Формирование экономических понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования экономических понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебной деятельности.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме исследования.
Выявить методические подходы к реализации экономического образования детей дошкольного возраста в процессе учебной деятельности.
Определить роль учебной деятельности в формирования экономических понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы формирования экономических понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебной деятельности…………………………………………………………………….. 7
1.1 Психолого-педагогические исследования экономического образования детей дошкольного возраста…………………………………………………… 7
1.2 Методические подходы реализации экономического образования детей старшего дошкольного возраста……………………………………….. 13
1.3 Роль учебной деятельности в формирования экономических понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста……………………
Глава II. Экспериментальная работа по формирования экономических понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебной деятельности……………………………………………….
2.1 Констатирующий эксперимент. Уровни и их характеристика………..
2.2 Педагогические условия, пути и средства……………………………...
2.3 Результаты экспериментальной работы………………………………...
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 16.03.14.docx

— 64.18 Кб (Скачать файл)

Произвольное оперирование представлениями в процессах памяти, воображения и мышления возможно благодаря их регуляции со стороны речевой системы. В связи с этим у нас возникла необходимость анализа программ с целью нахождения содержания экономических представлений доступных детям 5 - 6 лет [7,29].

 

 

 

 

В процессе анализа нами было выявлено, что педагогами выделяется 5 групп представлений:

    • представления о труде и его результатах, о его значении (Смоленцева А.А., Шатова А.Д., Курак Е.А, Крулехт М.В.);
    • представления о деньгах (Курак Е.А., Шатова А.Д.);
    • представления о профессиях (Шатова А.Д., Курак Е.А., Крулехт М.В., Смоленцева А.А.);
    • представления о бюджете семьи (Смоленцева А.А., Курак Е.А., Шатова А.Д.);
    • представления о качествах человека - хозяина (Курак Е.А., Козлова С.А., Шатова А.Д., Ледовских Н.А., Колишенко В.Д.. Смоленцева А.А.) [21; 36; 45].

Данные представления являются основополагающими в экономике, а содержание, отобранное авторами программ, делает эти представления доступными детям уже в дошкольном возрасте.

 

 

 

        1.3       Роль учебной деятельности в формирования экономических понятий и представлений у  детей старшего дошкольного возраста

 

Выводы

 

Интерес к проблеме экономического образования дошкольников на современном этапе развития современного общества очень актуален: идет активное становление рыночного механизма хозяйствования, а это требует от человека особых качеств, особой экономической культуры, которой предстоит еще учиться долгие годы.

Экономическое учение, на первый взгляд, кажется не для дошкольников, но экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни. Семья - это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Здесь и повседневный труд взрослых, достаток или, наоборот, бедность (нехватка денег), доходы и расходы. На искусстве ведения домашнего хозяйства дети учатся жить.

В детском саду дети тоже «покупают», «продают», «меняют», «работают», но это лишь игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. И только объединение двух аспектов поведения детей условного и реального может дать хорошие результаты в области их экономического образования.

Наша задача состоит в том, чтобы через специально организованные формы деятельности экономического содержания преодолеть сложившийся стереотип сознания и мышления и доказать важность экономического образования в дошкольном возрасте.

 

 

В своем исследовании мы опираемся на программу А. Шатовой «Дошкольник и экономика», где с помощью игр, экономических задач, кроссвордов вводим детей в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений. Подводим к пониманию взаимосвязи между экономическими и нравственными категориями: «Труд, товар, деньги, стоимость, цена», - с одной стороны, и «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» - с другой. Дети учатся правильно относиться к рекламе, разбираться в ней, разумно расходовать деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников. Это все приближает дошкольника к реальной жизни, что в дальнейшем облегчит их жизнь.

 

 

 

 

ГЛАВА II.  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА  ПО ФОРМИРОВАНИЮ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА  В  ПРОЦЕССЕ  УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Проанализировав теоретическую литературу по данной проблеме, мы разработали методику эксперимента, который включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Экспериментальная часть работы проводилась в ГУО «Ясли-сад № 66 г. Бобруйска». В исследовании приняли участие две группы воспитанников старшего дошкольного возраста – экспериментальная и контрольная, в каждой из которой по 20 детей.

Определены три уровня сформированности экономических понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста: высокий (), средний (), низкий ().

 

 

Цель эксперимента: определить уровень сформированности экономических понятий и представлений у детей в процессе учебной деятельности

 Для этого нами были использованы следующие методы исследования:

Опросники для детей с целью выявить степень понимания основных экономических понятий и уровень сформированности основных экономических представлений. 

Индивидуальная беседа с детьми с целью выявления представлений о Анкетирование педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей.

 

 

2.1.    Констатирующий  эксперимент. Уровни и их характеристика

 

 

2.2.    Педагогические  условия, пути и средства

 

 

2.3.    Результаты  экспериментальной работы

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Абдулвагабова, П. О. Педагогические условия воспитания бережного отношения к личным и общественным вещам: Автореф. дисс.канд.пед.наук/ П.О. Абдулвагабова.  – М., 1991. – 25 с.

2. Аношина, JI.M. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями/ JI.M. Аношина// Психология и педагогика. - 2002. - №1. - С. 34 – 36.

3. Архипова, Е.А. Экономическое воспитание детей: [В системе дошкольного образования] // Пралеска. – 2000.- №6. – С. 14 – 19.

4. Белошапкина, С. В. Экономика и дети / С. В. Белошапкина // Дошкольная педагогика. – 2009. № 6. С. 17 – 25

5. Богомолова, М.И. Исходные аспекты экономического воспитания детей / М.И. Богомолова// Проблемы дошкольного образования на современном этапе. Материалы научно - практической конференции. - Тольятти. - 2006. - С. 29 - 34.

6. Большая российская энциклопедия: Москва, 1999 /электронное оформление: Свободный доступ, 2003. – 1617 с.

7. Вопросы экономического воспитании и образования / Под ред. Л.П. Мельниковой. - Челябинск, 1982. – 102 с.

8. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М., 1986. – 208 с.

9. Галкина, Л. Н. Как формировать экономическое мышление школьников / Народное образование. 1993. № 3. С. 76 – 80.

10. Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд.пед.наук / Л. Н. Галкина. – Екатеринбург , 1999. – 248 с.

11. Гебеков, Г. Х. Экономические знания и экономическое воспитание дошкольников / Г.Х. Гебеков. – Махачкала : Даугнягиз, 1991. – 110 с.

12. Глазырина, Л. Д.  Дошкольное воспитание : справочные и методические материалы по физическому, нравственному и экономическому воспитанию детей / Л. Д. Глазырина, Н. В. Зайцева, Л. М. Подолинская. – 2-е изд. – Мозырь : Содействие, 2007. – 156 с.

13. Глазырина, Л. Д. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста : Пособие для педагогов дошкольных учреждений  / Л. Д. Глазырина,  Н. В. Зайцева, В. М. Теленченко. – Мн.: Бестпринт, 2011. – 92 с.

14. Грищенко, Т. В. Педагогические условия подготовки воспитателей к осуществлению экономического образование и воспитания дошкольников /Т.В. Грищенко. – М., 1991. – 39 с.

15. Жук, В. И. Экономическое воспитание старших дошкольников / В. И. Жук, И. И. Шарай, И. А. Ситникова [и др.]. – Мозырь : Содействие, 2011. – 88 с.

16. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2009/2010 учебному году учреждения, обеспечивающие получение дошкольного образования: 09.07.2009 № И-10-17/106 / Пралеска. – 2009. – № 8. – С. 6 – 21.

17. Кларина Л. М. Уроки гнома Эконома и феи Экологии / Л. М. Кларина. – М.: Вита-Пресс, 1995. – 48 с.

18. Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 января 2011 г. №т243-З. – Минск : Амалфея, 2012. – 496 с.

19. Коломинская Я. Л. , Панько Е. А. Психология детей шестилетнего возраста. – Мн., 1999. – 287 с.

20. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985.

21. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников:  примерная программа, перспективное планирование,  конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.

22. Левчук  З. К. Воспитание у детей элементов экономической культуры /З.К. Левчук, Т.М. Сорокина // Начальная школа. -1990. - № 5. – С.19 – 21.

23. Леонова Е.А. Педагогические аспекты экономического воспитания дошкольников /Е.А. Леонова // Семья, дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир ребенка. – Мн.,2005. – С. 128 – 130.

24. Лунева Г. Играем в экономику / Дошкольное воспитание. 2003. № 10. – С. 51 – 54.

25. Милль, Дж. С. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии / Дж. С. Милль. – М. : Финансы и статистика, 2005. – С. 156.

26. Миронова  Р. М. Педагогические технологии обучения и воспитания детей: Учебно-методическое пособие / Р. М. Миронова. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003. – 180 с.

27. Нарушаева, Т. Экономика и дошкольник. Актуально ли ? / Обруч. 1997. – № 4. С. 23 – 25.

28. Образовательные стандарты Дошкольное Образование: 29 декабря 2012 г. №146. – Минск: «Издательство «Белорусский Дом Печати», 2013. – 29 с.

29. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: высшая школа, 1984. – 190 с.

30. Прокофьева О.О. Мы и экономика: [формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста]/ О.Прокофьева // Пралеска. – 2006. - № 7. – с.17 -18.

31. Прокофьева О.О. Современные подходы к определению содержания экономического образования детей дошкольного возраста //Дошкольное детство: наука – практике. – Могилев, 2006. – С.112 – 115.

32. Романова Н. И. Экономическая игротека / Н. И. Романова. – Москва : Финансы и статистика, 1994. – 31 с.

33. Сасова, И.А. Вопросы повышения уровня экономического образования и воспитания дошкольников /И.А. Сасова. - М., – 1987.- С. 69 – 76.

34. Селиванова, Н. Царица Экономика: Программа и занятия // Пралеска. – 1997. - №10. – С. 22 – 24.

35. Смирнова, Е. В.  Путешествие Гномика в страну Экономика : Пособие для детей младшего школьного возраста / Е. В. Смирнова,  М. В. Милевская . – Мн. : НМЦентр, 1997. – 72 с.

36. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику / А. А. Смоленцева. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 176 с.

37. Солдатенко, Г. Л. Экономическая азбука для дошкольников / Г. Л. Солдатенко – Могилев : Могилевский областной институт усовершенствования учителей. Научно-педагогический центр, 1996. – 25 с.

38. Ташкузиева, А. З. преемственность в формировании начальных экономических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. З. Ташкузиева // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 99 – 101

39. Учебная деятельность: Формирование предпосылок / Е. А. Панько [и др.] // Пралеска. – 2006. –  № 2. – С. 6 – 16.

40. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : НИО ; Аверсэв, 2013. – 416 с.

41. Шатова, А. Д. Воспитание дошкольника в условиях современных рыночных отношениях. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников / А. Д. Шатова.  – Шадринск:  ПО «Исеть», 1994. - С. 17 – 25

42. Шатова, А. Д. Дошкольник и ...экономика //Обруч. -1999.- №1. – С.29 – 31.

43. Шатова. А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 1 . – С. 62 – 65

44. Шатова. А. Д. О некоторых актуальных направлениях экономического образования /  А. Д. Шатова // Вестник МГПУ. Серия Педагогика и психология. – 2008. - № 1. – С. 15 – 21

45. Шатова, А. Д. Программа «Дошкольник и экономика»: [О формировании у ребенка экономических знаний, экономического мышления] //Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000. – С. 179 – 184.

46. Шатова, А. Д. Становление начал ценностных ориентаций: [Об экономическом воспитании дошкольников] // Образование и рынок. – 1997. №1. – С. 4 – 7.

47. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. /  А.Д. Шатова. – М.: 2005. – 150 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Списочный состав детей - участников эксперимента

Список детей контрольной группы

№ п/п

Фамилия, имя

Возраст

1

Анушкевич Алёна

5 лет

2

Бабак Ульяна

6 лет

3

Бараненко Софья

5 лет

4

Гайшун Павел

6 лет

5

Голубов Илья

5 лет

6

Давыдчик Максим

6 лет

7

Добровольская Кристина

6 лет

8

Ерменкова Ира

5 лет

9

Жеребятьев Иван

6 лет

10

Исхаков Тимур

6 лет

11

Кухаренко Иван

5 лет

12

Крикун Александр

6 лет

13

Кожедуб Кирилл

6 лет

14

Логинова Даша

6 лет

15

Михалап Аня

6 лет

16

Мороз Данил

5 лет

17

Илющенко Даша

5 лет

18

Смирнов Александр

5 лет

19

Харанженкова Ксюша

6 лет

20

Юдин Иван

6 лет

Информация о работе Формирование экономических понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебной деятельности