Формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: определить, какие формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции использует социальный педагог при работе с подростками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить научную, учебную социально-педагогическую литературу по теме исследования;
2) рассмотреть проблему ВИЧ/СПИДа;
3) рассмотреть формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции, используемы социальным педагогом при работе с подростками.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
3
1 Глава. Введение в проблему ВИЧ/СПИДа

1.1 История происхождения и эволюции ВИЧ…………………………......
7
1.2 Ситуация в области ВИЧ/СПИДа в России………………………….....
11
1.3 Пути передачи ВИЧ-инфекции……………………………………….....
16
2 Глава. Формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков

2.1 Социально-педагогическая профилактика ВИЧ-инфекции среди подростков: формы и методы………………………………………......
20
2.2 Социально-педагогическая профилактика ВИЧ-инфекции среди учащихся старших классов МБОУ СОШ № 30…………………….....
27
Заключение……………………………………………………………………..
31
Список литературы…………………………………………………………….
34
Приложение……………………………………………………………………
36

Вложенные файлы: 1 файл

Формы и методы работы социального педагога по профилак.docx

— 1,006.72 Кб (Скачать файл)

 

План

Введение………………………………………………………………………..

3

1 Глава. Введение в  проблему ВИЧ/СПИДа

 

1.1 История происхождения и эволюции ВИЧ…………………………......

7

1.2 Ситуация в области ВИЧ/СПИДа в России………………………….....

11

1.3 Пути передачи ВИЧ-инфекции……………………………………….....

16

2 Глава. Формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков

 

2.1 Социально-педагогическая профилактика ВИЧ-инфекции среди подростков: формы и методы………………………………………......

20

2.2 Социально-педагогическая профилактика ВИЧ-инфекции среди учащихся старших классов МБОУ СОШ № 30…………………….....

27

Заключение……………………………………………………………………..

31

Список литературы…………………………………………………………….

34

Приложение……………………………………………………………………

36


 

 

Введение

Во всем мире ВИЧ-инфекция признается неизлечимым заболевание, которое ведет к тяжелым демографическим  и экономическим последствиям для  всего человечества.

Впервые синдром приобретенного иммунного дефицита человека (СПИД) впервые был описан в 1981 г. учеными из США и Франции. Заболевание, к которому приводит заражение вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), получило название СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита.

Международных эксперты утверждают, что ВИЧ-инфекция является не только и не столько медицинской проблемой, сколько глобальной социальной, требующей  комплексного подхода к своему решению.

Анализ научной литературы и статистических исследований показал, что наиболее уязвимыми в данной ситуации оказываются подростки  и молодежь в возрасте до 30 лет. [14]

Темпы роста зараженных ВИЧ, обусловленные, прежде всего, отсутствием  надежных социальных барьеров, в сочетании  с очень низкой информированностью молодых людей о проблеме ВИЧ/СПИДа  выдвигают на первый план проблему профилактики  ВИЧ-инфекции среди  подростков и молодежи.

Акцентируя внимание на подростках, мы отмечаем, что основными путями их заражения ВИЧ-инфекцией ученые признают рискованное поведение, обусловленное  возрастными особенностями.    

Заражение ВИЧ-инфекцией, как  показывает статистика, происходит в  результате незащищенных половых контактов  и совместного употребления внутривенных наркотиков. Подростки, не осознавая  опасности заражения данным вирусом  и не имея необходимых знаний, часто  узнают о проблеме, после её возникновения.

Следовательно, предупреждение заражения подростков ВИЧ-инфекцией  может рассматриваться как острая социально-педагогическая проблема. 

Актуальность нашего исследования подтверждается тем, что согласно данным федерального Центра СПИД в России насчитывается более 6000 ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних, из которых более 2000 подростки и их число которых  постоянно растет. [17]

Рассматривая проблему предостережения  подростков от заражения ВИЧ-инфекцией, мы отмечаем, что основные усилия должны быть направлены на воспитание «внутренней», личностной, устойчивости к соблазнам  «внешнего» мира. Это обусловливает  необходимость применения социально-педагогических подходов и профилактических мер. [9; с 151]

В современной науке профилактика рассматривается в широком и  узком значении.

В широком смысле профилактика (от греч. prophylaktikos - предохранительный)  понимается как «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка.

В более узком смысле профилактика рассматривается учеными разных областей по-разному.

В медицинской энциклопедии профилактика трактуется как «комплекс  мероприятий, направленных на обеспечение  высокого уровня здоровья людей, их творческого  долголетия, устранение причин заболеваний, в том числе улучшение условий  труда, быта и отдыха населения, охраны окружающей среды. [20]

Социальная профилактика (превенция) - деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально  терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих  их причин. Профилактика направлена на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

По мнению М.А. Галагузовой: «Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков». Автор отмечает, что социально-педагогическая профилактика – это, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

    • предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;
    • сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
    • содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала. [16; с 294]

Приступа Е.Н.  рассматривает  профилактику как «целенаправленный, длительный, специально организованный процесс профессионально-педагогического  взаимодействия специалистов со школьниками, ориентированный на превенцию социальных девиаций и обеспечивающий позитивную динамику перехода на социально-приемлемый уровень социального здоровья школьника».

В современной науке и  социальной практике выделяют  следующие  виды профилактики: первичная, вторичная  и третичная.

Важно отметить, что в  отношении профилактики заражения  ВИЧ-инфекцией актуальной является именно первичная профилактика, что  обусловлено спецификой заболевания  как инфекционного и неизлечимого.

Исходя из этого, мы выбрали  тему нашего исследования: «Формы и методы работы социального педагога по профилактике ВИЧ-инфекции среди подростков».

Объект нашего исследования: формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков.

Предмет исследования: формы и методы работы социального педагога по профилактике ВИЧ-инфекции среди подростков.

Цель нашего исследования: определить, какие формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции использует социальный педагог при работе с подростками.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить научную, учебную социально-педагогическую литературу по теме исследования;

2) рассмотреть проблему  ВИЧ/СПИДа;

3) рассмотреть формы и  методы профилактики ВИЧ-инфекции, используемы социальным педагогом  при работе с подростками.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

-изучение состояния проблемы  по разным источникам;

-изучение педагогического  опыта;

-анкетирование, лекция, анализ;

-наблюдение;

-обобщение;

-метод математической  статистики.

Цели и задачи исследования обусловили содержание и структуру  курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

 

1 Глава. Введение  в проблему ВИЧ/СПИДа

1.1 История происхождения и эволюции ВИЧ

ВИЧ – это ретровирус, впервые выделенный Люком Монтанье (Франция) и Робертом Галло (США) в 1983 году.

Различные виды приобретенных, то есть не связанных с неудачной  наследственностью, иммунодефицитов, развивающихся, в частности, в результате неблагоприятных воздействий окружающей среды или после перенесенных заболеваний, были хорошо известны еще  до открытия ВИЧ, однако не приводили  с такой неотвратимостью к  летальному исходу.

Никогда открытие вируса (ни до, ни после обнаружения ВИЧ) не вызывало столь обширного общественного  резонанса. Прямым следствием стало  небывало высокое финансирование разработок, профилактики, лечения людей с  ВИЧ, а также фундаментальных  исследований. В середине 80-х годов  в них включились и выдающиеся ученые с мировым именем, и молодые  специалисты многих стран. В результате очень скоро о ВИЧ стало  известно значительно больше, чем  о некоторых других, давно описанных, инфекциях.

Изучение ВИЧ позволило  сделать множество открытий, причём не, только в вирусологии, но и в  смежных дисциплинах – в иммунологии, эпидемиологии, молекулярной биологии. Тем не менее, до сих пор нет  препаратов, способных полностью  вылечить ВИЧ-положительных, а возможности вакцинопрофилактики по–прежнему остаются предметом жарких дебатов. [11; с 92]

Существуют и другие «открытые» вопросы. Один из таковых – когда  и как появился вирус иммунодефицита человека. Не имея достоверных данных об этом и о путях эволюции ВИЧ, трудно рассчитывать на создание эффективных  мер защиты. Кроме того, велик  риск заполнения «белых пятен» недостоверными фактами. Именно недостатком знаний можно объяснить появление публикаций, будто ВИЧ – новое биологическое  оружие, созданное американцами (русскими), или что ВИЧ давно существует в мире, но никак не связан с развитием СПИДа. Для решения вопроса о происхождении ВИЧ необходимо знать, какие вирусы этого типа циркулируют в человеческой популяции, какие механизмы лежат в основе их изменчивости, есть ли аналоги возбудителю СПИДа в мире. [11; с 93]

Практически сразу после  первых сообщениях о ВИЧ появилась  информация, о его чрезвычайно  высокой изменчивости – настолько  высокой, что в природе, по-видимому, нет двух абсолютно идентичных генов  ВИЧ. Различия между вирусами, выделенными  в разных странах, достигают подчас 40-50 %. Очевидно, что столь высокие  различия не могут сказаться на подходах к стратегии разработки вакцины.

Изучение изменчивости генома вируса, закономерностей распространения  его субтипов в разных странах и уязвимых группах расширяет наши представления о механизмах, эволюции ВИЧ. Эти исследования оказываются полезными и в практической медицине, ибо позволяют прогнозировать развитие эпидемии. Знание вариантов ВИЧ, доминирующих на конкретной территории, важно для разработки будущих вакцин.

Откуда и когда попал  ВИЧ в человеческую популяцию? Чтобы  ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить  о других лентивирусах приматов, о ВИЧ-2 и многочисленных вирусах иммунодефицита обезьян (ВИО). Небезынтересно, что ВИО не вызывают СПИД у своих хозяев. Зеленые мартышки, например, сами не болеют, однако могут заражать обезьян других видов, в частности, при совместном содержании в зоопарках. Видимо, природный резервуар инфекции, вызываемой ВИЧ-2, находится в популяции дымчатыхмангобеев в Западной Африке. Более того, есть доказательства, что появление у людей различных субтипов ВИЧ-2 вероятнее всего связано с несколькими заносами ВИО в человеческую популяцию.

С ВИЧ-1 вопрос пока остается открытым, хотя по аналогии можно предположить: вирус попал к людям от каких-то обезьян; развитие симптомов СПИДа  связано с тем, что человек  не является природным хозяином этого вируса. Известны уже четыре случая выявления вирусов, напоминающих ВИЧ-1, у шимпанзе. Три вируса выделены в Западной Африке, а четвертый – в США, у шимпанзе, живущего в зоопарке. Анализ вирусных геномов позволил сделать предположение: природным резервуаром ВИЧ-1 может быть один из подвидов шимпанзе, обитающий на территории тех стран Западной Африки, где одновременно обнаруживаются и представители всех групп ВИЧ-1. [11; с 94]

Интересно, что самый ранний образец крови, содержащий ВИЧ-1 (группы «М»), обнаруженный в городе Киншаса (ныне столица Демократической Республики Конго), датирован 1959 годом. В 2001 году американские специалисты, изучив генетические различия между вирусом, присутствующим в  образце крови сорокалетний давности, и современными представителями  группы «М», высказали такое мнение: общий предшественник всех субтипов этой группы мог попасть в человеческую популяцию от шимпанзе где-то около 1940 года. Однако многие ученые полагают, что скорость эволюции ВИЧ зависит от большого числа различных факторов, которые не были учтены. Следовательно, хотя происхождение ВИЧ-1 от обезьяньих «родственников» не вызывают сомнений, предполагаема дата (1940 год) не окончательна и может быть отодвинута на много лет назад. Отсутствие более старых образцов крови, инфицированных ВИЧ, легко объяснить: вирус в тот период циркулировал в африканских деревнях, отдаленных от медицинских центров. Неясно, впрочем, почему до сих пор найдено всего четыре инфицированные шимпанзе.

Информация о работе Формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков