Воспитание эстетического вкуса обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 13:41, дипломная работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Обобщить опыт работы по организации художественно-эстетического воспитания младших школьников и на этой основе предложить методику художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
2. Выявить уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников;

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..3
Глава 1.Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………………….……. 8
1.1.Сущность эстетического воспитания……………………………………...8
1.2.Пути и средства эстетического воспитания младших школьников…….16
1.3.Исскуство в системе художественно-эстетического воспитания младших школьников………………………………………………………………….......21
Глава 2. Исследовательская работа по проблеме художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства…………………………………………………………………………34
2.1.Изучение программ по художественно-эстетическому воспитанию в школе……………………………………………………………………………..34
2.2.Изучение уровня художественно-эстетической воспитанности младших школьников………………………………………………………………………47
Заключение……………………………………………………………………….60
Список источников литературы………………………………………………...65

Вложенные файлы: 1 файл

чистый диплом.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки

работников образования

Кафедра управления развитием образования

                                                                             Допущена к защите 

«____»________________2014 г.

                                                                                         Зав. кафедрой:  к. х. н., доцент

   _____________ В.А.  Шелонцев

                                                                        (подпись)

 

Воспитание эстетического вкуса обучающихся средствами

декоративно-прикладного искусства

Выпускная работа

по программе профессиональной переподготовки

                                                                 Теория обучения и воспитания

 

                                                                                         Выполнил: слушатель                                                                                                                                              

                                                                   группы 1

                                                                                                     Пилипенко Анна Михайловна                         

                                                                                              ____________ (подпись)  

                                                                                            Научный руководитель:

                                                                           к.и.н., доцент 

                                                                                                     Цыганова Ирина Викторовна                                                                                  

                                                                                                           __________   ( подпись)

 

Выпускная работа защищена

«____»______________ 2014 г.

Оценка ___________________

Председатель ИАК __________            

 

 

Омск 2014

 

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..3

Глава 1.Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………………….……. 8

1.1.Сущность эстетического  воспитания……………………………………...8

1.2.Пути и средства эстетического  воспитания младших школьников…….16

1.3.Исскуство в системе  художественно-эстетического воспитания  младших школьников………………………………………………………………….......21

Глава 2. Исследовательская работа по проблеме художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства…………………………………………………………………………34

2.1.Изучение программ по художественно-эстетическому воспитанию в школе……………………………………………………………………………..34

2.2.Изучение уровня художественно-эстетической воспитанности младших школьников………………………………………………………………………47

Заключение……………………………………………………………………….60

Список источников литературы………………………………………………...65

Приложение………………………………………………………………………69

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Роль эстетического воспитания в формировании личности, ее всестороннем развитии трудно переоценить. Уже в древности отмечали значение красоты в жизни и деятельности человека. Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений, большую роль играет в формировании нравственности, создает условия для духовного возвышения человека.

          Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создаёт произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в его деятельности, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое развитие личности начинается в раннем возрасте. Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Необходимо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей школьного возраста, начиная с начальных классов. В плане эстетического воспитания  начальная школа пока играет незначительную роль. По результатам анкетирования более  70 % опрошенных не назвали школу одним из ведущих факторов эстетического воспитания. Почти 90% учителей признали, что у учащихся начальных классов возможность культурно-эстетического развития понижена. А в среднем и старшем звене обучение ориентировано в основном на предметы гуманитарного цикла. В результате, для большинства выпускников школы характерен низкий уровень культурного развития, а это приводит к низкому уровню развития всего общества в эстетическом направлении. Отсюда большинство родителей не в состоянии квалифицированно формировать эстетические потребности своих детей, поскольку сами в свое время не были включены в эстетический всеобуч.

Таким образом, существуют явные противоречия между возрастающим статусом эстетического воспитания в деле активизации человеческого фактора повышения духовной культуры и крайне слабым использованием его возможностей в социально-культурном развитии общества.

Сложившаяся ситуация с эстетическим воспитанием чревата серьезными последствиями  - торможением в развитии культурного уровня людей, ростом бездуховности. Поэтому определение путей совершенствования эстетического воспитания в современных условиях представляет сегодня актуальную задачу.

         На сегодняшний день эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенка задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического образования и воспитания. Пренебрежение целенаправленным эстетическим развитием детей оставляет их глухими к подлинным духовным художественно-эстетическим ценностям. Поток художественно-эстетической информации захлестывает людей. Они оказываются неспособными разобраться в качестве этой информации, дать ей критический анализ и правильную оценку. Одновременно обнаруживается несоответствие между необходимостью осуществления всеобщего эстетического воспитания и слабостью материальных и кадровых возможностей школы.

Противоречия и несоответствия снимаются в результате всесторонней организации и осуществления системы эстетического воспитания.

Основными механизмами, приводящими в действие эту систему, являются развитое эстетическое восприятие и познание художественно эстетических явлений; духовное общение на основе произведений искусства; художественно-творческая деятельность, развивающее способности детей и формирующая у них художественное видение мира.

Здесь большую роль играют уроки трудового обучения в начальной школе. Эстетическое воспитание на уроках трудового обучения можно рассматривать как формирование специальных творческих способностей младших школьников для развития эстетических взглядов, вкусов, чувств. Эстетическое воспитание не рассматривается в качестве самостоятельного вида воспитания, а выступает стороной всех других видов воспитания. Художественное воспитание выступает высшей, специализированной формой эстетического воспитания. Художественно-эстетическое воспитание в начальных классах проникает во все сферы развития ребенка: умственного, нравственного, трудового и т.д.

В процессе трудового обучения имеются большие возможности для эстетического развития личности. Такие возможности заключены в содержании программного материала, в организации процесса обучения, в его формах и методах. Хотя в программе по трудовому обучению не выделены конкретные эстетические понятия, это не снимает с учителя ответственности за их формирование. Работа над понятиями красоты, гармонии, меры должна осуществляться на каждом уроке трудового обучения. Чтобы научить ребенка понимать и ценить прекрасное, надо самому ребенку «побыть автором». Собственный творческий опыт является лучшим ключом к постижению прекрасного. Таким образом, уроки трудового обучения представляют собой уникальную возможность для формирования у детей основ художественно-эстетической культуры.

Главным помощником в деле художественно-эстетического воспитания личности ребенка на уроках трудового обучения становится сегодня искусство, прежде всего народное искусство, во множестве своих проявлений окружающее любого с ранних лет. Оно поможет восстановить гармонию духовной жизни ребенка, разрушенную формально-логичекими способами изучения и изложения материала, акцентированием внимания на развитие абстрактного, теоретического мышления.

Введение в обучение материалов по декоративно-прикладному искусству позволяет приобщить детей к ценностной народной культуре, к нравственным основам народного миропонимания. Это актуальный, значимый аспект в деле воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, проведение настоящей исследовательской работы обусловлено возрастающим фактором эстетического воспитания в деле становления личности ребенка, и вместе с тем, несовершенством системы эстетического воспитания. Следовательно, перечисленные выше проблемы и противоречия в эстетическом воспитании являются предпосылкой исследования, определяя его актуальность.

ОБЪЕКТ исследования: процесс художественно-эстетического воспитания младших школьников.

ПРЕДМЕТ исследования: уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Обобщить опыт работы по организации художественно-эстетического воспитания младших школьников и на этой основе предложить методику художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.

2. Выявить уровень художественно-эстетической  воспитанности младших школьников;

3. Провести работу по  повышению уровня художественно-эстетической  воспитанности младших школьников  и на этой основе доказать  эффективность одной из программ по художественно-эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства.

БАЗА исследования: БОУ СОШ №122 города Омска.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования явились труды известных ученых о закономерностях формирования и развития ребенка в процессе труда, познание творчества. В качестве теоретических источников были использованы работы И.Гончарова, Н.И. Монахова, Б.М.Неменского, Б.Т. Лихачева, в которых большое значение имело философское обоснование  сущности художественно-эстетического воспитания.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ исследования.

В процессе работы были использованы следующие методы:

1.Накопление фактов: изучение  литературы и документов, беседа, наблюдение, анкетирование учащихся.

2.Констатирующий и формирующий  эксперименты.

Исследование шло в ЧЕТЫРЕ ЭТАПА:

1. Проводился теоретический анализ проблемы на основе философской, педагогической, психологической литературы. Изучалось реальное состояние художественно-эстетического воспитания детей на основе документов, отражающих практическую деятельность.

2. Выверялись и уточнялись теоретические положения исследования, разрабатывалась схема обобщения опыта работы.

3. На основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» разрабатывалась система художественно-эстетического воспитания детей средствами декоративно-прикладного искусства.

4.Контрольный эксперимент.

Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

 

 

 

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников.

    1. Сущность эстетического воспитания.

 

           Изучение вопросов эстетического воспитания требует рассмотрения понятия «эстетика», обозначающего науку о прекрасном. Само слово эстетика  в переводе на русский язык означает ощущение, чувства. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в формировании у учащихся способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, в выработке эстетических понятий, вкусов и идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области искусства.

Информация о работе Воспитание эстетического вкуса обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства