Человек с нарушениями в развитии в России 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 15:47, реферат

Краткое описание

Со второй половины 19века проблема слабоумия приобрела острый социальный характер. Развитие промышленности при капиталистическом строе привели к усилению эксплуатации трудящихся, к резкому ухудшению их быта и как следствие этого к росту числа аномальных детей. Буржуазный строй требует грамотных квалифицированных рабочих и в связи с этим появляется борьба с неуспеваемостью, которая часто бывает обусловлена патологией психического развития.

Содержание

1. Развитие учения о проблеме слабоумия 19 - 20 век в мире;
2. Развитие учения о проблеме слабоумия 19 - 20 век в России;
3. Влияние русского революционно-демократического движения на формирование гуманного отношения русского общества к слабоумным;
4. Первые практические мероприятия в России по воспитанию и обучению умственно отсталых детей;
5. Активизация общественного движения за развитие помощи слабоумным
6. Деятельность И. В. и Е. X. Маляревских;
7. Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию;
8. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат декан.docx

— 62.63 Кб (Скачать файл)

Другая группа докладов была посвящена положению  слабоумных в России. Такие доклады  были сделаны М.П. Лебедевой, В.И. Яковенко, Ю.И. Глики.

М.П. Лебедева нарисовала мрачную картину жизни слабоумных в России и заключила свою речь страстным призывом о помощи этим несчастным детям:

«Что касается России, то у нас, судя по данным рекрутских наборов, идиотов приблизительно 100 000 чел. Эта огромная цифра поражает ум, но она мало говорит чувству; ее надо иллюстрировать литературными образами, воспоминаниями и т. п., и тогда встанут перед нами картины бесконечного страдания, безвинной муки. Вот, в груде вонючих отрепьев, возят по ярмарке жалкое, отвратительное существо с непомерно большой головой; желающие могут дразнить идиота. Вот, в кружевах и батисте, несчастный, слюнявый ребенок, вечно на руках у нянек, а перед ним мать, недоумевающая, страдающая, со всею страстью отчаяния любящая несчастное существо, перед которым она чувствует себя безмерно виноватой; баловством, ласками желает она искупить свою вину, но ребенку все хуже и хуже; растет он, но с ним растет и роковой недуг, растет и отчаяние матери перед сыном-идиотом. А вот другая мать, крестьянка, привела к нам лечить дикую девочку с блуждающим взглядом; «ее испортили, припадки у ней, дичает Катюшка, как зверек стала», с тоской говорят мать, гладя русую головку, и слезы покатились по морщинистой щеке, потому, вероятно, что она вспомнила Дуньку бессчастную, что целыми часами стоит на улице, переступая с ноги па ногу, или копается в дорожной пыли, а то неистовствует, рвет на себе платье. Редкий год не бывает у Дуньки ребенка!.. А вот встает фигура городского дурачка Лари; огромный, седой, кудрявый, в одной рубашке, ходит он босой в лютый мороз и стучит деревянными колотушками по своему лбу. Раз подгулявшая дворня посадила его на плиту: несчастный выл, ревел и долго не заходил в дома, где, впрочем, чаще его сажали в передний угол и угощали. Но — довольно... Много дела предстоит в России, много сил, много любви потребует оно от граждан своих; ближайшая задача в этом отношении — введение обязательного обучения. Мы хотели бы верить, что задача эта не замедлит осуществиться. Быстрыми шагами пойдет тогда наше отечество по пути прогресса и ярко осветится перед обществом его долг позаботиться о тех, кто изнемог в борьбе, о всех больных и слабых, которым нет места на пиру жизни».

Эта картина положения  слабоумных в России была дополнена  не менее выразительными цифрами  статистического исследования, проведенного доктором В.И. Яковенко в Московской губернии по поручению Московской губернской земской управы в 1893 году. По данным В.И. Яковенко, в Московской губернии близ города Москвы обнаружено имбецилов 613, идиотов 301. В.И. Яковенко считает эти цифры очень заниженными, потому что не были зарегистрированы умственно отсталые. Яковенко отмечает, что в уездах, близлежащих к Москве или к промышленным городам, количество слабоумных больше. Многие из слабоумных подвергаются побоям, связыванию, приковыванию на цепь. Из 914 обнаруженных идиотов и имбецилов только 282 человека используются на различных работах в крестьянских хозяйствах и на производстве. Остальные не имеют никаких занятий или нищенствуют и представляют тяжелое бремя для общества. Только 6 человек находилось в больницах и приютах.

В докладах прозвучала тревога за судьбу не только тех, кто  страдает глубокими формами слабоумия  и нуждается в лечебных учреждениях  и приютах, но и тех, чье психическое  отставание представляет педагогическую проблему. Имеются в виду дети, которых  исключают из обычной школы, так  как они оказываются не в состоянии  справиться с ее программою.

В докладе Юлии Ивановны Глики «К вопросу о случаях исключения учащихся из учебных заведения» внимание общественности привлекается к тем детям, которые вследствие аномалий интеллекта или поведения не удерживаются в школах. докладчица призывала шире популяризировать среди врачей, педагогов и всего населения знания по психопатологии. Она рекомендовала издавать больше литературы, в которой бы освещались вопросы изучения и воспитания аномальных детей.

Одна из замечательных  особенностей съезда — то, что его  участники не ограничились критикой состояния помощи слабоумным в России, но и внесли реалистические, перспективные, принципиальные организационно-методические предложения относительно того, что  надо сделать для исправления  положения слабоумных в России.

В своем вступительном  слове при открытии подсекции  призрения и обучения психически отсталых детей Г.И. Россолимо обратил  внимание на важность и сложность  дела обучения и воспитания психически отсталых с точки зрения психологии, физиологии и педагогики — наук, которые, по его мнению, должны быть тесно взаимосвязаны вообще и особенно при воспитании и обучении психически отсталых детей.

Г.И. Россолимо  поставил перед участниками съезда задачи:

1) выяснить необходимые  условия призрения и возможного, хотя бы в элементарном виде, обучения идиотов, обремененных  другими соматическими недугами  или свободных от них;

2) выработать  врачебно-воспитательные приемы  с целью доведения слабоумного  ребенка до возможно высокого  развития его личности и развития  у него работоспособности если  не в смысле умственного, то во всяком случае какого-либо физического труда;

3) выяснить положение  детей, которые по причине тех  или других недостатков не  оказываются способными следовать  в своем развитии установленным  до настоящего времени программам  образования с целью указания  мер индивидуальной квалификации  их воспитания и образования.

Таким образом, круг обсуждавшихся на съезде вопросов охватывал все стороны проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей всех степеней отсталости.

В связи с решением научно-практических проблем призрения, воспитания и обучения умственно  отсталых детей Г.И. Россолимо просил участников съезда высказаться по ряду принципиальных вопросов:

1. Обязано ли  общество заботиться о призрении  и воспитании психически недоразвитых  детей?

2. Можно ли  считать своевременной эту задачу, когда еще не разрешен вопрос  о всеобщем народном образовании  и пока еще не обеспечена  судьба многих тысяч психически  больных в России?

3. Необходимо  ли для названных больных детей  только врачебное попечение или  общество обязано позаботиться  об их воспитании и обучении?

4. Если для  них требуется и то и другое, то какова наилучшая форма  организации призрения и обучения  их в городе и в деревне?

В докладах и  выступлениях участники съезда подтвердили, что забота об умственно отсталых детях — непременный долг общества, что задача эта своевременна, что  ненормальные дети нуждаются во врачебной  помощи и в педагогическом воздействии.

Участники съезда определили и основные формы этой помощи, типы и структуру учреждений для слабоумных — как школьных, так и дошкольных. При решении  этих вопросов съезд учитывал опыт работы зарубежных учреждений для этих детей.

В докладе «Желательная и возможная у нас организация  призрения идиотов и эпилептиков» В. К. Рот отметил, как велико то социальное зло, которое проистекает из пренебрежения в России к судьбе ненормальных детей.

Эти дети являются тяжелым бременем для общества, для  семьи и могут служить резервом для антисоциальных элементов. В. К. Рот считал необходимым максимально  дифференцировать помощь слабоумным применительно  к характеру ненормальности. Конечной целью всей заботы о ненормальных детях должна быть подготовка их к  труду, чтобы они могли зарабатывать средства для существования.

В.К. Рот заведомо знал, что царское правительство  не поддержит эти мероприятия. Поэтому  он рекомендовал ориентироваться на земства, на частную инициативу и  благотворительность. Он внес предложение  создать в России специальное  общество, которое бы занималось устройством  заведений для слабоумных и их патронированием.

Вопросы организации  вспомогательных школ и детских  садов для умственно отсталых детей были основательно представлены в докладах И.Д. Городецкого «Вспомогательные школы», «Детские сады». Воспитание и обучение этих детей должно, с его точки зрения, быть основано на следующих принципах:

а) основательное  и всестороннее знакомство с ребенком;

б) воспитание и  обучение с учетом индивидуальности и своеобразия каждого ребенка;

в) обучение умственно  отсталых без постановки высоких  образовательных задач;

г) медленное  прохождение программ.

И.Д. Городецкий подробно анализирует достоинства  и недостатки открытых и закрытых учебных заведений для умственно  отсталых детей. Пребывание в условиях закрытых учреждений ведет к тому, что дети особенно остро ощущают  свою неполноценность, поскольку оказываются  изолированными от общества. Полный отрыв  от семьи, пребывание в условиях длительного  педагогического воздействия и  строгого режима тоже травмирует ребенка. Однако, если семья ребенка неблагополучна, он все же выигрывает от пребывания в условиях закрытого учебного заведения. Наиболее приемлемыми Городецкий считал открытые вспомогательные школы  с продленным днем. Закрытые учреждения он рекомендовал только для глубоко  отсталых детей. Городецкий обращал  внимание на необходимость соблюдать  большую осторожность при переводе учащихся из обычной школы во вспомогательную.

Вопросам обучения детей с легкими формами умственной отсталости были посвящены и другие доклады: И.П. Скворцова — «О воспитании и обучении ненормальных детей вообще»; И.В. Маляревского — «О детях, требующих вспомогательного обучения и воспитания»; Л. И. Комаровой — «К вопросу о воспитании детей, исключенных из учебных заведений».

Работа подсекции  призрения и обучения ненормальных детей закончилась принятием  следующего постановления:

«1. Необходимо для  малоуспешных детей устройство вспомогательных  школ или классов, для младшего же возраста — специальных детских  садов, доступных и для бедного  класса населения.

2. Для детей,  имеющих умственные и нравственные  недостатки, в том числе и для  идиотов, слабоумных и эпилептиков,  необходимо устройство особых  общественных врачебно-воспитательных  заведений, причем желательно, чтобы  возникли подобные учреждения  и при психиатрических клиниках.

3. Эти учреждения  должны преследовать врачебные  и педагогические цели в интересах  здоровья, умственного, психического  и нравственного развития и  обучения ремеслам и сельскохозяйственному  труду детей, отсталых в умственном  и нравственном отношении.

4. Во главе  таких учреждений должен стоять  врач-психиатр при ближайшем сотрудничестве  специалиста-педагога.

5. Желательно  образование по возможности во  всех городах России врачебно-педагогических  обществ с целью всестороннего  изучения вопросов призрения  и воспитания детей, отсталых  в умственном и нравственном  отношении, а также с целью  организации дела призрения, лечения  и воспитания этой категории  детей.

6. Желательно  официальное разрешение на собирание  статистических сведений по вопросам  о патологических причинах малоуспешности детей во всех учебных заведениях.

7. Умственные  и нравственные недостатки, препятствующие  пребыванию детей в школах, должны  определяться педагогическим советом  заведения совместно с врачом, по возможности специалистом».

Таким образом, съезд  обсудил все вопросы, относящиеся  к проблеме призрения, лечения и  обучения умственно отсталых детей, и принял решение, которое стало  программой деятельности всей русской  общественности по оказанию помощи слабоумным. С трибуны этого съезда русские  врачи и педагоги заявили во всеуслышание свои претензии правительству по поводу его безучастия к судьбе аномальных детей.

Деятельность  этого съезда заслуживает самой  высокой оценки, так как он поставил вопрос о необходимости образования  и даже всеобщего обучения умственно  отсталых детей. В его поле зрения оказалась и проблема обслуживания таких детей специальными детскими садами.

Съезд обратил  внимание и на необходимость проведения научных исследований в области  аномального детства. Интересно  отметить, что участники съезда не копировали в своих предложениях те мероприятия, которые уже были осуществлены в отношении слабоумных за границей. Русские деятели - участники  съезда намечали свои пути общественной помощи слабоумным детям.

Казалось бы, что после такого съезда в отношении  царского правительства к слабоумным должен был начаться перелом. Но этого  не произошло. Правительство оказалось  глухо к призывам съезда. Только по прошествии более 10 лет государство стало делать первые робкие шаги в деле организации вспомогательных классов и школ.

В связи с этим русская врачебно-педагогическая общественность была вынуждена продолжать борьбу за изменение отношения государства  к слабоумным детям и в начале XX века. Эта борьба не прекращалась вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
Дефектологический факультет  

 

 

  

 

 

 

РЕФЕРАТ

ЧЕЛОВЕК С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В РОССИИ 19 ВЕКА 

 

 

  

 

 

 

Выполнила 
студентка 3 курса, 
группы 832 
Тварковская Е.Г. 

 

 

  

 

 

  

 

Ярославль 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

 

1. Развитие учения о проблеме  слабоумия 19 - 20 век в мире;

2. Развитие учения о проблеме слабоумия 19 - 20 век в России;

3. Влияние русского революционно-демократического  движения на формирование гуманного  отношения русского общества  к слабоумным;

4. Первые практические мероприятия в России по воспитанию и обучению умственно отсталых детей;

5. Активизация общественного  движения за развитие помощи  слабоумным

6. Деятельность И. В.  и Е. X. Маляревских;

7. Второй съезд русских  деятелей по техническому и  профессиональному образованию;

8. Список литературы.


Информация о работе Человек с нарушениями в развитии в России 19 века