Формирование универсальных учебных действий как эффективное средство обучения русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса:
подготовки учащихся к реальной жизни,
готовности к тому, чтобы занять активную позицию,
успешно решать жизненные задачи,
уметь сотрудничать и работать в группе,

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий младших школьников как средство эффективного обучения русскому язык………………………………………………………………………………. 7
1.1 Значимость универсальных учебных действий в системе начального образования ……………………………………………………………………7
1.2 Виды универсальных учебных действий в педагогике………………...13
1.3 Связь универсальных учебных действий с содержанием учебного предмета «Русский язык» начальной ступени………………………………17
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий как средства эффективного обучения русскому языку……………..22
2.1 Выявление исходного уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся 3 классов………………………………………...……….22
Заключение………………………………………………………………………..34
Список используемой литературы………………………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Формирование ууд как эфективное средство обучения русскому языку.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Департамент образования  города Москвы

ГБОУ СПО  Педагогический колледж №15

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

Формирование  универсальных учебных действий как эффективное средство обучения русскому языку

 

 

 

Ипатова Анна Юрьевна 

Специальность 050146

Преподавание  в начальных классах

Курс III, группа Ш-31

Предмет: методика русского языка

Руководитель: Куркова Е.О.

______________________

 

Москва 2013

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса:

подготовки учащихся к реальной жизни,

готовности к тому, чтобы занять активную позицию,

успешно решать жизненные  задачи,

уметь сотрудничать и работать в группе,

быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Поэтому уже с 2011-2012 учебного года, учителям первых классов пришлось переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя  к ученику на первое место выходит  развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать  пути их реализации, контролировать и  оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД). УУД - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Основы универсальных учебных действий надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Остановимся на предмете «русский язык» как одном из фундаментальных  предметов начальной школы. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам.

Язык - основное доступное  всем средство самопознания, самовыражения  и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше  понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию [3, с. 9]

Следовательно, задача формирования и развития навыков речевой деятельности отражается не только в планируемых результатах по русскому языку и литературному чтению, но и пронизывает все предметные области. Грамотность устной и письменной речи является одним из показателей и предметом оценки по всем школьным дисциплинам.

Таким образом, русский  язык является не только предметом изучения, но и средством обучения. А универсальные учебные действия являются психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования.

Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования универсальных учебных действий младших школьников как средство эффективного обучения русскому языку?

Исходя из актуальности проблемы, мы избрали тему исследования «Формирование универсальных учебных  действий младших школьников как  средство эффективного обучения русскому языку».

Цель исследования - разработать систему упражнений по формированию универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.

Объектом исследования является деятельность учеников на уроках русского языка.

Предмет исследования: формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.

Гипотеза исследования: если при обучении младших школьников на уроках русского языка систематически применять систему упражнений по формированию универсальных учебных действий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся начальных классов.

Задачи исследования:

. Проанализировать психолого-педагогическую  литературу по теме исследования.

. Определить сущность, особенности, значение универсальных учебных действий младших школьников.

. Разработать и реализовать  систему упражнений для формирования  универсальных учебных действий  младших школьников.

. Выявить влияние разработанной  системы упражнений на формирование  универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках русского языка.

Методы исследования: анализ литературных источников; констатирующий, формирующий и контрольный педагогические эксперименты: тестирование (методика «Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова)», методика «Проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)», методика «Совместная сортировка» - автор Г.В. Бурменская), математическая обработка результатов исследования. База исследования: исследование осуществлялось на базе МОУ СОШ №64, учащиеся 3 «А» (22 человека) - экспериментальный класс; учащиеся 3 «Б» (22 человека) - контрольный класс.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать разработанную систему  упражнений в практической деятельности учителей начальной школы по проблеме формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка. литературный учебник чтение школьник

 

Глава 1. Теоретические  основы формирования универсальных  учебных действий младших школьников как средство эффективного обучения русскому языку

 

1.1 Значимость  универсальных учебных действий  в системе начального образования

 

В настоящее время  школа пока ещё продолжает ориентироваться  на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Иными словами, школа  должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада  ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

К сожалению, на сегодняшний  день эти задачи не нашли положительного решения. Можно говорить пока ещё о достаточно низком уровне их сформированности у учащихся наших школ.

Пока на этапе окончания  обязательного образования большинство  наших учащихся показывают очень  слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие - выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее  время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения  является их ориентация на достижение не только предметных образовательных  результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

В широком значении термин «универсальные учебные действия»  означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [5, с. 9].

Такая способность учащегося  самостоятельно успешно усваивать  новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

) познавательные и учебные мотивы;

) учебную цель;

) учебную задачу;

) учебные действия  и операции (ориентировка, преобразование  материала, контроль и оценка) [1, с.45].

«Умение учиться» выступает  существенным фактором повышения эффективности  освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Универсальные учебные  действия в процессе обучения в начальной  школе выполняют следующие функции:

) обеспечение возможностей  учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

) создание условий  для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

) обеспечение успешного  усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [5, с. 11].

Универсальные учебные  действия представляют собой целостную  систему, в которой происхождение  и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Общение выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтогенезе. Так, происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с социальным (учитель) и близким (родители) взрослым и сверстниками. Из общения и саморегуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность. Из оценок окружающих, и в первую очередь оценок близкого взрослого, формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения. Из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка [4, с. 23].

Содержание и способы коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативного компонента.

По мере становления  личностных действий ребенка функционирование и развитие универсальных учебных  действий претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и  сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции. Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

Формирование универсальных  учебных действий в образовательном  процессе осуществляется в контексте  усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

Универсальный характер учебных действий проявляется в  том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Информация о работе Формирование универсальных учебных действий как эффективное средство обучения русскому языку