Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 15:47, реферат

Краткое описание

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Организация совместных досуговых мероприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика.docx

— 24.36 Кб (Скачать файл)

 

ГУО «Средняя школа №2 г. Петрикова»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на МО

классных руководителей

 

 

 

 

Формы и методы работы классного руководителя

 с  семьей ученика

 

 

 

 

Учитель начальных классов

Новик Александра Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петриков, 2015

 

Формы и методы работы классного руководителя

 с  семьей ученика

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Используется:

- наглядная пропаганда,

- посещение семей,

- родительские собрания,

- беседы и консультации,

- конференции родителей,

- устные журналы,

- анкетирование,

- дни открытых дверей,

- круглые столы,

- организация клубов,

- организация деловых игр.

Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно.

Наглядная пропаганда

Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа “Для вас, родители”, содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь - различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию и обучению учащихся.

В разделе “Советы и рекомендации” под руководством психолога и социального педагога помещаются рекомендации по различным вопросам, отчеты членов родительского комитета о посещениях семей, дежурствах.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в школе, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей.

К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и социальных педагогов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какой урок они будут смотреть, их цель, необходимость проведения.

Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки.

Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.

В папке-передвижке можно подобрать следующие материалы:

1) текстовый материал;

2) консультация для родителей  на определенную тему;

3) рекомендуемые упражнения;

4) рекомендации, советы родителям;

6) фотоматериал;

7) газетные и журнальные статьи.

О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, учителям или социальным педагогам желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.

Деловые игры

Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей.

Примерная структура игры такова:

1. Подготовительный этап, который  включает в себя определение  цели, задач игры, организационных  правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в  соответствии с ролями, подготовку  необходимого наглядного материала  и оборудования

2. Ход игры, заключающийся в выполнении  всеми участниками игры необходимых  правил и действий.

3. Итог игры, выражающийся в анализе  ее результатов.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному.

Вечера вопросов и ответов

Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течении этого времени учителя, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

Университет педагогических знаний

Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Организация совместных досуговых мероприятий

Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время.

Правила общения с родителями.

  • Оформляй, придумывай интересные, интригующие приглашения на классные собрания и мероприятия.

  • Уважай свое и родительское время. Всегда назначай собрания за неделю до проведения. Если нужно, укажи точное время начала и конца.

  • При посещении на дому заранее предупреди о цели посещения. Например: посещение с целью проверки уголка школьника( полка для книг, стол для приготовления уроков и т.д.) Почаще хвали родителя за воспитание ребенка. Вручай от случая к случаю грамоты, благодарственные письма).

  • К концу каждого учебного года при помощи анкеты для родителей сделай анализ работы за год и план работы на следующий год.

  • При мимолетной встрече с родителями никогда не рассказывай о плохих сторонах его ребенка. 

 

 

 


Информация о работе Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика