Основные этапы развития педагогической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 10:23, контрольная работа

Краткое описание

Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1-ыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 746.00 Кб (Скачать файл)

Эвристическая беседа заслуживает особого внимания учителя. Она должна вызывать познавательную активность учащихся. Учащиеся по очереди отвечают на поставленные учителем вопросы. Каждый ответ- решение частной задачи или выполнение отдельного шага решения- ведет к постановке нового вопроса. Из определенного логического хода познавательной деятельности вытекает путь решения проблемы, который заранее известен учителю. Он своими вопросами так направляет ход мысли учащихся, чтобы они самостоятельно прошли необходимый путь познания. Это требует большого мастерства. Если учитель владеет эвристическим методом, он может быстрее научить школьников творчески подходить к решению учебных проблем.

Проблемное изложение. От информативного оно отличается тем, что учитель излагает научные проблемы и открытия не в их завершенном виде, а раскрывает процесс решения проблемы, историю открытия, в некотором смысле, сокращено воспроизводит путь к доказательству, познанию и открытию нового знания. На основе постановки проблемы он вскрывает внутренние противоречия, ей присущие, разъясняет характер этих противоречий, опровергает возможные альтернативные документы, доказывает истинность найденного знания с помощью демонстрации определенного эксперимента. Преимущества проблемного изложения материала по сравнению с другими видами подачи учебной информации состоят в том, что:

    1. Оно является более доказательным, а характеристика объекта изучения- разностороннее.
    2. Знания обосновываются более глубоко, и, следовательно, при наличии прочих благоприятных условий, они могут легче переходить в убеждения;
    3. Проблемное изложение приучает учащихся мыслить диалектически, оно захватывает их эмоционально и повышает интерес к соответствующему учебному материалу;
    4. Проблемное изложение предъявляет более высокие требования к знаниям учителя в соответствующей области науки. Он должен свободно владеть учебным материалом, знать, какими путями соответствующая наука пришла к истине.

 

Литература:

    1. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М, 1981.
    2. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М, 1972.
    3. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе, М, 1978.
    4. Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М, 1985.

 

 

 

 Вопрос № 7. Гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса.

 

Гуманизм (лат. гуманус – человеческий, человечный) – ценностная концепция человека как наивысшей ценности в мире; защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий.

 Гуманистическая педагогика  – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса развивающегося по своим возможностям.

Почему же не смотря на всю привлекательность и продуктивность идей гуманистической педагогики, они так и не овладели пока массовой практикой?

Ответ очевиден: тоталитарные государства заказывают и внедряют авторитарную педагогику. Провозгласив человека высшей ценностью, наше государство, распахнуло дверь для проникновения гуманистических идей. Не очень гуманная пока отечественная педагогика хотя и медленно, но все же поворачивается в сторону этого процесса.

С позиции гуманизма конечная цель воспитания – каждый воспитанник полномочный субъект, ориентация на личность и создание условий для ее самореализации.

  • смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и др. сфер личности вместо овладения объемом знаний и формирование определенного круга умений,
  • отказ от авторитарной педагогики,
  • приспособление школы к учащимся, обеспечение атмосферы комфорта,
  • дифференциация учебной деятельности; индивидуализация,
  • вера в учащегося, его силы, возможности,
  • обеспечение успешности в обучении и воспитании,
  • исключение экстерната, т.к. это не обеспечивает духовных встреч с учителем,
  • исчезают проблемы дисциплины и негативное отношение к школе и др.

Учитель гуманизма – Карл Роджерс.

Родился в США в 1902 году. Был малоспособным, подвергался унижениям со стороны учителей. Это укрепило в нем стремление быть учителем. Учился у Дж. Дьюи. Работал учителем. Был ласков с учениками. Понял - всегда побеждает добро. Объединил своих единомышленников в кружок, центр, который существует до сих пор, хотя сам Роджерс умер в 1987г.

Его взгляды:

  • нельзя кого-либо изменить, передавая готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека. Создание этой атмосферы он называл “облегчением”.
  • Учителей - создателей атмосферы – фацилитаторами. Они любят, интересуются воспитанниками и тем создают условия для его развития. Личность принимает решение изменить себя. Никто другой за нее этого не сделает.
  • В классе постепенно создается климат, облегчающий учение. Вначале им руководит  фацилитатор. Затем его поддерживают учащиеся. Взаимообучение становится доминирующим.
  • Содержание обучения отступает на второй план. Результат измеряется тем, сделал ли обучаемый шаг вперед.
  • Самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину.
  • Направление обучения  - личный выбор, обучение – собственная инициатива, а личность полностью сориентирована на саморазвитие.
  • Ученик – личность будет открывать для себя, что учится – это интересно, ожидать время, когда идти в школу, любить и уважать учителей.

Еще совсем недавно основной задачей школы провозглашалось усвоение школьниками прочных знаний, умений и навыков, при этом не учитывалось, что знания, даже сверхсовременные, как бы прочно они не были усвоены, сами по себе не рождают личность, не вырабатывают школьники систему отношений и убеждений, собственных позиций и суждений. Следствием этой ситуации стало, с одной стороны, распространение в обществе “профессионально компетентного, но бездуховного индивида”, а с другой – уровень подготовки, который получают учащиеся в различных типах учебно-воспитательных учреждений, не всегда соответствуют социальному заказу.

Гуманизация образования – один из эффективных путей решения этой проблемы.

Гуманистическое направление нельзя считать в строгом смысле инновационном, ибо идеи гуманизма имманентны самой педагогической науке. Они содержатся в работах учителей всех эпох, начиная с античности. Однако “момент истины” для гуманистической педагогики, по выражению Ш.А. Амонашвили, пришелся именно на конец ХХ века, что объясняется сменой тоталитарного общества на демократическое. Гуманизация образования  непосредственно подготавливалась педагогической системой, рожденная опытом В.А. Сухомлинского, педагогическими экспериментами Макаренко, новой дидактической системой, созданной экспериментальным путем под руководством Л.В. Занкова, работами психолога Л.С. Выгодского и концепцией содержательных обобщений, созданной на основе эксперимента под руководством его учеников – Д.Б, Эльконина и В.В. Давыдова, концепцией функциональных тенденций Д.Н. Узнадзе. На позициях гуманизма стоят педагоги Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулаева, чьи исследования перекликаются с идеями американских педагогов – психологов К. Роджерса, А. Маслоу и австрийского психолога В. Франкла, которых принято объединять в школу гуманистической психологии.

Главным положением гуманистической парадигмы педагогики является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т.д.), что закреплено во Всеобщей диклорации прав человека.

Гуманистическую педагогику можно определить как систему научных теорий, утверждающую воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим способностям.

Гуманистическая педагогика направлена на создание таких форм, содержание и методов обучения, которые обеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности ребенка – его познавательных процессов, личностных качеств, создание таких условий, при которых он захочет учиться, будет лично заинтересован в том, чтобы воспринимать, а не отталкивать воспитывающие воздействия.

С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник, мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способностей к свободе, ответственности и творчеству.

Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как переход личностно ориентированной педагогики, придающее абсолютное значение личной свободе и деятельность обучаемых.

Гуманизировать этот процесс означает создать такие условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечение атмосферы комфорта и психологической безопасности.

Говоря о гуманистической педагогике, следует иметь в виду, что хотя и существуют большие наработки в области общих подходов к гуманизации образования, сегодня нет оформленной в целостном виде концепции. Поэтому целесообразно рассмотреть некоторые современные направления, существующие в рамках гуманистической педагогики.

Основные идеи педагогики сотрудничества. Новаторство в педагогике.

А. Ильина, Т. Гончарова, М. Шаталов, М. Щетинин.

Основные принципы новой модели.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс -

II. личностно гуманная модель, основные положения которой сформулированы выдающимся педагогом, специалистом по детской психологии Шалвой Александровичем Амонашвили. В основе личностно-гуманного подхода лежит гуманистический принцип, сущность которого – обучение во имя развития личности школьника; укрепление гуманных, нравственных отношений к людям, природе, труду, окружающему миру; бережное внимание к внутреннему миру ребенка, его интересам и потребностям, обогащение его душевного и духовного потенциала.

Окружающий мир и педагогический процесс, считает Ш.А. Амонашвили, должен быть устроен так, чтобы в них:

    1. Ребенок познавал и усваивал истинно человеческое.

“Истинно человеческое” – иначе правдивое, справедливое, научное, нравственное, доброе, полезное.

    1. Познавал себя как человека.

“Как человека” – то есть как созданного для людей (прошлых, настоящих, будущих), для себя, для Природы, для добрых человеческих дел, для заботы, для созидания, творчества и труда, для обогащения, украшения, очеловечивания жизни.

    1. Проявлял истинную индивидуальность.

“Истинная индивидуальность” – значит, единственность и неповторимость, и потому с особой миссией от Природы.

    1. Находил общественный простор для развития своей истинной Природы.

“Общественный простор” – то есть очеловеченные условия и человеческое, поощряющего содействие для своевременного и всестороннего развития задатков; “истинная Природа” - безграничность возможностей, задатков, способностей, талантов, в общем, всего дара от Природы.

    1. Его интересы совпадали с общечеловеческими интересами.

Интересы ребенка – его потребности, тенденции, увлечения, желания, опыт, знания; “общечеловеческие интересы” – значит общечеловеческие ценности, культура, знания, опыт, науки, нравственность, эстетика, религия, мировоззрение, труд, здоровье. Носителями общечеловеческих интересов являются для ребенка взрослые, окружающие его, особенно же – учителя.

  1. Были предотвращены источники, способные провоцировать ребенка на асоциальные проявления.

Такими источниками могут быть: грубость во взаимоотношениях людей, среди которых живет ребенок; грубость в отношении ребенка, ущемление его личности и достоинства, противостояние его жизненным интересам, природным тенденциям; авторитаризм и принуждения, несправедливость в отношении к нему, материальная недостаточность.

Опираясь на труды классики педагогики, Ш.А. Амонашвили разработал систему основных установок учителя гуманного педагогического процесса.

  1. Законы учителя.
    • Любить ребенка
    • Понимать ребенка
    • Восполняться оптимизмом к ребенку
  1. Законы учителя.
      • Принцип очеловечивания
      • Принцип уважения личности ребенка
      • Принцип терпения в становлении ребенка
  1. Заповеди учителю.
      • Верить в безграничность ребенка
      • Верить в свои педагогические способности
      • Верить в силу гуманного подхода к ребенку
  1. личностные качества учителя.
      • Стремление к развитию
      • Стремление к свободе
      • Доброта
      • Откровенность и искренность
      • Преданность
  1. Свод правил для учителя.

Информация о работе Основные этапы развития педагогической мысли