Формы организации производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:23, контрольная работа

Краткое описание

Концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства являются прогрессивными формами общественной организации производства, и об этом никогда не следует забывать, так как их использование и развитие на практике всегда приносили выгоду для общества в целом и предприятия в частности.
Концентрация - это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии.
Специализация - это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Размещение предприятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Специализация и диверсификация производства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
3. Кооперирование производства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
4. Концентрация производства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
5. Комбинирование производства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

Вложенные файлы: 1 файл

formy_organizatsii_proizvodstva.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт экономики  отраслей, бизнеса и администрирования

Кафедра  экономики  отраслей и рынков

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Организация производства

на предприятиях отрасли»

на тему: «Формы организации  производства»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентки гр. 25 ПС-301

Ахматова А.Н.

Бродягина К.М.

 

Проверил:

преподаватель                                           

                                                                 Богданов С.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2012

Содержание.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1. Размещение предприятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

2. Специализация и диверсификация  производства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

3. Кооперирование производства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

4. Концентрация производства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

5. Комбинирование производства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Для достижения целей, которые  не могут быть достигнуты отдельными предприятиями во многих сферах хозяйства, прибегают к кооперации и концентрации. Кооперация возникает, когда экономически самостоятельные предприятия путем договоров берут на себя обязательства о совместной деятельности. Примером может служить образование картелей, консорциумов.

Картель - это договорное горизонтальное объединение предприятий, остающихся в правовом отношении юридически независимыми, но лишенных части собственной экономической самостоятельности.

Консорциум - это горизонтальное объединение предприятий для  проведения определенных заданий в ограниченное время. В консорциуме преобладает правовая форма общества гражданского права. Консорциумы создаются банками через организацию подписки на акции и долговые обязательства, и их распространение среди населения.

Концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства являются прогрессивными формами общественной организации производства, и об этом никогда не следует забывать, так как их использование и развитие на практике всегда приносили выгоду для общества в целом и предприятия в частности.

Концентрация - это процесс, направленный на увеличение выпуска  продукции или оказания услуг  на предприятии.

Специализация - это процесс  сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных  отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

Кооперирование - это  длительные производственные связи  между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию.

Комбинирование производства представляет процесс выпуска разнородной продукции на предприятии за счет последовательности выполнения технологических стадий обработки сырья и отходов производства.

 

 

1. Размещение  предприятий.

Рациональное размещение предприятий отрасли предопределяет успешность их дальнейшей деятельности и эффективность отрасли в целом. Основные принципы размещения предприятий промышленности заключаются в следующем:

максимальное приближение  промышленности к источникам сырья, энергии и районам потребления;

рациональное территориальное  разделение труда с целью наиболее эффективной специализации отдельных  экономических районов по отраслям промышленности;

учет международного разделения труда;

учет обороноспособности страны;

учет экономической  безопасности государства;

учет необходимости  максимального использования природных  и трудовых ресурсов с охватом  их демографической структуры.

Размещение предприятий  цветной металлургии происходит под влиянием многих природных и  экономических факторов. В первую очередь оно зависит от географии месторождений руд цветных металлов. Особенностью этих руд является низкое содержание полезного компонента, из-за чего перевозка их нерентабельна. Поэтому большинство предприятий отрасли расположено в районах с неблагоприятными климатическими условиями (районы Крайнего Севера и северо-востока страны).

Большое влияние на размещение предприятий цветной металлургии  оказывает наличие дешевых энергетических ресурсов, т.к. особенностью отрасли  является высокая топливо- и энергоемкость.

При размещении промышленности следует принимать во внимание трудоемкость производства и возможности обеспечения  предприятий рабочей силой. Горнодобывающие  предприятия относятся к числу  наиболее трудоемких производств, поэтому  при размещении большинства предприятий цветной металлургии приходится осуществлять дополнительные капитальные вложения, связанные с созданием необходимой инфраструктуры и перемещением рабочей силы.

Металлургические предприятия  по производству цветных металлов относятся  к материалоемким производствам, что и определяет основную особенность их размещения - тяготение к источникам сырья. Размещение этих предприятий зависит и от особенностей технологического процесса, поэтому целесообразно рассмотреть размещение предприятий каждой из подотраслей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Специализация  и диверсификация производства.

Диверсификация производства - одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов  производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.

Являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства и перераспределения  ресурсов, диверсификация производства и предпринимательской деятельности преследует различные цели и определяет направления реструктуризации экономики.

Развитое рыночное хозяйство прошло через множество этапов, каждый из которых характеризовался разнообразным  сочетанием специализации и диверсификации как асимметричными формами организации производства. Наиболее ощутимое развитие диверсификация получила в большинстве стран в середине 50-х годов, когда впервые дало о себе знать (с разной остротой в отдельных странах) относительное исчерпание внутренних источников роста эффективности производства.

Пионерное исследование диверсификации и интеграции американских компаний в 1962 г., осуществил М.Горт, японских предприятий - в 1979 г. Е.Есинара.

Вопросы стратегии диверсификации в эпоху массового потребления были главным предметом обсуждения, что связано, с одной стороны, с заметным снижением темпов роста по сравнению с предшествующим этапом, а с другой - стремлением фирм устоять в условиях неравномерного экономического и политического развития.

Существенные изменения экономических, социальных и научно-технических  условий деятельности промышленных фирм коренным образом изменили требования к управлению, чтобы приспособиться к внешней ситуации. Острейшая  борьба на мировых рынках, замедление экономического роста и технического прогресса потребовали преобразования производства, для которого стало недостаточным приобретение передовой техники и технологии, результатов научных исследований. Этим во многом объясняется тот факт, что диверсификация стала наиболее распространенной формой концентрации капитала.

Способствовало разработке стратегии  диверсификации падение нормы прибыли  на капитал, вложенный в традиционное производство.

Причины переориентации предприятий  на стратегические вопросы, по мнению Р.Кунца, не поддаются однозначному определению. Такого же мнения придерживаются и другие исследователи. Авторы выдвигают ряд наиболее распространенных обоснований, определяющих ассортимент и номенклатуру выпускаемой продукции, необходимость расширения сфер приложения капитала. Утверждения справедливы не потому, что свидетельствуют о недостаточной теоретической и практической проработке вопроса, а потому, что, во-первых, цели диверсификации производства напрямую зависят от финансового состояния и возможностей предприятия и, во-вторых, привлекательность отраслей для фирм различна в краткосрочном и долгосрочном периодах. Так, финансовые возможности убыточных, средних и преуспевающих предприятий диктуют различные стратегии от "просто выжить" до образования стратегических альянсов. Выделение средств на социальные цели и благотворительную деятельность свидетельствует о том, что экономические интересы субъектов деятельности в основном удовлетворены и приоритеты смещаются в сторону формирования доброго имени и марки фирмы.

Диверсификация, прежде чем приобрела  современные черты, в рамках глобальной стратегии фирм прошла сложный путь развития, меняясь под влиянием внешних  обстоятельств, так и внутрифирменных  критериев. В таблице 1 показана эволюция соответствующих идей - от манипулирования набором товаров к манипулированию набором стран. Историю такой эволюции условно можно разделить на четыре этапа, и на каждом из них происходило становление таких основных элементов, как: товарный набор; отраслевой набор; набор отраслей и сфер деятельности; набор стран. Каждый последующий этап был шагом в достижении целей производства и отличался изменением приоритетов в развитии предпринимательской деятельности.

 

 

3. Кооперирование  производства.

Кооперирование производства - одна из форм организации производства, тесно связанная со специализацией.

 Кооперирование производства - это длительные, устойчивые связи  между самостоятельными предприятиями  в товарном производстве для  совместного изготовления одного продукта, годного к самостоятельному потреблению. От простых взаимосвязей между производителями и поставщиками, различными хозяйствующими субъектами рынка кооперирование отличается особым технико-экономическими условиями взаимосвязей, что обусловлено совместным производством определенного продукта. Эта форма связи между самостоятельными субъектами рынка, самостоятельными предприятиями.

 Кооперирование по  экономической сути - это порождение, производная от специализации  производства. Специализация производства логично ведет к созданию специализированных предприятий и отраслей как высшее проявлено закона разделения труда. Специализированные предприятия, как отмечалось выше, занимаются изготовлением отдельных предметов, узлов, деталей, производством части, стадии, фазы общей технологии изготовления продукта. Создание же самого готового продукта, годного к самостоятельному потреблению, требует специфических взаимосвязей, объединения общих усилий, позволяющих собрать этот готовый продукт с особым требованиям к его составляющим. Кооперирование, таким образом, развивается в меру развития специализации и за её пределами оно становится не рациональным, а просто ненужной самоцелью.

 Кооперирование осуществляется  в разных формах. В соответствии  с формами специализации известны его формы:

1. Предметная.

2. Подетальная (поузловая).

3. Технологическая (постадийная).

 В соответствии  с территориальным расположением  кооперирующихся предприятий различают: 

1. Внутрирайонное.

2. Межрайонное. 

 Если кооперируются предприятия, расположены в одном экономическом районе, - это внутрирайонная форма кооперирования. В случае же, если эти предприятия размещены в разных экономических районах, то такое кооперирование приобретает межрайонную форму.

 По отношению к  отраслевой принадлежности известны внутриотраслевая и межотраслевая формы кооперирования. Если кооперирующие предприятия относятся к одной и той же отрасли (сахоропесочная, сахорорафинадная и т.п.), то это будет внутриотраслевая форма кооперирования. В случае же кооперирования предприятии разных отраслей оно приобретает межотраслевую форму (мукомольня и макаронная, машиностроительная и электронная и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Концентрация  производства.

Концентрация производства – это процесс, нацеленный на увеличение на предприятии выпуска продукции или объема оказания услуг.

Концентрация выражается в создании и развитии крупных  предприятий, в сосредоточении выпуска  большей части продукции, характерной  для определенной отрасли, на отдельных  специализированных предприятиях. Концентрация производства создает возможности для более эффективного использования высокопроизводительного оборудования и неуклонного роста производительности труда.

Информация о работе Формы организации производства