Воспитание эстетического вкуса обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 13:41, дипломная работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Обобщить опыт работы по организации художественно-эстетического воспитания младших школьников и на этой основе предложить методику художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
2. Выявить уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников;

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..3
Глава 1.Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………………….……. 8
1.1.Сущность эстетического воспитания……………………………………...8
1.2.Пути и средства эстетического воспитания младших школьников…….16
1.3.Исскуство в системе художественно-эстетического воспитания младших школьников………………………………………………………………….......21
Глава 2. Исследовательская работа по проблеме художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства…………………………………………………………………………34
2.1.Изучение программ по художественно-эстетическому воспитанию в школе……………………………………………………………………………..34
2.2.Изучение уровня художественно-эстетической воспитанности младших школьников………………………………………………………………………47
Заключение……………………………………………………………………….60
Список источников литературы………………………………………………...65

Вложенные файлы: 1 файл

чистый диплом.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

 

       Хочется надеяться, что  предложенный материал позволит  педагогам оценить возможности  лоскутного шитья в развитии  у младших школьников стремления к творчеству и творческих умений в процессе приобщения детей к этому древнему (но продолжающему жить и совершенствоваться) виду народного декоративно-прикладного искусства.        

 В результате использования  программы Н.М. Конышевой «Художественный труд» и занятий по лоскутному шитью хочется отметить возросший интерес детей к народному творчеству, их желание и стремление попробовать на практике свои силы, свои способности и возможности. В классе не осталось ни одного равнодушного ученика, которого бы не затронула тема народного искусства, ведь она так понятна детям, так близка им по своей сущности, по своей природе.  

Итогом стала выставка работ в конце учебного года, по которой  можно было судить о художественно-эстетическом развитии учащихся средствами декоративно-прикладного искусства.

4 ЭТАП: Контрольный эксперимент.           

 Эксперимент проводился  с целью: выявить эффективность  программы по художественному  труду Конышевой Н.М. и занятий  по лоскутному шитью в художественно-эстетическом  развитии школьников средствами декоративно-прикладного искусства.          

 Предположение: человеку  с развитым художественно-эстетическим  отношением должен быть присущ  особый тип обобщения – эстетический, который строится не на рационально-логическом  основании (на принадлежности предметов и явлений тому или иному классу объектов),  а на основании эмоционально- оценочного отношения, возникающего в связи с восприятием их конкретного чувственного облика.

Итог эксперимента.

1 задание. В начале года 60% учеников набор классифицировали на рациональном основании (растения и животные, большие и маленькие и т.д.);

25 % детей не справились  с заданием самостоятельно, только 15% детей обращались к группировке  на эмоционально-оценочном основании (праздничное, весёлое, грустное, красивое).      

 В конце года задание  было тем же, но результаты  отличались от предыдущих. Большинство  учеников (58%) обращали внимание на  композицию, цвет, технику исполнения, форму, т.е. обращались к группировке  на эмоционально-оценочном основании, только 7% детей не справились с заданием.

2 задание. До формирующего  эксперимента около 70% детей не  смогли стилизовать цветок, обобщить  цвет и форму, или только попытались  сделать это, но на очень низком  уровне, не учитывая всех особенностей  декорирования.          

 После эксперимента 30% учеников стилизовали на высоком  уровне и 60% на среднем уровне, допустив некоторые неточности, схематичность в декорировании, и только 10 % детей не справились  с заданием.

3 задание: анкетирование. Было  опрошено 46 учеников третьих классов, что составляет 29% от числа всех учащихся начальной школы. На вопрос «Какой предмет ты больше всего любишь?» учащиеся ответили так:

- изобразительное искусство  – 43,2%;

- физическая культура  – 21,6%;

- математика – 16%;

- музыка – 8%;

- чтение – 6,4%;

- русский язык – 4,8%.         

 Это говорит о том, что у детей есть желание  заниматься предметами эстетического  цикла.         

 Чем же нравится  заниматься школьникам в свободное  время, что их интересует? На первом  месте – играть в компьютерные  игры (43,2%), далее – заниматься рисованием (11,2%), столько же – смотреть телевизор (11,2%), что достаточно много, так как это значит ничем не заниматься, быть предоставленным самому себе. Читать книги, заниматься спортом – по 4,6%; лепить, слушать музыку, ходить в театр – по 4,8%, петь – 1,5%.

Как мы видим, хоть и достаточно много детей любят рисовать, в целом же очень мало детей занимаются художественно-эстетическим развитием целенаправленно вне школы (всего 4,8%).

Уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников на конец года представлен в диаграмме на рисунке 2.

 

Рис.2. Уровень художественно-эстетической воспитанности младших школьников на конец года 


На конец учебного года соотношение изменилось, в контрольном классе произошли изменения, но незначительные, очень много учеников (45,76%) с низким уровнем развития декоративного творчества, а значит и с низким уровнем художественно-эстетического развития.        

 В экспериментальном классе значительно увеличилось число учеников со средним уровнем художественно-эстетического развития (59,14%), хотя дети с низким уровнем ещё есть (13,62%), что говорит о необходимости продолжения начатой работы в 4 классе.        

 В ходе эксперимента выяснилось, что одной из причин, тормозящих развитие декоративного творчества школьников, является проявление элементов схематизма в представлениях об окружающем мире, в  недостаточной активизации мыслительной деятельности личности, не использующей всех своих возможностей.  

 Эксперимент показал: созданный интегрированный курс (включение в программу трудового  обучения занятий по лоскутному  шитью) ускоряет введение детей  в художественную жизнь, в реальную  художественную культуру не только  в качестве зрителей, слушателей, но и активных участников художественного творчества. Благодаря этому формируется целостное представление о декоративно-прикладном искусстве. Это дает возможность понять образный язык народного искусства , становиться источником для самостоятельного творчества учащихся.           

 Обучая народному искусству, учитель должен научить детей  видеть истоки, корни в любом  виде народного искусства. Поэтому  большое внимание должно уделяться  самостоятельному творчеству учеников. Всё это способствует формированию эстетического отношения к действительности, интенсивному художественному развитию мышления, формированию эстетических чувств, достижению большинством учащихся высокого и среднего уровней в развитии способностей к декоративному творчеству.            

 Эстетическая ценность  и огромное воспитательное воздействие  произведений народного искусства  в том, что источником художественного  содержания служит окружающая  действительность. Это создает благоприятные  условия для более полного  раскрытия разнообразных форм связей уроков декоративно-прикладного искусства с другими видами деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканные полотенца. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Казалось бы, зачем всё это? Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте. Им хочется видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства, в которых живёт естественность и поэтичность. Не случайно большой популярностью пользуются выставки мастеров народных промыслов.

Народное искусство, создающее предметный мир, живёт в двух ипостасях – материальной культуры и культуры духовной. В наши дни главными стали духовная и эстетическая функции народного искусства, оно переживает новый этап – словно заново открывается нам красота произведений древнего традиционного искусства, воплощающего в себе  многовековой опыт художественного вкуса и жизненной мудрости человека труда.

Одна из поразительных особенностей народного искусства заключается в том, что при чрезвычайной простоте и отработанности приёмов исполнения, завершенности  и лаконичности отдельных элементов орнамента, отобранных и выверенных поколениями мастеров, каждая разновидность народного искусства представляет собой целостную художественную систему, неразрывно связанную с национальной культурой, местными традициями, отсюда то своеобразие, которым отличается искусство каждого традиционного художественного промысла.

Эстетические чувства, художественная культура учащихся будут развиваться непосредственно в процессе изготовления ими полезных вещей. Поэтому задача учителя – тщательно отбирать предметы, над которыми будут работать ребята. Народное искусство было всегда по преимуществу бытовым, и изучать его приемы, традиции, его своеобразную художественную структуру надо, работая над полезными, нужными в быту предметами.

С другой стороны, обучая детей основам художественного ремесла, необходимо помнить, что эти уроки открывают им великолепный мир народного искусства, вобравший в себя многовековые представления о красоте и гармонии. Поэтому важно умело сочетать показ тех или иных приёмов с интересным рассказом образование искусстве, демонстрацией высших достижений народных мастеров.

Необходимо помнить, что народное искусство развивалось не только в таких известных центрах, как Хохлома, Гжель, Палех. В той или иной форме оно бытовало в каждой местности, в каждом уголке нашей Родины. Целесообразно знакомить детей с местными традициями.

Обучая ребят приёмам художественной работы, следует особо заботиться о создании творческой атмосферы в классе. Этому немало способствуют постоянно организуемые выставки и конкурсы с разборами работ, выявлением их эстетических достоинств и недостатков.

В результате проведенной работы значительно увеличилось количество школьников, находящих прекрасное в личном труде, эмоционально переживающих этот труд как источник красоты. Резко повысилось воспитывающее воздействие красоты труда на учащихся.

Труд, организованный на эстетических началах, становится более эффективным, эстетическое отношение к труду учеников экспериментальных классов характеризуется более широким рядом мотивов и запросов, чем отношение учащихся контрольных классов.

Ещё раз отмечу, что хороший воспитательный эффект дает наблюдение произведений декоративно-прикладного искусства. А участие в самом труде позволяет применить теоретико-эстетические знания на практике. В этом и состоит стержень эстетического воспитания учащихся. В совершенствовании приобретенных навыков и умений большую помощь оказывает использование упражнений, ориентирующих на красоту.

Раскрытие эстетики труда немыслимо без искусства. Оно углубляет и расширяет познания детей. Непосредственное знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, эмоциональное постижение их – это первый этап работы. Цель следующего этапа работы – подвести к пониманию произведения.  Всё это способствует всестороннему развитию личности.

В результате работы расширился круг объектов, к которым школьники проявили своё позитивно-эстетическое отношение. У школьников повысился уровень художественно-эстетического развития по важнейшим линиям: восприятие, чувство, сознание и практические действия в сфере познания и труда. Таким образом, задача учителя – воспитать у школьников эстетическое отношение к труду. Главное при знакомстве с произведениями искусства – не опоздать, не упустить время, пока есть желание у самого ребенка, иначе потом, в подростковом возрасте, будет уже поздно.

Художественно-эстетическое  образование в младших классах ставит следующие задачи:

- познакомить с различными видами искусств;

- накопление эстетических  впечатлений;

- пробуждение интереса  к произведениям искусства;

- воспитание стремления  видеть прекрасное во всех  жизненных проявлениях.

Задача учителя – показать, что мир красоты существует, а дальше ученик пойдёт своей дорогой. Важно, чтобы предложенных дорог было много.

Ещё раз хочется подчеркнуть педагогическую ценность познания именно  декоративно-прикладного искусства. Произведения этого вида искусства позволяют воспитывать в школьниках определённую культуру восприятия материального мира, способствуют формированию эстетического отношения к действительности, помогают глубже познать художественно-выразительные средства других видов изобразительного искусства. Необходимо практически направлять художественные наклонности школьника – раскрывать эстетическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства прошлых эпох и настоящего времени.

А.Мень писал: «Дети исключительно чутки к проблемам вечности, смерти, смысла – для чего вообще всё это … Когда духовность не развивается, духовные вещи постепенно становятся для нас также, как для глухого музыка».

Подлинное художественно-эстетическое развитие личности – результат длительной и глубокой творческой работы по освоению прекрасного в искусстве и действительности. Художественно-эстетическое воспитание формирует творческое отношение к труду, к окружающему миру.

В результате написания квалификационной работы были сделаны следующие выводы:

1.Проблемы художественно-эстетического  воспитания в последнее десятилетие интенсивно исследуются наукой. На первом этапе внимание ученых было направлено на определение путей приобщения к искусству школьников разного возраста. Настоящий этап включает в себя более высокие и трудные задачи. Художественно-эстетическое воспитание  рассматривается как процесс социальный: усилия ученых сейчас направлены к проблемам формирования личности средствами искусства.

2.Вопрос о художественно-эстетическом  воспитании младших школьников  ещё недостаточно разработан  в педагогической литературе. Это одна из неизведанных областей педагогики, постигая которую, открываешь для себя всё больше нового.

3.Художественно-эстетическое  воспитание нельзя абсолютизировать,  это лишь одна из сторон формирования личности. Но в комплексе с другими проявлениями духовной культуры, она играет весьма заметную общественную роль, что позволяет говорить об её социальной необходимости и значимости.

Информация о работе Воспитание эстетического вкуса обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства