Основные этапы развития педагогической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 10:23, контрольная работа

Краткое описание

Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1-ыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 746.00 Кб (Скачать файл)

Восприятие должно обязательно перерастать в понимание изучаемого, которое осуществляется путем первичного и в значительной мере обобщенного установления связей между явлениями и процессами, выяснения их строения, состава, назначения, вскрытия причин изучаемых явлений или событий, мотивов отдельных поступков исторических личностей или литературных героев, толкования содержания текстов и т.п.

Третий этап – осмысливание учебного материала. Оно заключается в выделении и анализе теоретического аспекта в знаниях. Нужно найти главную мысль, выделить понятия, обосновать их признаки, уяснить характер поясняющего материала, изучить совокупность примеров и разъясняющих фактов. Здесь необходима система в знаниях учебника, чтобы в ней он видел главные, второстепенные, дополнительные, разъясняющие элементы. Чтобы учебник мог обосновать, доказать изучаемые факты, способы решения. Осмысление изучаемой информации характеризуется более глубоким протеканием процесса сравнения, анализа связей между изучаемыми явлениями, вскрытия разносторонних причинно-следственных зависимостей. В ходе осмысления значительно обогащается понимание изучаемого, оно становится более разносторонним и глубоким. На этом этапе появляется определенное отношение к изучаемому, зарождаются убеждения, крепнут умения доказывать справедливость определенных выводов, делать учебные открытия и процесс.

Этот этап можно считать пройденным, если учащиеся понимают способы решения учебной задачи и осознают систему в знаниях.

Осмысление непосредственно перерастает в процесс обобщения знаний, в ходе которого выделяются, и объединяются общие существенные черты предметов и явлений действительности. Именно в выделении главного, существенного в учебной информации особенного ярко проявляет себя обобщение. Но чтобы осуществить выделение главного, надо анализировать факты и свойства, синтезировать их определенным образом, абстрагироваться от деталей и конкретностей, сравнивать их значимость и делать обоснованный вывод о том, какие из них наиболее существенны. Во время обучения все это проявляется в движении мысли ученика к усвоению смысла и определению понятия, к составлению плана, выводов, резюме, к осуществлению классифицирующих и систематизирующих схем, таблиц.

Процесс обобщения не обязательно завершает обучение. Обобщенные данные могут быть даны и в начале изучения темы. Это встречается обычно при дедуктивном подходе. Степень обобщенности знаний проверяется в ходе переноса их на решение новых учебно-практических задач.

Следующий этап в реальном процессе состоит из ряда вариантов, но главная его функция – закрепление воспринятой и первично усвоенной на предшествующем этапе информации. Сложность этого этапа в том, что закрепление не единственное его назначение. Если нужно обеспечить запоминание какого-либо текста или действия, то прямое воспроизведение и упражнения служат только закреплению. Задача состоит в том, чтобы сохранить на длительное время полученные знания. Здесь познавательная деятельность носит преимущественно характер упражнений, самостоятельных репродуктивных и творческих работ. Теоретический материал, понятия, правила, доказательства повторяются в разного вида упражнениях. Прочнее закрепляются признаки понятий, лучше запоминаются правила, теоремы, законы.

Учитель знает различные приемы запоминания и рекомендует их учащимся. Очень полезны в целях развития памяти заучивание стихотворений и текстов наизусть, пересказы, детские сочинения.

В итоге этого этапа учащиеся должны знать теоретический материал и уметь его использовать для выполнения упражнений, решения задач, доказательства теорем и др. У них сформированы учебные умения и навыки.

Этап применение, когда в ходе усвоения надо обеспечить не только прочность, но и действенность знаний, т.е. умение применять их на практике в учебе и в жизни. Вот почему в акте усвоения обязательно должен присутствовать элемент применения. Применение знаний осуществляется в самых разнообразных видах и во многом зависит от характера учебного предмета, специфики содержания изучаемого материала. Применение знаний способствует более свободному овладению ими, усиливает мотивацию учения, раскрывая практическую значимость изучаемых вопросов, делает знания более прочными, жизненными и реально осмысленными.

Все элементы усвоения существуют не изолированно. В самом деле, уже сам процесс восприятия включает некоторые начальные элементы понимания и осмысления. Понимание также невозможно отделить от осмысления изучаемого материала. Здесь уже происходит некоторое начальное, контурное осмысление.

Следует заметить также, что последовательность этапов усвоения нельзя представить себе раз и навсегда предопределенной. Поэтому нельзя подходить к организации процесса усвоения догматически. Последовательность и маре применения элементов усвоения будут зависеть от задач обучения, специфики содержания, возможностей учеников и самого учителя. Поэтому всегда необходим осознанный выбор наиболее рационального варианта его организации в соответствующей ситуации.

    1. Принципы обучения

Принципы обучения- наиболее общие руководящие положения, отражающие закономерности процесса обучения и определяющие требования к содержанию, методике и организации процесса обучения. Педагогическая наука обосновала следующую систему дидактических принципов:

А) научность обучения;

Б) наглядность обучения;

В) сознательность и активность;

Г) доступность обучения;

Д) принцип связи теории с практикой;

Е) систематичность и последовательность обучения;

Ж) прочность овладения знаниями, умениями и навыками;

З) коллективизм и индивидуальный подход в обучении

 

Основные правила реализации принципов обучения:

 

Принцип научности

Практика прогрессивных дидактических систем выработала ряд правил реализации данного принципа:

    • Обучайте на основе новейших достижений педагогики, психологии. Методики передового педагогического опыта. Внедряйте в практику рекомендации по научной организации педагогического опыта;
    • Глубоко и доказательно раскрывайте каждое научное положение изучаемого материала;
    • Информируйте учащихся о новейших  достижениях в науке, технике, культуре: связывайте новые достижения с формируемой у учащихся системой знаний;
    • Знакомьте учащихся с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки;
    • Применяйте новейшую научную терминологию, будьте в курсе самых последних научных достижений.

Принцип наглядности обучения:

Практика обучения выработала определенные правила, раскрывающие применение принципа наглядности, в их числе:

-запоминание ряда предметов, представленных в натуре ( на картинках, схемах, моделях) происходит лучше, легче, быстрее, чем запоминание  того же ряда, представленного  в словесной, устой или письменной форме;

    • наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления студентов;
    • используйте разные виды наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное;
    • никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете;
    • применяя наглядные средства, воспитывайте у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное мышление, интерес к учению

 

 сознательность и активность;

Реализация этого принципа осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения:

    • ясное понимание целей и задач предстоящей работы- необходимое условие сознательного обучения;
    • обучайте так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать;
    • используйте силу взаимообучения учащихся;
    • учите находить и различать главное и второстепенное в изучаемом;
    • учите при помощи доказательств, основанных на чувствах и разуме;
    • чаще задавайте вопрос “почему”, чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание причинно- следственных связей- непременное условие развивающего обучения;
    • используйте в обучении практические ситуации, требуйте от учащихся самостоятельного видения, понимания и осмысления различий между наблюдаемыми в жизни фактами и их научным объяснением, чаще практикуйте творческие задания.

 

доступность обучения;

    • умы учащихся должны быть подготовлены к изучению предмета;
    • учите, опираясь на возможности учащихся;
    • учитывайте интеллектуальные и возрастные особенности учащихся;
    • учебный процесс следует вести в оптимальном темпе;
    • от простого к сложному;
    • доступность не означает легкость.

 

принцип связи теории с практикой;

    • обучая, идите от жизни к знаниям или от знаний к жизни;
    • рассказывайте студентам о новых современных технологиях, прогрессивных методах;
    • приучайте студентов проверять и применять свои знания на практике;
    • приглашайте на занятия экономистов и юристов- практиков;
    • в обучении используйте материалы и примеры из практической деятельности.

 

систематичность и последовательность обучения;

    • разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части ( шаги), последовательно их реализуя;
    • чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении;
    • в конце лекции, раздела, курса обязательно проведите обобщение и систематизацию;
    • не забывайте совета Я. А.  Коменского: Все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.

 

прочность овладения знаниями, умениями и навыками;

 

-не попускать перегрузки памяти в ущерб мышлению;

студент должен запомнить  хорошо усвоенное, хорошо осмысленное;

материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памяти, не должно иметь обширных размеров;

помните, что забывание изучаемого наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания;

важной формой упрочения знаний, умений и навыков является их самостоятельное повторение;

для прочного усвоения применяйте яркое эмоциональное изложение, наглядные пособия, технические средства, дидактические игры, учебные дискуссии, “круглые столы”.

 

 коллективизм и индивидуальный  подход в обучении

Принцип требует:

    • организации коллективных действий в обучении;
    • умения учитывать психологию обучаемых, коллективные настроения, запросы, активизировать коллективное решение учебных проблем;
    • всестороннего изучения личности обучаемого и определения перспектив работы с ним;
    • педагогического анализа результатов обучения с последующей корректировкой.

 

 

 

 

Вопрос № 5. Обучение и развитие личности. Учение Л. С. Выготского о “зоне ближайшего развития”. Принципы развивающего обучения Л. В. Занкова.

 

Имя выдающегося отечественного ученого- психолога Л. С. Выготского ( 1896-1934) хорошо известно в нашей стране и во всем мире. Почти все его научные работы были опубликованы и неоднократно переизданы. Особенно большое значение для научной общественности имело издание его собраний сочинений в 6 томах ( М, “Педагогика”, 1932-1934 гг). К позднему периоду его научного творчества относятся статьи “Умственное развитие детей в процессе обучения”. Их объединяет одна сквозная тема, касающаяся сложных проблем умственного ( психического) развития детей с их обучением.

Еще в 30 е гг. Л. С. Выготский писал, что проблема умственного развития учащихся в процессе обучения есть “ самый центральный и основной вопрос” в психолого- педагогической науке. Если обучение будет развивающим, то в итоге это поможет преодолеть кризисное состояние, в котором уже несколько десятилетий находится не только школа России, но и во всем мире.

Л. С. Выготский выделяет три основные группы теорий, влияющих на соотношение обучения и развития.

Первая группа ( А. Гезелл, Ж. Пиаже)- о независимости процессов детского развития от процессов обучения. Обучение- чисто внешний процесс, который должен быть так или иначе согласован с ходом детского развития, но сам по себе активно н участвует в детском развитии, ничего в нем не меняет. Обучение плетется в хвосте развития.

Вторая группа- обучение и есть развитие, т.е процесс обучения полностью и нераздельно сливается с процессом детского развития. По этой теории любое обучение становится развивающим ( Уильямс, Джеймс).

Третья группа ( К. Коффки) пытается преодолеть крайности первой и второй групп путем их простого совмещения. Развитие мыслится как процесс, независимый от обучения. В то же время обучение в процессе которого ученик приобретает новые привычки и формы поведения, мыслится тождественным с развитием. Развитие подготавливает и делает возможным обучение, а обучение стимулирует и продвигает развитие вперед.

Новым в третьей группе теории, как отмечает Л. С. Выготский, является 3 аспекта: 1. Взаимосвязь обучения и развития; 2. Стимулирующее влияние обучения на развитие; 3. Определенный уровень развития открывает возможность реализации того или иного обучения.

Опираясь на исследования в данной области, Л. С. Выготский, приходит к следующим выводам:

  1. Он исходит их концепции психического развития человека, считая, что “всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды- сперва как деятельность коллективная, вместе с учителем. Социальная, второй раз, как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления”. Такова суть генетического закона развития человеческого сознания и поведения.
  2. Обучение- не есть развитие, но правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными.
  3. Обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка, например, грамоте можно начинать обучать только с определенного возраста, так же как с определенного возраста ребенок становится способным к изучению алгебры, геометрии, физики. “определение уровня развития и его отношения к возможностям обучения составляет незыблемый и основной факт”- утверждает Л. С. Выготский- от которого мы можем смело отправляться как от несомненного”.
  4. Выготский говорит о двух уровнях развития ребенка, без знания которых мы не сумеем найти верное соотношение между ходом детского развития и возможностями его обучения в конкретном случае.

Информация о работе Основные этапы развития педагогической мысли