Формирование универсальных учебных действий как эффективное средство обучения русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса:
подготовки учащихся к реальной жизни,
готовности к тому, чтобы занять активную позицию,
успешно решать жизненные задачи,
уметь сотрудничать и работать в группе,

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий младших школьников как средство эффективного обучения русскому язык………………………………………………………………………………. 7
1.1 Значимость универсальных учебных действий в системе начального образования ……………………………………………………………………7
1.2 Виды универсальных учебных действий в педагогике………………...13
1.3 Связь универсальных учебных действий с содержанием учебного предмета «Русский язык» начальной ступени………………………………17
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий как средства эффективного обучения русскому языку……………..22
2.1 Выявление исходного уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся 3 классов………………………………………...……….22
Заключение………………………………………………………………………..34
Список используемой литературы………………………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Формирование ууд как эфективное средство обучения русскому языку.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

Коммуникативные УУД: осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как  способ устного и письменного  общения людей; участвовать в  диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Предметные результаты освоения курса русского языка: овладение  начальными представлениями о средствах  языка и возможностях их использования  в речи; освоение основных понятий  и правил из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), при этом рассматривать их с указанной точки зрения (например, слово: с точки зрения звуко-буквенного состава, строения, принадлежности к той или иной части речи, роли в предложении); способность конструировать единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), а также создавать собственные высказывания для конкретной ситуации общения, в том числе небольшие тексты определённых жанров (в объёме изученного); умение в процессе письма пунктуационно правильно ( в освоенных пределах) оформлять мысли, а также замечать орфограммы, осознавать свои затруднения, решать орфографические задачи (в том числе по словарю), а в неизвестных случаях освоенным способом (с помощью «окошка») «уходить» от орфографической ошибки; проверять написанное и аккуратно (при необходимости) вносить коррективы[1, с. 32-36].

Таким образом, мы можем  сделать следующие выводы:

1. Универсальные учебные действия определяются как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающий его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет такие виды универсальных учебных действий как личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

3. Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. В частности на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.

4. Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку, а также формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

 

 

Глава 2. Экспериментальная  работа по формированию универсальных  учебных действий как средства эффективного обучения русскому языку

 

Во второй главе описываются  разработанная система упражнений по русскому языку, направленная на формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных  универсальных учебных действий, а также анализируются полученные результаты исследования и формируются выводы.

2.1 Выявление  исходного уровня сформированности  универсальных учебных действий  учащихся 3 классов

 

Экспериментальная работа по формированию основных универсальных  учебных действий на уроках русского языка проводилась на базе МОУ  СОШ №. 1426 г. Москвы. В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» (22 человека) - экспериментальный класс и 3 «Б» (22 человека) - контрольный класс, всего 44 человека в течение 2011-12 учебного года.

Опытно - экспериментальная  работа включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Для того чтобы провести нашу экспериментальную работу, необходимо выявить главную цель исследования: определение влияния сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных  универсальных учебных действий младшего школьника на успешность обучения русскому языку.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что сформированность познавательных, регулятивных и коммуникативных  универсальных учебных действий младшего школьника влияет на успешность обучения: на протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки.

Объектом исследования явились учащиеся 3-х классов средней  школы г. Ульяновска (экспериментальный  класс 3 «А» и контрольный класс 3 «Б»).

Предметом исследования явилась сформированность познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.

Задачи исследования:

1. Определить структурные  компоненты познавательных, регулятивных  и коммуникативных универсальных  учебных действий, критерии и показатели их сформированности у младших школьников.

. Выявить методы и  приемы формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных  универсальных учебных действий  младших школьников на уроках  русского языка.

. Определить и проверить на практике педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.

. Установить связи  между универсальными учебными действиями и успешностью обучения русскому языку.

. Проанализировать полученные  результаты.

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач  использовался комплекс методов: анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, диагностические педагогические методики, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, графическое представление полученных результатов.

На этапе констатирующего эксперимента проводилась работа по выявлению исходного уровня сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 3 «А» экспериментального и 3 «Б» контрольного классов.

1. Для исследования  исходного уровня развития познавательных  универсальных учебных действий нами была применена диагностика «Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова)», предназначенная для выявления умения ребенка различать предметную и речевую действительность.

Диагностируемые универсальные  учебные действия: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.

Определить количество, последовательность и место слов в предложении.

Материал исследования: Стоят теплые деньки. Осенью часто  льют дожди. Зимой в поле уныло воет ветер.

Процедура и инструкция: зачитываются предложения. Ребенок, прослушав  предложение отвечает на заданный вопрос. Экспериментатор дает инструкцию: «Слушай  внимательно. Сколько я произнес слов? Назови первое слово, второе и  т.д.».

Критерии оценивания:

Ориентация на речевую  действительность

Уровни развития знаково-символических  действий:

уровень. Ориентация на предметную действительность, нет осознания  особого существования речевой  действительности как знаково-символической. Дети дают неправильный ответ, ориентируются  на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные-предметы.

уровень. Неустойчивая ориентация на речевую действительность. Дети дают частично верный ответ, правильно  называют слова, но без предлогов  и союзов.

уровень. Ориентация на речевую  действительность как самостоятельную, дифференциация знаково-символическоого и предметоного планов. Дети дают частично верный (называют все слова, пропустив или предлог или союз) или полностью правильный ответ.

Полученные результаты представлены на рисунке 1.

Количественные показатели приведены в таблице 5.

Диагностика показала, что обследованные школьники допускали ошибки при определении количества слов в предложении. Наибольшие трудности при определении количества слов представляли предложения с предлогами. Многие не могли определить место слов в предложении. Например, Илья Г. на вопрос, сколько слов в предложении «Зимой в поле уныло воет ветер», отвечал: «Много. Не знаю. Три». При повторном предъявлении предложения отвечать отказывался. Место слова в предложении определял наугад. Часто отвлекался.

 

Рис.1. Результаты диагностики уровня развития познавательных универсальных учебных действий на начальном этапе

 

Из диаграммы видно: полученные данные показывают, что  у учащихся 3 «А» класса экспериментальной  группы уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий составил 18%, а в контрольной группе учащихся 3 «Б» класса на 4 % выше, т.е. - 22%. Средний уровень сформированности познавательных универсальных действий учащихся 3 «Б» класса составил 50%, и на 4% больше средний уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 3 «А» класса, который составил 53%. Уровень сформированности коммуникативных универсальных действий, который считается ниже среднего одинаков в экспериментальной и контрольной группах и составил 28%.

В таблице 1 представлены количественные данные.

 

Таблица 1 Количественные данные оценки сформированности познавательных УУД 3 «А» и 3 «Б» классов на констатирующем этапе эксперимента

 

высокий

Средний

Низкий

3 «А»

4

12

6

3 «Б»

5

11

6


 

В среднем разброс  показателей в контрольном и экспериментальном классах невелик.

. Для диагностики уровня  развития регулятивных универсальных  действий была выбрана методика  «Проба на внимание (П. Я. Гальперин  и С. Л. Кабыльницкая)», предназначенная  для выявления уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля;

Возраст: ступень начального образования (10.5 - 11 лет).

Форма и ситуация оценивания: фронтальный письменный опрос.

Внимание как идеальная, сокращенная автоматизированная форма контроля (П.Я.Гальперин). В исследованиях П.Я.Гальперина и С.Л.Кабыльницкой было показано, что сензитивным периодом для формирования внимания является 3 класс, поскольку дети уже владеют навыками учебной работы, а ошибки по невниманию еще не приобрели обобщенного характера.

Инструкция: «Прочитай  этот текст. Проверь его. Если найдешь  в нем ошибки (в том числе  и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

Исследователь фиксирует  время работы с текстом, особенности  поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).

Для нахождения и исправления  ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст 1

Стары лебеди склонили перед  ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь лю дям. Скоро удалось мне на машине.

Текст 2

На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В  огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг  остановился. Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

Критерии оценивания:

Подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь  должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов

в предложении, букв в  слове, подмена букв, слитное написание  слова с предлогом, смысловых ошибок или др.

Уровни сформированности внимания:

-2 - высший уровень  внимания,

-4 - средний уровень  внимания,

более 5 - низкий уровень  внимания.

Полученные результаты представлены на рисунке 2.

Количественные показатели приведены в таблице 2.

Проанализировав результаты диагностики учащихся младших классов, мною было выявлено, что совершаемые 13% учеников действия и операции никак не контролируются, часто оказываются неправильными, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются.

Информация о работе Формирование универсальных учебных действий как эффективное средство обучения русскому языку