Формы социальной работы с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что семья — древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.
Вопрос семейных отношений не может не волновать каждого из нас так как все мы являемся частью семьи и каждый мечтает о создании своей семьи. Когда люди строят свои ожидания о будущей семейной жизни, они хотят достичь в браке удовлетворения своих потребностей и обрести счастье

Содержание

Введение 3
1 Система семейных отношений 6
1.1 Определение и функции семьи 6
1.2Структура семьи……………………………………………………………..8
2Типология семейных конфликтов 11
2.1 Определение конфликта и их причины 11
2.2 Типология конфликтов 19
2.3 Пути решения конфликтов 24
3 Формы социальной работы с семьей 33
Заключение 39
Библиографический список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Теория соц. работы.docx

— 201.82 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 3

1 Система семейных отношений 6

1.1 Определение и функции семьи  6

1.2Структура семьи……………………………………………………………..8

2Типология семейных конфликтов 11

2.1 Определение  конфликта и их причины  11

2.2 Типология конфликтов 19

2.3 Пути решения конфликтов 24

3 Формы социальной работы с семьей 33

Заключение 39

Библиографический список литературы……………………………………..41

Приложения 43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

       Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что семья — древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.

Вопрос семейных отношений не может не волновать  каждого из нас так как все  мы являемся частью семьи и каждый мечтает о создании своей семьи. Когда люди строят свои ожидания о  будущей семейной жизни, они хотят  достичь в браке удовлетворения своих потребностей и обрести  счастье. Существует определенная зависимость  между удовлетворенностью в браке  и конфликтностью в семье, а так  же это влияет и на количество разводов. Для достижения гармонии отношений  между мужем и женой, необходимо научиться разрешать конфликты  т.к. счастливый брак это не тот брак, где нет конфликтов, но тот в  котором их умеют решать. Молодые  люди, желающие вступать в брак, и  супружеские пары нуждаются в  консультировании по вопросу семейных конфликтов.

Незнание  и неумелое решение конфликтов часто  приводит к разводу. Особенно в настоящее  время все более остро встает вопрос помощи семьям на фоне увеличения количества разрушенных браков. Последствиями  развода становятся такие негативные явления как рост неполных семей, экономическая нестабильность родителей  одиночек, психологические и эмоциональные  травмы детей и бывших супругов, безнадзорность и социальное сиротство, в крайних ситуациях, и т.п.

Разработанность проблемы. Вопросами семейных отношений и семейных конфликтов посвящено много работ ученых в области социологии, психологии и социальной работы.

В своей книге  «Социология семьи» Мацковский М.С. приводит данные о количестве научных  работ по различным вопросам семьи  в СССР. По вопросу семейных конфликтов всего 22 работы, что составляет 0,5% от общего числа исследований семьи. Для сравнения репродуктивной функции посвящено 426 работ (9,9%), воспитанию детей школьного возраста 380 работ (8,9%), половому воспитанию детей и подростков 117 работ (2,7%), типологии семей 111 работ (2,6%).1 Это показывает, что на советский период это была недостаточно освященная область. Но в этой области были сделаны интересные работы, в частности он ссылается на работу Сысенко В.А. «Устойчивость брака». Именно типология семейных конфликтов хорошо представлена Карабановой О.А. «Психология семейных конфликтов и основы семейного консультирования»2, Сысенко В.А. «Супружеские конфликты»3, Артамоновой Е.И. «Психология семейных отношений с основами семейного консультирования»4 и др. Анализом причин возникновения конфликтов и описанием профилактических мер задались в своих исследованиях Шуман С.Г. «Конфликты в молодой семье»5, Витек К. «Проблемы супружеского благополучия»6 и Богданов Г.Т. «Супружеская жизнь: гармония и конфликты».7

Цель данной работы   -проанализировать систему семейных отношений и типологию  семейных конфликтов.

Достижению  этой цели  может способствовать решение следующих задач:

-дать определение семьи, ее функций;

-проанализировать  структуру семьи;

-раскрыть понятие конфликта;

-исследовать причины семейных конфликтов;

-представить типологию семейных конфликтов;

-определить направление социальной работы для разрешения семейных конфликтов.

Объектом исследования данной работы являются семейные (супружеские) отношения и семейные конфликты. А предметом исследования являются причины семейных конфликтов.

В ходе исследовательской  работы использованы методы анализа, синтеза и сравнения.

 Новизна и  практическая значимость работы заключается в том, что в ней не только обобщён отечественный опыт, но и зарубежный опыт решения семейных конфликтов.

 

 

1 СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1 Определение и функции семьи

 

По определению  Соловьева Н.Я., семья “малая социальная группа общества, важнейшая форма  организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных  связях, т.е. отношениями между мужем  и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками живущими вместе и ведущими одно хозяйство”8. Не надо говорить какую роль играет семья в жизни отдельной личности и общества в целом её значение велико. Остановимся на важнейших интегральных характеристиках семьи. Ими являются её функции структура и динамика.

Функции семьи. Это сферы жизнедеятельности семьи непосредственно связанные с удовлетворением определенных её потребностей её членов. Охарактеризуем личностное и общественное значение важнейших функций семь в обществе.

  1. воспитательная функция состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях. По отношению к обществу эта функция, реализуемая семьей, обеспечивает социализацию подрастающего поколения;
  2. хозяйственная функция заключается в удовлетворении материальных потребностей семьи. В этом смысле семья обеспечивает восстановление затраченных при физическом труде сил;
  3. эмоциональная функция реализуется в удовлетворении потребностей семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья;
  4. функция духовного общения – эта функция проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии членов общества;
  5. функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто не обладает в достаточной степени способностью строить своё поведении в полном соответствии с социальными нормами. Это касается пожилых людей, детей и тех членов семьи, которые страдают каким- либо  физическим недугом;
  6. сексуально-эротическая функция реализуется в сексуально эротических потребностях членов семьи, семья в этом смысле осуществляет регулирование сексуально эротической направленности поведения членов семьи, а также обеспечивает биологическое воспроизводство общества.

В современной  семье значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, функция духовного общения, сексуально-эротическая  и воспитательная. Брак рассматривается  в наше время как союз, основанный на эмоциональных связях больше чем  на хозяйственно материальных.

Следует обратить внимание на нарушения функций семьи, которые затрудняют или препятствует  выполнению семьей её функций, и представляют одну из особенностей её жизнедеятельности. Перечислим основные факторы, способствующие нарушению реализации функций семьи:

  • личностные особенности членов семьи (характер, темперамент, ценностные ориентации и т.п.);
  • взаимоотношения между членами семьи, а также уровень сплоченности и взаимопонимания в семье;
  • определенные условия жизни семьи.

Например, рассмотрим факторы, способствующие нарушению  реализации воспитательной функции  семьи. К таким факторам могут  быть отнесены: 

  • неполный состав семьи;
  • недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей;
  • негативность отношений между родителями;
  • конфликтность семьи (не только по вопросам воспитания но и по иным вопросам касающимся воспитания семьи);
  • вмешательство со стороны родственников в воспитании детей.

 

1.2 Структура семьи

 

Структура семьи. Позволяет определить, каким образом распределены обязанности и права между её членами, кто осуществляет руководство, а кто исполнение. С точки зрения структуры можно выделить такие семьи, в которых руководство и организация всех её функций сосредоточены в руках одного её члена семьи (централизованный, авторитарный стиль), семья, где все члены семьи принимают участи в решении тех или иных проблем (демократическая система отношений).

Наиболее  распространенная возрастная структура  семей в нашем обществе – это  семья, включающая мужа, жену, детей  и кого-нибудь из старшего поколения (бабушку, дедушку).

Семья чаще всего ориентирована на равноправное распределение прав и обязанностей, а так же на равное участие в  решении всех семейных проблем.

Нарушения структуры  семьи – это такие особенности  её структуры, которые препятствуют выполнению её функций. Это может  быть неравномерное распределение  хозяйственно бытовых обязанностей между супругами, т.к. мешает удовлетворению потребности одного из супругов в  становлении физических сил, в удовлетворении духовных потребностей. Ещё одной  из причин является семейный конфликт.

Структура и  функции семьи изменяются на различных  этапах жизнедеятельности семьи. Существуют несколько периодизаций жизненного цикла семьи на основе наличия  или отсутствия детей в семье, а также их возраста.

Зарождение  семьи (с момента заключения брака до появления первого ребенка). Важнейшие задачи, решаемые на этом этапе:

  • психологическая адаптация супругов к условиям семейной жизни и психологическим особенностям друг друга;
  • приобретение жилья и совместного имущества;
  • формирование отношений с родственниками;

Сложный процесс  формирования внутрисемейных и вне  семейных отношений, сближения привычек, представлений, ценностей на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно. Косвенное отражение  всех этих трудностей – количество и причины разводов.

Рождение  и воспитание детей это косвенный этап жизненного цикла – сложившаяся зрелая семья, включающая в свой состав несовершеннолетних детей. В жизни семьи это время наибольшей хозяйственно-бытовой активности и активного преобразования функции духовного общения и эмоциональной функции. Перед супругами возникает задача сохранения эмоционально-духовной общности в новых условиях, отличающихся от тех, в которых создавалась семья. Формирование взаимоотношений происходило в сфере досуга, развлечений. В условиях же загруженности обоих супругов бытовыми и профессиональными обязанностями духовно–эмоциональная общность гораздо в большей мере проявляется в стремлении помочь друг другу, взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке. Особо значима на этом этапе воспитательная функция. Обеспечение физического и духовного развития детей ощущается членами семьи как наиболее важная задача в этот период.

На этом этапе  возникают различные проблемы и  нарушения. Основными источниками  нарушения жизнедеятельности семьи  являются:

  • перегрузка одного из супругов или обоих, перенапряжение их физических и морально-нравственных сил;
  • необходимость перестройки эмоционально духовных отношений.

Именно на этом этапе особо часто наблюдаются  различные появления эмоционального остывания, супружеские измены, сексуальные  дисгармонии и разводы по причине "разочарования в характере" и любви к другому человеку. Основные нарушения здесь связаны  воспитательными трудностями.

Завершение  жизнедеятельности семьи. Этот период включает в себя следующие моменты:

  • окончание выполнения семьёй воспитательной функции;
  • начало трудовой деятельности детей;
  • начало самостоятельной семейной жизни детей;
  •       забота старшего поколения о подрастающем.

Все эти процессы обуславливают качественное содержание жизни семьи. Особенно очевидны сдвиги в повседневной жизни, связанные  с особенностями возврата. Постепенное  ослабление физических сил увеличивает  роль восстановительных функций  быта, отдых приобретает важное значение. С ухудшением состояния здоровья проблемы, связанные с ним, выходят  на первый план. Члены семь приобретают  активное участие в домашнем труде  и уходе за детьми, появляются новые  роли "бабушек и дедушек", особенно в первые годы жизни внуков. Часть  проблем, с которыми сталкиваются дети на первых этапах своей второй семейной жизни перекладывается на старшее  поколение.

Завершение  основного жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение  круга общения и возможностей заостряет потребность у старшего поколения в признании со стороны  детей. Особо заметную роль на этом этапе играет чувство своей необходимости, значимости для детей и близких.

 

 

 

 

2 ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ

2.1 Определение конфликта и их причины

 

Конфликт  и конфликтные отношения часто  неверно понимаются. Под конфликтом чаще всего имеют в виду проявления гнева, возмущения и ссоры. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос, что  такое конфликт. Шуман С.Г. так  определяет его: «Это столкновение противоположных  мнений, взглядов, интересов и потребностей»9 Это определение подчеркивает, что когда супруги по-разному смотрят на какой-либо вопрос, возникает конфликт. Конфликт не подразумевает обострение отношений между мужем и женой. Похожее определение дает и О.А. Карабанова. «Конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений субъектов взаимодействия».10  Не каждый конфликт получит свое дальнейшее развитие. Но некоторые конфликты сразу вызывают очень бурную реакцию и потому трудно отделить одно от другого. Часто реакцию на конфликт так же называют конфликтом.

В принципе ни одна семья не может избежать конфликтов. Они неизбежно возникают  в процессе взаимодействия двух и  более личностей (не считая внутриличностных конфликтов). И сам конфликт не создает  сложностей в супружеской жизни. Но перед каждой семьей стоит задача научиться разрешать возникшие  конфликты. «В современной психологии принято считать, что важно не столько уметь предотвращать  конфликты, сколько эффективно их разрешать. Избегание конфликта не снимает  проблемы противоречий в семье, а  только усугубляет ее, сохраняя депривацию значимых потребностей членов семьи».11

Информация о работе Формы социальной работы с семьей