Франчайзинг – форма организации бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:47, реферат

Краткое описание

Сегодня франчайзинг — это уникальная система маркетинга и распределения товаров и услуг. Франчайзинг начинается с установления партнерских отношений между франчайзером (успешно работающей компанией) и франчайзи (независимым предпринимателем или компанией). Цель этого партнерства — помочь предпринимателям надежно и разумно инвестировать в бизнес. Преимущества для франчайзера заключаются в том, что франчайзинг является самым эффективным способом расширения бизнеса. Преимущества для франчайзи — репутация их партнеров, их опыт и состоявшийся успех. Франчайзер и франчайзи, работая вместе, инвестируют в бизнес и получают прибыль, копируя успехи и минуя ошибки.

Содержание

Введение 3
1. Франчайзинг, понятие и сущность 5
2. Перспективы развития франчайзинга 10
Заключение 13
Библиографический список 14

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ОПД.docx

— 37.16 Кб (Скачать файл)

   МИНИСТЕРСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

   РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

   ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

   ГОУ ВПО «Омский государственный  технический университет»

   Кафедра   «Экономики и организации труда»

   Специальность 080502 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Организация Предпринимательской деятельности»

    на  тему «Франчайзинг – форма организации бизнеса». 
     
     
     
     
     

                Выполнила: Студентка V курса группа ЗУТ-516, Селистровская Е.А.

                Проверила:

                Минкевич Любовь Владимировна 
                 
                 
                 
                 

Омск 2011 г

Содержание

Введение 3
1. Франчайзинг,  понятие и сущность 5
2. Перспективы развития франчайзинга 10
Заключение 13
Библиографический список 14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Сегодня франчайзинг — это уникальная система маркетинга и распределения  товаров и услуг. Франчайзинг  начинается с установления партнерских  отношений между франчайзером (успешно работающей компанией) и франчайзи (независимым предпринимателем или компанией). Цель этого партнерства — помочь предпринимателям надежно и разумно инвестировать в бизнес. Преимущества для франчайзера заключаются в том, что франчайзинг является самым эффективным способом расширения бизнеса. Преимущества для франчайзи — репутация их партнеров, их опыт и состоявшийся успех. Франчайзер и франчайзи, работая вместе, инвестируют в бизнес и получают прибыль, копируя успехи и минуя ошибки. 
         В настоящее время франчайзинг занял устойчивые позиции не только в сфере общественного питания или продажи автомобилей. Он стал одной из наиболее популярных форм ведения бизнеса в сфере услуг и в производстве. Франшизы существуют в таких различных областях, как компьютеры, оздоровительные центры, парикмахерские, супермаркеты и недвижимость. 
         Суть франшизы довольно проста. Компания, добившаяся успеха в производстве определенных видов товаров или оказании каких-нибудь услуг, собирается расширить рамки своей хозяйственной деятельности. Вместо того чтобы открывать свои филиалы в различных местах, эта компания становится франчайзером, т.е. она продает свой хозяйственный опыт и созданную рыночную репутацию другим компаниям или отдельным лицам.

              Франчайзинг оказался уникальным правовым средством, которое обеспечило сочетание единой коммерческой политики крупных компаний с инициативой и предприимчивостью собственников розничных предприятий. И те, и другие оказались крайне заинтересованы в новой форме сотрудничества. Крупные компании получили возможность распространить свое влияние на розничную сеть, расширить сбыт, улучшить рекламу, наконец, просто получить вознаграждение, и в то же время избежать ненужных потерь в связи с не подконтрольностью им розницы. Мелкие же торговцы, сохранив свою имущественную самостоятельность, получили преимущества участия в крупной торговой сети, снизили свои риски, увеличили объем продаж, а, в конечном счете, улучшили условия использования принадлежащего им имущества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Франчайзинг, понятие  и сущность

           Франчайзинг (от франц. franchise – льгота, привилегия) представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (крупной известной фирмой) другой стороне (фирме или индивидуальному предпринимателю) своего товарного знака, фирменного стиля, а также технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации. В нашем законодательстве этой форме организации предпринимательской деятельности посвящена глава 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.

          Согласно ст.1027 Гражданского кодекса РФ по договору коммерческой концессии (франчайзинга) одна из сторон, именуемая правообладателем (франчайзером) предоставляет другой стороне - пользователю (франчайзи) право использовать в его предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Кроме этого, франчайзер обязуется в дальнейшем оказывать франчайзи постоянное содействие в становлении бизнеса, обеспечивать организационную, техническую и консультационную помощь.

           Таким образом, одной из сторон данного договора является франчайзер - организатор дела, владелец генеральной лицензии, ноу-хау, главный консультант, а другой франчайзи – предприниматель (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель), чья текущая деятельность самостоятельна, но его предприятие является частью единого комплекса – франчайзинговой сети.        

         Франчайзинг как форма организации бизнеса сегодня популярен во многих странах мира. Прежде всего, это объясняется его эффективностью, а также высокой устойчивостью бизнеса вновь образуемых предприятий во франчайзинговой сети. Предприниматель, присоединяющийся к такой системе, значительно снижает свой риск. Согласно статистике, через 5 лет после начала предпринимательской деятельности продолжают функционировать 92% участников франчайзинговых систем и только 23% независимых предпринимателей. Причина столь высокой устойчивости франшизных предприятий, прежде всего, в высокой степени кооперации и сотрудничества сторон [1].

        Франчайзинг даёт возможность привлечь в бизнес начинающих бизнесменов и тех, кто по каким-то причинам не может организовать собственный бизнес, но желает и способен заниматься предпринимательской деятельностью под руководством крупной известной фирмы, освоить новый опыт, современные технологии и методы ведения бизнеса.

В Российскую ассоциацию франчайзинга нередко обращаются люди, которые имеют начальный  капитал и готовы открыть своё дело, но не знают с чего начать, т.к. у них нет опыта занятия  предпринимательской деятельностью, нет сырья, поставщиков, нет схемы  реализации. Естественно, что без  обучения и поддержки их усилия обречены на провал. Франчайзинг, являющийся связующим  звеном между крупным и мелким капиталом, как раз и позволяет  решить эти проблемы.

Заключая  договор франчайзинга, франшизополучатель не теряет своей самостоятельности. От него требуется строго соблюдать технологию фирмы-франшизодателя и не вносить изменений в сложившуюся концепцию бизнеса. В остальном он свободен: он самостоятельно решает кого нанимать на работу и какую зарплату выплачивать, какую часть прибыли тратить на развитие предприятия, а какую – на собственные нужды.  [2]

          Для франшизодателя (франчайзера) заключение такого договора - это перспектива быстрого роста, повышения имиджа и надёжного закрепления на рынке товаров и услуг. Франчайзинг позволяет головной фирме (франчайзеру) расти быстрее и с меньшими затратами, чем при традиционных способах организации бизнеса. Для франшизополучателя (франчайзи) – это возможность начать своё дело, пользуясь знаниями и поддержкой со стороны более опытной компании (франчайзера).

Как правило, крупные компании обращаются к такому способу организации бизнеса, когда  сталкиваются с нехваткой квалифицированного персонала и отсутствием необходимых  капиталов.  

К числу  первопроходцев данной формы партнёрских  отношений в России можно отнести  тольяттинскую научно-производственную фирму В. Довганя - “Дока”. Покупатели комплексов оборудования для пиццерий и мини-хлебопекарен функционировали  под товарным знаком “Дока”, проходили  специальное обучение, в ходе которого знакомились с секретами производства (ноу-хау) – рецептами и технологиями приготовления пиццы, хлебопечения и др. Однако данная система просуществовала  около двух лет.        Главной причиной, послужившей прекращению её деятельности, стала невозможность при одновременном расширении сети поддерживать контроль качества продуктов, производимых франшизоплучателями.

          По мнению президента Российской ассоциации франчайзинга А. Майлера одной из серьёзных проблем сегодняшнего франчайзинга в России является небольшое количество вариантов для открытия бизнеса: пока отечественным предпринимателям доступны в основном сферы бизнеса, где первоначальные вложения превышают 100 тыс. долларов, что по силам далеко не каждому. Например, предпринимателю, желающему открыть лабораторию “Кодак”, необходимо не менее 69 тыс. долларов – именно столько стоит самая простая машина по проявке плёнок и печати фотографий, необходимый запас химикатов и пр. По оценкам данной компании, работа минилаборатории начинает становиться прибыльной приблизительно со времени начала обработки 25 плёнок (по 24 кадра) в день. В этом случае чистый доход лаборатории может составить около 100 долларов в месяц (без учёта НДС). Но если в день будет обработано уже 60 плёнок, то чистая прибыль может составить уже более 800 долларов (также без НДС) [3].

              Особенностью российской экономики является также замораживание значительных денежных сумм населения, которое не доверяет банкам и предпочитает хранить свои сбережения в валюте. В то же время широкое распространение франшизных систем позволяет повысить экономическую активность населения, стимулируя к тому, чтобы инвестировать эти средства в малые предприятия. Во франшизных системах мелкие предприниматели вкладывают свои собственные денежные средства или взятые под залог, поэтому они, конечно же, стремятся использовать эти деньги наиболее эффективным способом. Социологические опросы, проводимые в промышленно развитых странах, показывают, что предприниматели, вступившие во франшизную сеть, ориентированы на успех гораздо сильнее, чем рядовые предприниматели. Таким образом, франшизные системы объединяют лиц с ярко выраженными позитивными жизненными установками. Совместные интересы формируют общее видение как проблем, так целей и задач, решаемых в сети [4]. 

           Франчайзинг распространён главным образом в торговле, сфере услуг и общественного питания, в меньшей степени – в сфере производства. Отсюда и условное разделение его на торговый (товарный), производственный, сервисный (оказание услуг) и лицензионный (деловой).

В большинстве  стран франчайзинг распространяется главным образом в тех сферах, где может существовать семейный бизнес. Таким образом, создаются  благоприятные условия для передачи делового опыта в пределах семьи  и предпосылки передачи бизнеса  от поколения к поколению.

               При всех различиях франшизные сети объединяет то обстоятельство, что организаторы сети, как правило, начинают создавать франчайзинговую систему вокруг определённых идей, включающих некий набор ценностей. В дальнейшем эта система ценностей тщательно поддерживается, а любые отклонения пресекаются.

               Такие всемирно известные сети, как “Мариотт” и “СервисМастер”, были созданы вокруг систем ценностей, представленных крупнейшими религиозными общинами США. И сегодня в каждом из номеров отелей “Мариотт” у изголовья своей кровати клиент обязательно обнаружит не только библию, но и “Книгу Мормона”. В названии же компании – лидера в сфере бытовых услуг “СервисМастер” (ServiceMaster) скрыт двойной смысл: с одной стороны, его можно понять как “мастера по оказанию услуг”, с другой – как “служение Богу” (Servicing the Master). Основатели фирмы хотели построить такую хозяйственную структуру, в которой бы воплощались идеи Евангелия, в частности, этим объясняется структура собственности этой франшизной сети. Юридически “СервисМастер” - это партнёрство с 40 тыс. членов, представленных в основном операторами и ведущими работниками сети, т.е. это одна из крупнейших организаций, находящихся в собственности работников, и каждый новый оператор получает при заключении франшизного договора права на покупку доли компании, включая интеллектуальную собственность [4].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Перспективы развития  франчайзинга

           Международная ассоциация франчайзинга выделяет следующие факторы, которые, по мнению экспертов этой влиятельной организации, создают предпосылки для стремительного роста франшизных систем в начале нового столетия.

           Выравнивание темпов роста объемов продаж во франшизных сетях традиционных направлений, таких, как быстрое питание, минимаркеты, отели, мотели, аренда автомобилей. В каждой из этих областей в глобальном масштабе будет доминировать относительно небольшое количество компаний, владеющих известными торговыми марками.

            Продолжение быстрого роста и агрессивной экспансии сектора услуг в национальных экономиках и мировой экономике в целом. Согласно специальному исследованию МАФ в сфере услуг будут продолжаться специализация и выделение новых рыночных ниш. Такие услуги, как ремонт жилищ, дизайн интерьеров и реализация дизайнерских проектов, уход за газонами, услуги в сфере жилья, уход за детьми, услуги в области воспитания и образования, наряду с некоторыми видами бизнес-услуг станут наиболее предпочтительными для применения франчайзинга.

Информация о работе Франчайзинг – форма организации бизнеса