных — 58, духовенства — 27, прочих сословий — 31.

Опыт, накопленный  заведением Маляревского в процессе работы с аномальными детьми, а также структура заведения были использованы в дальнейшем при организации других подобных учреждений.

Мы уже отмечали, что И. В. Маляревскому принадлежит исключительная заслуга в пропаганде идей специальной лечебной педагогики. В 1885 году И. В. Маляревский начал издавать журнал «Медико-педагогический вестник» — первый в России журнал, посвященный вопросам аномального детства. И. В. Маляревский ставил перед журналом следующие цели: всестороннее изучение детей, выявление условий правильного развития ребенка и причин, порождающих болезненные отклонения в этом развитии.

Основная идея журнала — сближение педагогики и физиологии. Журнал высоко оценивал значение педагогики в общественной жизни; при этом в нем отмечалось, что эта наука перестанет быть таковой, превратится в простое  искусство, если она не сблизится  с физиологической наукой и медициной. В первом номере «Медико-педагогического  вестника» за январь 1885 года в редакционной статье высказано большое беспокойство за будущее педагогики:

«Что же станет с современной педагогикой?

Как обветшалому  миру, ей предстоит задохнуться в  не свойственной для нее атмосфере, которая воспитывает новую, наступающую и подавляющую ее жизнь — ей предстоит разрушиться! Она уже теперь несет признаки смерти и тления: ее литература бесцветна и бессодержательна.

Справедливо ли это?

Педагогика имеет  свое прошлое, имеет свою специальную  область. О важности значения ее и говорить нечего: она основа благосостояния каждой страны. Где же источники, могущие оживить ее?..

...Выход педагогики  из рамок искусства и постановка  ближайших связей с естествознанием  представляет самый надежный  путь для ее оживления и  дальнейшего развития».

И. В. Маляревский выступает не за подмену педагогики медициной при воспитании и обучении аномального ребенка, а за глубокое изучение человека, природы и сущности аномалии развития и закономерностей воспитания и обучения.

Прогрессивный характер журнал приобрел благодаря участию  в нем, кроме И.В. Маляревского, виднейших русских деятелей медицины и педагогики: В.М. Бехтерева, П.Ф. Лесгафта, И.М. Сеченова, П.И. Стоюнина, И.П. Мержеевского и других.

При всей значительности задач, которые ставились журналом, он не получил широкого распространения. Второй номер журнала вышел с  большим опозданием. Число подписчиков  не превышало 115. Редакция объясняла  это тем, что, очевидно, новизна идей журнала еще не дошла до сознания широких общественных кругов. Чтобы  журнал продолжал существовать, авторы отказались от гонорара. Однако в начале 1887 года журнал все же пришлось закрыть. Роль журнала, как и всей деятельности И.В. Маляревского, получила широкое признание в дальнейшем.

В течение многих лет после открытия «Врачебно-воспитате-льного заведения доктора И.В. Маляревского» ничего не предпринималось для оказания помощи умственно отсталым детям, хотя в печати все более остро критиковалось равнодушие царского правительства по отношению к этим детям.

 

7. Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию

Самым значительным событием в истории воспитания и обучения слабоумных в России конца XIX века явился Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному  образованию, проходивший в Петербурге с 28 декабря 1895 года по

5 января 1896 года (по старому  стилю). Работа XII секции этого съезда  представляет собой, по существу, первый в России съезд дефектологов. Здесь с особой силой прозвучал  голос передовой русской общественности  в защиту слабоумных.

Этот съезд был созван для решения вопросов развития в  России учебных заведений в целях  подготовки квалифицированных рабочих  и ремесленников.

По инициативе группы лиц, занимавшихся в Москве делом обучения слепых (профессора Московского университета М.В. Духовского, руководителя учебно-воспитательного заведения для слепых П.П. Горячего, заведующей отделом по образованию слепых при учебном отделе Политехнического музея А.А. Адлер и др.), было разрешено организовать на этом съезде XII секцию по вопросам обучения слепых.

Организацией работы этой секции руководила Анна Александровна  Адлер.

В ходе подготовки к съезду возникла мысль о создании подсекции  по вопросам образования глухих, а  затем и слабоумных. Инициатива организации  этой подсекции принадлежит Марии  Петровне Лебедевой.

Мария Петровна Лебедева выросла  в революционно настроенной семье. Ее отец Петр Иванович Лебедев был  московским мировым судьей. В этой семье находили приют деятели  «Народной воли». Здесь часто  бывали писатели Н. Н. Златовратский, К.М. Станюкович, В.Г. Короленко и другие. Сестра П.И. Лебедева Татьяна Ивановна была приговорена к смертной казни  за революционную деятельность. Казнь  была заменена каторгой, где Т. И. Лебедева и умерла.

Служению народу посвятила  свою жизнь и Мария Петровна Лебедева. Она нашла важным приложить свои силы к тому, чтобы привлечь внимание общества к слабоумным, участь которых  в России была особенно тяжелой. М.П. Лебедева выезжала за границу, знакомилась  с учреждениями для слабоумных. Особый интерес вызвало у нее учреждение Бурневиля в Париже и применявшаяся в нем система Э. Сегена. По ее инициативе, как уже отмечалось, на Втором съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию и был поставлен вопрос о призрении слабоумных.

За революционную  деятельность М.П. Лебедева была арестована и приговорена к одиночному заключению в Бутырской тюрьме. Здесь она  заболела острым ревматизмом и эндокардитом. После освобождения из тюрьмы она  через несколько лет умерла в  возрасте 28 лет. Мария Петровна перевела на русский язык большую часть  книги Э. Сегена «Воспитание, гигиена и нравственное лечение идиотов». Но смерть помешала ей выполнить эту работу до конца. Книга Сегена была издана в России в 1903 году после смерти М.П. Лебедевой (предположительно в 1902 году). Эту работу закончил сурдопедагог В.А. Енько.

На предложение  М.П. Лебедевой о создании подсекции  по вопросам слабоумия на Втором съезде русских деятелей по техническому и  профессиональному образованию  с большим энтузиазмом откликнулись врачи-психиатры и невропатологи: А.Я. Кожевников, С.С. Корсаков, Я.А. Боткин, Г.И. Россолимо, В.П. Сербский, В.К. Рот, А.А. Токарский, И.Д. Городецкий, И.В. Маляревский и другие.

Программа работы подсекции по вопросам образования  слабоумных была разработана С. С. Корсаковым и М.П. Лебедевой. Руководителем подсекции  был утвержден Г. И. Россолимо. На съезде было проведено два пленарных  заседания XII секции и три заседания  названной выше подсекции.

Первоначально программа  работы подсекции предусматривала  обсуждение преимущественно проблем  профессионального и технического обучения слабоумных. Организационным  комитетом подсекции было предложено обсудить следующие вопросы:

1. Существует  ли потребность в специальных  учебно-воспитательных заведениях  для профессионального и технического  обучения детей, отсталых в  умственном и нравственном развитии?

2. К каким выводам  можно прийти на основании  отчетов иностранных заведений  такого рода? Какие типы заведений  существуют? Их размеры, количество  воспитывающихся в них детей,  результаты деятельности этих  учреждений.

3. Существует  ли необходимость выработать  новый тип учебно-воспитательных  заведений для профессионального  и технического образования отсталых  в умственном и нравственном  отношении применительно к условиям  русской жизни? Положение таких  детей в семье и вне ее.

4. Организация  учебно-воспитательных заведений  для профессионального и технического  обучения детей отсталых в  умственном и нравственном развитии. Размеры этих заведений. Роль  ремесла и ручного труда. Роль  педагога и врача в таких  заведениях.

5. Значение возраста  отсталого ребенка для успешности  его воспитания путем профессионального  и технического обучения.

6. Существует  ли необходимость специальной  подготовки педагогов для такого  рода заведений и какие способы могут быть для этого предложены?

7. Представляется ли выгодным и полезным воспитание умственно отсталых в профессиональных и технических школах?

8. Достаточно  ли сделано в России в отношении  устройства профессиональных и  технических воспитательных заведений  для отсталых детей? Какие заведения  этого рода существуют в России? Размеры их деятельности.

9. В каком взаимном  отношении должны находиться  учебно-воспитательные заведения  для профессионального и технического  обучения малоспособных детей  к приютам для идиотов?

10. Если окажется, что потребность в учреждениях  такого рода в России существует, то какие могут быть предложены  меры для ее удовлетворения?

11. Ручной труд, как одно из средств в борьбе с детскими ненормальностями.

В процессе работы подсекции программа обсуждаемых  вопросов несколько изменилась. Участники  съезда отошли от проблем профессионально-технического обучения. Основным предметом обсуждения стало положение слабоумных в  России и организация для них  общественной помощи. И это естественно, поскольку вопросы профессионального  образования слабоумных в то время  не были главными. Ведь в России ничего не было сделано для слабоумных. Единственными учреждениями для  слабоумных в это время были частная  лечебница Терезы Пляц в Риге, основанная в 1854 году, «Врачебно-воспитательное учреждение доктора И. В. Маляревского» в Петербурге (1882), приют Святого Эммануила в Петербурге (1881) и только что созданный Е.К. Грачевой (1894) приют в Петербурге.

В связи с тем, что вопросы воспитания слабоумных ставились на обсуждение в России впервые, некоторые доклады были посвящены описанию того, что делается для слабоумных за границей. М.П. Лебедева рассказала о призрении и воспитании отсталых и идиотов во Франции и Германии (М.П. Лебедева из-за болезни лично не присутствовала на съезде, ее доклады были зачитаны по текстам). Е.X. Маляревская сделала обзор деятельности учреждений для ненормальных детей в Англии, Франции и Германии. По докладу М.П. Лебедевой на этом съезде русская публика впервые ознакомилась с системой воспитания и обучения слабоумных Э. Сегена.

Информация о работе Человек с нарушениями в развитии в России 19 века