Основные этапы развития педагогической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 10:23, контрольная работа

Краткое описание

Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1-ыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 746.00 Кб (Скачать файл)
  • Четкое изложение учебного материала по определенному плакату ( усвоение конспекта листа с опорными сигналами), озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов, опорный понятийный и логически взаимосвязанный минимум;
  • Изучение опорных сигналов, которые получает каждый ученик;
  • Работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях;
  • Письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке;
  • Ответы по опорным сигналам ( письменные, устные);
  • Постоянное повторение и углубление ранее изученного материала, организация взаимопомощи не только между одноклассниками, но и между старшими и младшими ребятами- “ педагогический десант”.

 

Идеи педагогов- новаторов этико- эстетического направления

 

Процесс обучения они рассматривают как средство воспитания гражданина.

Основатель этого направления- учитель литературы Е. Н. Ильин. В основе методики- принцип обучающего воспитания, когда приоритет в “обучение- воспитание” отдается воспитанию, а обучение становится составной частью и основным средством воспитания.

Особенности новаторской технологии Е. Н. Ильина:

    1. Обучение литературе Ильин подчиняет формированию нравственных и эстетических качеств школьников;
    2. Изучение программных произведений строится на основе проблемного метода.Ответ на поставленную проблему находят в виде коллективного поиска- обсуждения, дискуссии.
    3. Учащиеся проверяют друг у друга тетради, сочинения, выставляют себе оценки, выполняют роль консультантов, лаборантов, рецензентов;
    4. Огромное внимание Ильин уделяет идее театрализации урока и артистизму учителя. Артистизм- не просто своеобразие личности, а одно из наивысших средств урока.
    5. Истинный успех его методики- актуализация литературных знаний.

Искусство воспитания- одно из самых древних и сложных, но начинается оно с простого: принять и  полюбить ученика таким, какой он есть; Почаще спрашивайте себя- зачем я иду на урок. Мы идем к ребятам, чтобы они были лучше, добрее, гуманнее и мужественнее, чем мы с  вами, чтобы умели выходить из любых тупиков. Идя вперед, а не пятясь назад, чтобы всякий ровнялся на свою судьбу, а не завидовал чьей- то легкой, устроенной.

Таким образом, перед нами прошла целая плеяда талантливых педагогов- новаторов, которые изучая вместе со школьниками старое “изученное идеологами” содержание с помощью созданных ими прогрессивных технологий, сумели заглянуть в будущее школы:

Итоги новаторского движения::

    1. Учителя- новаторы первыми совершили попытку создать технологии обучения, полезные для адаптации школьников в окружающем социуме;
    2. Оригинальность их методических систем связана с процессом конвергенции ( сближения) дидактики и методики преподавания, оставшимися незавершенными;
    3. В рамках данного сближения учителями- новаторами были открыты новые приемы, методы, формы обучения.
    4. Новаторское движение при этом не стало массовым, не было принято для широкого практического применения. Это объясняется противоречием между прогрессивными технологиями обучения и воспитания и абстрактными, устаревшими подходами к смыслу обучения, где система абстрактных знаний осталась по- прежнему целью и результатом.

Критерии передового опыта:

    1. Научная обоснованность опыта;
    2. Новизна исследования;
    3. Переносимость опыта ( может стать достояние других).
    4. Длительность существования;
    5. Высокая результативность по сравнению с обычной практикой.
    6. Оптимизация затрат ( не за счет дополнительного времени, средств, а в обычных рамках).

 

 

Вопрос № 8. Сущность воспитания. Основные направления  воспитательного процесса. Принципы воспитательного процесса.

 

 

Воспитание- процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее конечной своей целью формирование личности нужной и полезной обществу.

Особенности процесса воспитания:

  1. Это эффективное взаимодействие ( сотрудничество) воспитателей и воспитанников;
  2. Это целенаправленный процесс;
  3. Процесс воспитания- процесс многофакторый;
  4. Воспитание- длительный процесс;
  5. Деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной степени искусство;
  6. Результаты воспитательного процесса не так явно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя. Как в процессе обучения;
  7. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки;
  8. Воспитательный процесс изменчив, подвижен и динамичен;
  9. Процесс воспитания- комплексный. Комплексность означает единство целей, задач, форм и методов, подчинения идее  целостности формирования личности;
  10. Воспитательному процессу присущи значительная вариативность ( неоднозначность) и неопределенность результатов.
  11. Процесс воспитания имеет двухсторонний характер.

Функции воспитания:

  • Формирующая
  • Мобилизующая ( побуждение человека к активным действиям в конкретной обстановке).
  • Профилактическая ( предупреждение, упреждение  проявления негативных качеств и черт характера).
  • Перевоспитание ( преодоление негативных качеств и черт характера с целью развития положительных).
  • Побуждение к самовоспитанию ( подкрепление мотивов, желаний и усилий человека, направленных на развитие своей личности).

Эти функции взаимообусловлены и реализуются во взаимодействии воспитателей и воспитуемых.

Психолого- педагогическая характеристика процесса воспитания

Процесс воспитания обладает своей спецификой, обусловливающей его относительную самостоятельность в сравнении с обучением по задачам, содержанию, методам и организации.

Существо процессов воспитания  составляет единство деятельности воспитателей, осуществляющих педагогическое воздействие на ум, чувства и волю воспитуемых, которые активно реагируют на эти воздействия с учетом своих потребностей и мотивов. Основу структуры процесса воспитания составляют: субъект воспитания ( педагоги- воспитатели); объект воспитания ( отдельная личность или коллективов), цели и задачи воспитания, система отношений и воздействий, а также связи между этими звеньями.

Педагогические воздействия бывают прямыми ( непосредственными) или косвенными ( опосредованными). Сильное влияние на воспитуемого оказывает личный пример воспитателя.

 

Принципы воспитания

 

Принципы воспитания- это общие исходные положения, в которых выражены  основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Требования, предьявляемые к принципам воспитания:

  1. Обязательность. Принципы воспитания- это не совет, а рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику;
  2. Комплексность. Предполагающая их одновременное, а не поочередное применение.
  3. Равнозначность: среди принципов воспитания нет главных и второстепенных.

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

  • Общественная направленность воспитания;
  • Воспитание в процессе деятельности ( связь воспитания с жизнью, трудом);
  • Воспитание в коллективе и через коллектив;
  • Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании ( личностный подход);
  • Опора на положительное в воспитании;
  • Единство, согласованность и преемственность в воспитании ( единство воспитательных воздействий).

 

    1. Общественная направленность воспитания

Принцип государственной целесообразности и законности требует подчинения всей деятельности педагогов задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности.

Как лицо, состоящее на службе государстве, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания.

    1. Воспитание в процессе деятельности: связь воспитания с жизнью, трудом.

Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. И. И. Павлов указывал, что жизнедеятельность человеческого организма обусловлена влиянием окружающей среды, условиями его существования. Это влияние он назвал “ жизненным воспитанием”.

    1. Воспитание  в коллективе и через коллектив.

Воспитывающая сила коллектива заключается в самом процессе коллективного труда. Воспитательные возможности коллектива заключаются и в формировании общественного мнения, выражающего требования, предъявляемые к каждому человеку, регламентирующего его поведение.

Большое значение в решении воспитательных задач имеет коллективное настроение.

Большой силой воздействия на людей обладают коллективные традиции. Устойчивые коллективы всегда характеризуются сложившимся стилем и порядком людей, что объединяет их.

Сплоченный коллектив характеризуется  здоровым морально-  психологическим климатом, активностью, высокой требовательностью к каждому из своих членов.

 

  1. индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании (личностный подход).

Индивидуальный подход в воспитании означает изучение и учет сильных и слабых сторон личности, анализ внешних и внутренних проявлений.

В самом общем плане программа изучения индивидуальных особенностей личности включает анализ ее биографических данных,, уровня развития идейных, профессиональных, нравственных, интеллектуальных, волевых качеств, физического развития и состояния здоровья. О каждом человеке необходимо знать все. что способствует его гармоническому развитию.

5. Опора на положительное.

Мудрые педагоги ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании других заданных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.

Философская основа этого принципа- известное философское положение  о “ противоречивости” человеческой природы. Добиться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного- задача воспитания.

6. Единство, согласованность и преемственность в воспитании ( единство воспитательных воздействий).

Этот принцип также называется принципом координации усилий, школы, вуза, семьи и общественности. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам- Раку, Лебедю и Щуке.

Правила реализации этого принципа:

    • Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций;
    • Воспитатель должен быть сам воспитан;
    • Бывает, что воспитатель не согласен с мнением коллектива, критикует поступки и действия других воспитателей . Все это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений личности. Поэтому воспитателям надо всегда помнить о необходимости поддерживать разумные требования друг друга, бережно относиться к авторитету коллектива.

 

 

Выбирая метод, воспитатель должен быть, уверен в успехе. Поэтому надо предвидеть результат.

Общий принцип выбора методов воспитания – гуманизм педагога к воспитанникам.

Классификация методов.

 

Методы воспитания


 


 

 

 

 

Убеждения.   Упражнения.     Мотивация.


Рассказ    Упражнение     Соревнование

Объяснение   Приучение     Поощрение

Разъяснение   Педагогические требования  Наказание

Лекция    Общественное мнение

Этическая беседа  Поручение

Увещевание   Воспитательные ситуации

Внушение

Инструктаж

Диспут

Доклад

Пример

 

Методы формирования сознания личности.

1-ый этап правильно организованного  воспитания – знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть оформлены процессе воспитания. Для этого используются методы 1-ой группы – методы убеждения.

Информация о работе Основные этапы развития педагогической мысли