Хозяйственно-бытовой труд как средство развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 05:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть возможности хозяйственно-бытового труда как средства развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие самостоятельности у детей старшего возраста средствами хозяйственно-бытового труда будет эффективным, если педагог создает условия:
● стимулирует проявление самостоятельности старших дошкольников путем создания предметных условий для хозяйственно-бытового труда;
● поощряет инициативу ребят в стремлении заметить и устранить нарушения порядка в группе и на участке;
● предлагает детям коллективные поручения хозяйственно-бытового характера.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самостоятельности у детей
старшего возраста средствами хозяйственно-бытового труда …………………. 6
Проблема развития самостоятельности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………… 6
Влияние хозяйственно-бытового труда на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………. 12
Педагогические условия развития самостоятельности старших дошкольников средствами хозяйственно-бытового труда…………………. 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………... 21
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………………… 21
Вывод…….………………………………………………………………………… 28
Библиография………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Хозяйственно-бытовой труд как средство развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

 

  Особенности работы педагога  по развитию самостоятельности  у детей старшего дошкольного  возраста средствами хозяйственно-бытового труда.

   Для решения второй задачи  опытно-экспериментального исследования: определить особенности работы  педагога по развитию самостоятельности  детей старшего дошкольного возраста  в процессе хозяйственно-бытового  труда нам необходимо провести анкетирование. На вопросы анкеты будут отвечать 6 воспитателей.

   Цель: определить, что педагоги понимают под определением «самостоятельность», какие виды деятельности, средства и методы использует в организации хозяйственно-бытового труда как средства развития самостоятельности.

   Анкета для воспитателя

  1. Как Вы считаете, необходимо ли уделять внимание развитию самостоятельности?
  2. Что Вы понимаете под определением «самостоятельность»?
  3. Как хозяйственно-бытовой труд влияет на развитие самостоятельности?
  4. Нужно ли учить детей самостоятельности? Если нужно, то почему?
  5. Какие методы и приёмы Вы используете для развития самостоятельности? 
  6. Какую деятельность дети чаще проявляют самостоятельно?
  7. Какой хозяйственно-бытовой труд предлагался воспитателем для развития самостоятельности?
  8. Какие методы Вы используете для привлечения детей к хозяйственно-бытовому труду?
  9. Нужно ли воспитателю принимать участие в хозяйственно-бытовом труде?
  10. Как в процессе хозяйственно-бытового труда можно воспитывать у детей самостоятельность?

 

Обработка результатов анкетирования.

Критериями оценки уровня работы педагога по развитию самостоятельности у детей старшей группы детского сада являются 3

показателя:

  1. Понимание необходимости использования хозяйственно-бытового труда для развития самостоятельности.
  2. Систематическое, последовательное и творческое использование методов и приёмов способствующих развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
  3. Осознание проявления гуманного отношения к ребёнку, не унижая его достоинства и не нарушая его прав. Понимание опосредованного воздействия в воспитании самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда.

Каждый  показатель оценивается по 3 бальной  шкале:

1 балл  – низкий уровень;

2 балла  – средний уровень;

3 балла  – высокий уровень.

   По сумме  баллов определяется общий уровень  работы педагога в воспитании  самостоятельности.

   Уровни:  Высокий – от 8 до 9 баллов.

                  Средний - от 5 до 7 баллов.

                  Низкий – от 3 до 4 баллов.

Результаты  сводим в таблицу. 

 

Анализ  анкетирования воспитателей

 

Таблица 4

Ф.И.О. педагога

Критерии

Баллы по каждому критерию

Сумма баллов

Уровень работы педагога в развитии самостоятельности  в процессе х.-б. труда

1. Игунова

Алла  Ивановна

1

   

 

высокий

2

 

3

 

2. Лакеева  Елена Владимировна

1

   

 

средний

2

 

3

 

3. Кустова  Ольга Владимировна

1

   

 

высокий

2

 

3

 

4. Астахова  Надежда Ивановна

1

   

 

средний

2

 

3

 

5. Ковалева  Татьяна Ивановна

1

   

 

средний

2

 

3

 

6. Смолина  Дина Николаевна

1

   

 

средний

2

 

3

 

 

 

По  результатам таблицы подсчитываем итоговый балл, % соотношение и определяем уровень профессионализма педагогов  в воспитании самостоятельности  у детей старшего дошкольного  возраста в процессе хозяйственно-бытового труда. Результаты сводим в таблицу.

 

Уровень профессионализма воспитателей в развитии самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе хозяйственно-бытового труда.

Таблица 5

Количество 

Воспитателей

уровни

 

Абсолютное число

 

%

высокий

средний

низкий

   

 

 

Анализ результатов констатирующего  эксперимента

Для исследования уровня развития самостоятельности  у детей старшего дошкольного  возраста в процессе хозяйственно-бытового труда  было проведено наблюдение по двум методикам:

  1. Беседа.
  2. Поручение: «Вымыть баночки из-под краски».

Беседа  проводилась с каждым ребенком индивидуально. Наиболее часто у детей вызывали затруднения ответы на вопросы номер: 3,5, что говорит о том, что у  детей не на должном уровне развита  самостоятельность в хозяйственно-бытовой трудовой деятельности.

Применяя  вторую методику для решения первой задачи, было проведено наблюдение.

Воспитатель предложил подгруппе детей (3 человека) вымыть грязные баночки из-под  краски. Каждый ребенок выполнял определенное трудовое действие (1-й мыл, 2-й ополаскивал, 3-й вытирал и выставлял баночки на поднос), причем, распределяли обязанности и договаривались между собой дети сами.

Две группы ребят по 15 человек были разделены  на подгруппы по 3 человека. С каждой подгруппой мы работали отдельно. Эксперимент длился 5 дней.

Наблюдая  за работой детей экспериментальной  группы, мы обратили внимание, что практически  в каждой подгруппе был лидер, который руководил работой. В  первой тройке Быкова Т. быстро распределила обязанности: Ветрова К. мыла баночки (тщательно вымывала каждую); сама Быкова Т. ополаскивала, а Кардаева А. выставляла баночки на поднос (очень торопилась и баночки иногда падали). Была подгруппа, где ребята спорили, распределяя обязанности. Кравчин Ю. никак не хотел мыть баночки и долго спорил с Миллер Ю., пришлось вмешаться воспитателю, но не смотря на это, работа в этой тройке прошла очень слаженно. Были ребята, которые периодически обращались за помощью к воспитателю, пренебрегая помощью товарищей.

В контрольной  группе дети работали не менее слаженно, но была тройка, которая ужасно выполнила работу: Пустохин Д., вымывая баночки, устроил настоящий потоп, а Моисеенко Л., вместо того, чтобы вытирать баночки, просто их переворачивала и трясла, пытаясь стряхнуть воду.

По  итогам проведения констатирующего эксперимента можно сказать, что обе группы детей имеют приблизительно одинаковый уровень сформированности самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда. В процентном соотношении мы видим:

 

Уровень сформированности самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда экспериментальной группы на этапе

 констатирующего  эксперимента

 

 

Таблица 6

Количество  детей

 

 

уровни

По  первой методике

По  второй методике

Среднее по двум методикам

Абсолютное  число

 

%

Абсолютное число

 

%

Абсолютное  число

 

%

высокий

средний

низкий

2

7

6

13,3

46,7

40

3

7

5

20

46,7

33,3

2,5

7

5,5

16,6

46,7

36,7


 

Уровень сформированности самостоятельности  в процессе хозяйственно-бытового труда  контрольной группы на этапе

 констатирующего  эксперимента

Таблица 7

Количество  детей

 

 

уровни

По  первой методике

По  второй методике

Среднее по двум методикам

Абсолютное  число

 

%

Абсолютное  число

 

%

Абсолютное  число

 

%

высокий

средний

низкий

2

7

6

13,3

46,7

40

2

8

5

13,3

53,4

33,3

2

7,5

5,5

13,3

50%

36,7


 

Высокий уровень самостоятельности в  обеих группах принадлежит 13,3% детей;

средний уровень самостоятельности в  обеих группах принадлежит 46,7% детей;

низкий  уровень самостоятельности в  обеих группах принадлежит 40% детей.

Чтобы рассчитать уровень сформированности самостоятельности в каждой группе по результатам наблюдений, результаты наблюдений были усреднены. В итоге сравнительный анализ уровней самостоятельности показал:

 

Сравнительный анализ сформированности самостоятельности  в процессе хозяйственно-бытового труда по каждой группе детей на этапе констатирующего эксперимента

Таблица 8

Кол-во детей

 

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Абсолютное  число

 

%

Абсолютное  число

 

%

высокий

средний

низкий

2

7,5

5,5

13,3

50

36,7

2,5

7

5,5

16,6

46,7

36,7


 

Высокий уровень самостоятельности имеют 13,3% детей контрольной группы и 16,6% детей экспериментальной группы. Средний уровень: 50% детей контрольной  группы и 46,7% детей экспериментальной  группы. Низкий уровень: 36,7% детей контрольной  группы и 36,7% детей экспериментальной группы.

Таким образом, наблюдение на констатирующем этапе показало, что обе группы детей старшего дошкольного возраста имеют изначально почти одинаковый уровень сформированности самостоятельности  в процессе хозяйственно-бытового труда.

 

 

 

 

 

Вывод

 

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания самостоятельной личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире.

В процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в последнее время в большинстве садиков находится в упадке. Это связанно как с общей социально экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен взять на себя более широкую функцию. В этом я вижу будущее трудового воспитания.

Информация о работе Хозяйственно-бытовой труд как средство развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста