Формы организации педагогической деятельности для реализации задач образовательной области Социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:54, реферат

Краткое описание

Можно рассматривать эти три позиции и как определенные стадии в процессе социализации — от приспособления к изменению, преобразованию социального мира и себя в нем. Однако неправильно было бы понимать, что данные стадии в развитии человека следуют одна за другой, как бы постепенно усложняясь. С самого первого момента вхождения малыша в социальный мир его социализация должна осуществляться с ориентиром на третью стадию: ребенок не становится преобразователем потом, а является им исходно, и необходимы лишь условия для проявления этой преобразующей функции. Конечно, содержание и объем преобразований связаны с возможностями возраста, а будут ли они ревизованы, зависит от методологии воспитательной стратегии, которую осуществляют взрослые.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3-4
История возникновения и развития образовательной области «Социализация»…………………………………………………………5-7
Содержание, задачи и виды педагогической деятельности образовательной области «Социализация»…………………………...8-9
Социальный характер детской игры………………………………...10-17
Заключение…………………………………………………………………...18
Список литературы……………………...…………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

Формы работы с детьми по программе Социализация.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Предмет: Дошкольная педагогика

Тема: Формы организации педагогической деятельности

для реализации задач образовательной области Социализация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3-4

  1. История возникновения и развития образовательной области «Социализация»…………………………………………………………5-7
  2. Содержание, задачи и виды педагогической деятельности  образовательной области «Социализация»…………………………...8-9
  3. Социальный характер детской игры………………………………...10-17                            

Заключение…………………………………………………………………...18

Список литературы……………………...…………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Процесс становления  Человека сложен и многогранен. Ребенку при этом необходима помощь взрослого, поэтому воспитатель должен владеть методикой, которая обеспечит для ребенка процесс социализации, вхождения его в мир людей.

Каждый отдельный  индивид становится Человеком в  процессе социализации. Есть разные определения  понятия «социализация». Они связаны  с различными взглядами на сущность данного процесса.

Согласно одной  концепции социализация — это  процесс адаптации индивида к  окружающему миру. Родившись, человек  сможет жить в человеческом обществе лишь только, если сумеет адаптироваться — приспособиться к нему. Процесс адаптации бывает очень сложным и у разных людей проходит по-разному. Каждый человек приспосабливается к той социальной среде, в которой растет.

По другой теории, социализация — это «совокупность  социальных процессов, благодаря которым  индивид усваивает и воспроизводит  определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества».1

И наконец, третья точка зрения: социализация — это  «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром».2

Во всех этих подходах есть общее – человек взаимодействует с социальной действительностью. Результатом этого взаимодействия становится формирование человека. Процесс социализации личности продолжается всю жизнь.

Социализация — процесс двусторонний. Главное различие в названных выше трех позициях как раз и заключается в понимании этой двусторонности, в понимании степени активности индивида в процессе собственной социализации.

В первой позиции, рассматривающей социализацию как  адаптацию к социальному миру, активность самого индивида несколько пассивна, он как бы является продуктом обстоятельств. Сам по себе процесс приспособления к миру, в который пришел ребенок, безусловно, очень важен. Но с точки зрения представителей теории адаптации он достаточен для становления индивида как социального существа.

Вторая позиция  также рассматривает активность индивида ограниченно, на уровне «впитывания» социального опыта. Это тоже важно  для социализации, но недостаточно. И наконец, третья позиция — человек  взаимодействует с окружающим миром  и преобразует его — характеризует процесс социализации наиболее полно, так как в ней заложена вера в то, что человек способен не только пассивно принимать мир, но и преобразовывать его.

Можно рассматривать  эти три позиции и как определенные стадии в процессе социализации — от приспособления к изменению, преобразованию социального мира и себя в нем. Однако неправильно было бы понимать, что данные стадии в развитии человека следуют одна за другой, как бы постепенно усложняясь. С самого первого момента вхождения малыша в социальный мир его социализация должна осуществляться с ориентиром на третью стадию: ребенок не становится преобразователем потом, а является им исходно, и необходимы лишь условия для проявления этой преобразующей функции. Конечно, содержание и объем преобразований связаны с возможностями возраста, а будут ли они ревизованы, зависит от методологии воспитательной стратегии, которую осуществляют взрослые.

Для педагога интересно  и важно разбираться, почему каждый индивид социализируется по-своему, по каким причинам у разных людей накапливается различный социальный опыт. Это необходимо знать, чтобы правильно выстраивать стратегию воспитания, грамотно осуществлять индивидуальный подход к детям.

  1. История возникновения и развития образовательной области «Социализация»

В 20—30-е гг. нашего столетия, когда общественное дошкольное воспитание становилось массовым и  государственным, были созданы первые программные документы. В «Программе и внутреннем распорядке детского сада» (1932) предлагался вариант планирования воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения, касавшийся и раздела «Общественно-политическое воспитание» — так в те годы назывался раздел ознакомления детей с социальной действительностью.

Планирование  строилось по «организующим моментам»: весь познавательный материал был сгруппирован вокруг определенных тем, на изучение которых отводилось в учебном году определенное время. На каждую тему («организующий момент») предусматривалось от 5 до 18—20 дней, в течение которых все виды детской деятельности наполнялись содержанием данной темы. Например, «организующий момент» «День Красной Армии» включал заучивание стихов, рисование, игры на тему Красной Армии, экскурсию в воинские казармы, изготовление «военных игрушек», сооружение построек из снега окопов, крепостей, собственно праздник. Этой теме отводилось 12 дней.

B основном содержание  работ по ознакомлению с общественно-политическими  событиями группировалось вокруг  «красных дат календаря» т.  е. общественно-политических праздников: 7 ноября, 1 Мая, 23 февраля, 22 апреля, 8 Марта (Международного женского дня). Согласно такому планированию вся жизнь детей в эти дни заполнялась содержанием данного «организующего момента», при этом, например, в дни празднования 7 ноября дети на занятиях математикой считали до семи, а на занятиях по изобразительной деятельности рисовали семь лодочек.

Подобный принцип  планирования работы по ознакомлению с социальным миром предполагал  создание условий для углубленного «погружения» детей в намеченное содержание и освоение его в разнообразной деятельности. Сама идея подобного «погружения» может быть продуктивной, но формализм, который сопровождал организацию жизни детей, безусловно, не был полезен для развития личности ребенка. Кроме того в течение года планировалось 8—10 «организующих моментов». Это значит, что у воспитателя не оставалось времени на возвращение детей к определенной теме. Она изучалась однажды и больше не повторялась, что, конечно, не могло обеспечить прочность усвоения познавательного материала

Со временем недостатки указанной формы планирования были учтены, и в дошкольной педагогике появился другой подход тематическое планирование познавательного материала. Тематическое планирование заключалось в том, что выделялась определенная тема, объединяющая какое-то содержание. Тема не охватывает все разделы программы, а касается лишь одного из вопросов, и рассматривается он с детьми на фоне всей другой работы. Например, темой могло быть ознакомление с праздником Октября. Дети узнавали о празднике на специальном занятии, проводилось рисование на данную тему («Как мы готовимся к празднику», «Праздник в детском саду» и др.), организовывались экскурсия по праздничным улицам города, игры. Однако другие направления работы с детьми: формирование элементарных математических представлений, ознакомление с природой, занятия физической культурой в тему не включались.

Такой подход более  естественно вписывался в воспитательно-образовательную работу с дошкольниками, воздействие на детей было более мягким.

Далее на смену  этой форме планирования пришло планирование работы по режимным моментам: воспитательные и образовательные задачи распределялись в течение дня не по логике предмета, а по логике того, что мог или должен был делать ребенок (утром, до завтрака; после завтрака, на прогулке, перед сном, после сна и т. д.). Для занятий выделялось особое время и задавалась «сетка занятий». Перед воспитателем ставилась задача подбирать содержание для разных занятий. Однако установление между ними логической взаимосвязи не предусматривалось. Принцип объединения занятий (два занятия в день) основывался на учете смены видов деятельности: если первое занятие посвящалось математике, то второе — физической культуре или музыке.

Все названные  выше формы организации педагогического  процесса можно проанализировать с точки зрения ведущей задачи. Так, при планировании по «организующим моментам» главной задачей было выделение общественно-значимого содержания, вокруг которого организовывалась вся жизнь детей в детском саду.

При тематическом планировании также определялись общественно значимые темы, материал располагался «сгущенно» в определенные отрезки времени в течение года, но тема не исключала другого содержания воспитательно-образовательной работы.

И наконец, третий вид планирования строился по логике режима жизни детей. Содержательный стержень не выделялся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание, задачи и виды педагогической деятельности образовательной области «Социализация»

Содержание  образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

·  развитие игровой деятельности детей;

· приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

· формирование положительного отношения к себе;

· формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности:

  • Игровая деятельность — дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
  • Исследовательская деятельность — дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
  • Изобразительная — позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
  • Предметная — удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
  • Наблюдение — обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
  • Коммуникативная (общение) — объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
  • Проектная — активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
  • Конструктивная — дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальный характер детской игры.

 

В работе «Человек как  предмет воспитания» (1867) К. Д. Ушинский определил игру как посильный  для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «...материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой».3 Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений, складывающейся системы ценностей. К. Д. Ушинский писал: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги...».4

Но окружающая ребенка действительность чрезвычайна многообразна, а в игре находят отражение лишь отдельные ее стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

В первые годы жизни у ребенка  преобладает интерес к предметам, вещам, которые используют окружающие. Поэтому в играх детей этого возраста воссоздаются действия взрослого с чем-то, с каким-то предметом (ребенок готовит еду на игрушечной плите, купает куклу в тазике). А. А. Люблинская очень метко назвала игры малышей «полуигрой-полутрудом».

В развернутой форме ролевой  игры, которая наблюдается у детей начиная с 4-5 лет, на первый план выступают отношения между людьми, которые осуществляются через действия с предметами, а иногда и без них. Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а следовательно, начинает служить усвоению социального опыта.

Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н.Я.Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Информация о работе Формы организации педагогической деятельности для реализации задач образовательной области Социализация