Воспитание детей в младенческом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Жизнь новорождённого зависит от того, как он сможет адаптироваться к новым условиям среды. Новорождённый изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, которые резко отличаются от существования в чреве матери. Жизнь новорождённого, прежде всего, зависит от того, как его организм сможет адаптироваться к новым условиям жизни. Для организма многих новорождённых сам процесс рождения – тяжёлое физическое испытание, которое истощает организм младенца и создаёт ситуацию стресса. Младенчество – период, когда от малоподвижного образа жизни и снотворного состояния ребёнок быстро развивается в подвижное, весёлое дитя

Вложенные файлы: 1 файл

воспитание детей в младенческом возрасте.docx

— 63.29 Кб (Скачать файл)

Социальное развитие

Эмоциональное воспитание в  процессе общения со взрослыми

Задачи

1.  Формировать двусторонний  контакт на основе "комплекса  оживления" в процессе           эмоционально-личностного общения.

2.  Побуждать ребенка  к эмоциональным, речевым, двигательным  проявлениям - элементам "комплекса  оживления".

Речевое развитие

Подготовительные этапы  развития активной речи

Задачи

  1. Активизировать "речевой" контакт с ребенком всеми доступными средствами.
  2. Широко использовать фольклорные произведения для маленьких - пестушки, песенки, потешки. Включать их в разговорную речь и общение с ребенком.

Моторное  развитие

Развитие  общих движений и действий руки

Задачи

  1. Способствовать развитию устойчивого удерживания головки в горизонтальной плоскости из положения "лежа на животе".
  2. Подготавливать ребенка к овладению поворотами со спины на бок.
  3. Поднимать ребенка в вертикальное положение (на руках у взрослого): учить удерживать несколько секунд головку в этом положении.
  4. Развивать активность действий руки, побуждая к самостоятельному притягиванию предметов.

4 месяц

Познавательное развитие

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Задачи

  1. Продолжать развивать ориентировочную активность, демонстрируя знакомые и незнакомые предметы (игрушки).
  2. Способствовать появлению у ребенка движений рук по направлению к предмету.
  3. Побуждать притягивать игрушку при "случайном" прикосновении, ощупывать.
  4. Обогащать чувственный опыт ребенка, осуществляя подбор предметов, различных по своим физическим свойствам (величина, форма, масса, фактура, соотношение частей и т.п.).

Социальное развитие

Эмоциональное воспитание в  процессе общения со взрослыми

Задачи

  1. Эмоционально взаимодействовать с ребенком, давая "образцы" адекватного реагирования в процессе чувственного контакта с окружающим миром (в радости - смех; при огорчении - печаль, сожаление, обида).
  2. В процессе ухода за ребенком и в моменты предметно-игрового взаимодействия побуждать к смеху, проявлениям радости.
  3. Обогащать "комплекс оживления" радостными эмоциями.

Речевое развитие

Подготовительные этапы  развития активной речи

Задачи

  1. Побуждать ребенка к самостоятельной речевой активности (вокализациям).
  2. Создавать ситуации "вслушивания" в голос взрослого и собственные речевые проявления.
  3. Вывести ребенка на яркое, выразительное, эмоционально насыщенное гуление.
  4. Способствовать обогащению "комплекса оживления" гулением.
  5. Заложить в общении с ребенком первые речевые навыки в качестве средства коммуникации со взрослым.

Моторное  развитие

Развитие  общих движений и действий руки

Задачи

  1. Способствовать развитию крепости мышц рук, плечевого пояса и шеи из положения "лежа на животе". Из этого положения малыш, опираясь на предплечья, должен держать головку. Развивать координацию общих движений. Этому способствуют занятия, описанные ниже.
  2. Проводить подготовку к овладению самостоятельными поворотами с живота на бок, затем на спину.
  3. Развивать двигательную активность рук - самостоятельно притягивать, удерживать и ощупывать предметы, находящиеся рядом.

5 месяц

Познавательное развитие

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

1. Учить ребенка узнавать знакомые  предметы или игрушки из различных  положений: лежа на спине, на  животе, находясь в вертикальном  положении на руках у взрослого.

2. Из этих положений учить  переходить от зрительного сосредоточения  на предмете к активным действиям  с ним.

3. Побуждать малыша из  положения лежа на животе притягивать игрушку, находящуюся на расстоянии вытянутой руки ребенка, при этом выполнять поворот на бок с целью овладения игрушкой (предметом), находящимся от него сбоку.

Социальное развитие

Эмоциональное воспитание в  процессе общения со взрослыми

1. Усиливать содержательную сторону  общения взрослого с ребенком, находя яркие ситуации показа  предметов, игрушек и просто  ласкового общения.

2. Эмоционально «подпитывать»  ориентировочно-исследовательские  действия малыша, направленные на  запоминание и узнавание знакомых  и незнакомых объектов (людей,  игрушек).

Речевое развитие

Подготовительные этапы  развития активной речи

1. Давать «образцы» правильного  произношения звуков родного  языка.

2. Включать их в фольклорные  «переклички» с использованием  уже имеющихся у ребенка вокализаций  (речевое подражание).

3. Побуждать к вокализациям, используя магнитофонные записи  речевых реакций самого ребенка  (подражание «самому себе»).

Моторное развитие

Развитие общих движений и действий руки

1. Продолжать развивать у ребенка  крепость мышц рук, плечевого  пояса и шеи, побуждая к ярким  поисковым, ориентировочно-исследовательским  действиям, требующим удержания  тела в положении лежа на  спине и опираясь на ладони  выпрямленных рук.

2. Способствовать овладению ребенком  поворотами с живота на бок,  со спины на живот.

3. Продолжать развивать соответствующее  положение ладони и пальцев,  способствующее раскрытию кулачка  и умению брать (перехватывать)  игрушку, протянутую ребенку взрослым.

6 месяц

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

1. Продолжать формировать простые  ориентировочно-исследовательские  действия с предметами (игрушками): знакомить с их цветом, формой, величиной, массой, фактурой и  физическими свойствами.

2. При захватывании, удерживании  и сжатии предмета побуждать  к простому результативному действию (например, сжимая резиновую игрушку-пищалку,  извлекать звук; поворачивая шарик  погремушки, обнаруживать изменения  ее цвета; подтягивая одни игрушки  – подвески, изменять положение  других и т.п.).

3.Формировать умение брать  предмет (игрушку) из любых  положений: лежа на животе, на  боку, на спине и т.п.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым

1. Стимулировать радостное настроение, создавая игровые ситуации, побуждающие  малыша к улыбке, смеху, эмоциональному  контакту со взрослым.

2. Наряду с ласковым обращением  к ребенку (например, «солнышко», «заинька», «ягодка» и т.п.) нужно обязательно называть его и по имени, а также добиваться, чтобы малыш воспринимал это обращение.

3. Эмоциональное общение с ребенком  постепенно обогащать «деловыми»  контактами по поводу действий  с предметами и игрушками.

4. Обращать внимание на индивидуальные  проявления личности ребенка, реакцию на присутствие близкого человека, знакомый голос, вид любимой игрушки, звучащую мелодию и т.п. Учитывать предпочтения малыша.

5Поддерживать проявления  элементарной самостоятельности.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Подготовительные  этапы развития активной речи и мышления

1. Продолжать развивать речевой  слух ребенка, побуждая его прислушиваться к голосу взрослого.

2. Создавать ситуации, способствующие  развитию понимания речи взрослого  (введение вопроса «где?», обращение  по имени и т.п.).

3. Создавать ситуации, способствующие  развитию активной речи – проявлению  у ребенка лепета. Отмечать, какие звуки (приближенные к речи), слышатся в его лепете.

4. Вступать в «перекличку» с  ребенком, повторяя за ним его  речевые звуки.

5. Способствовать возникновению  интонационно-выразительных голосовых  реакций на основе подражания  взрослому

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие общих  движений и действий руки

1. Закреплять умение длительное  время лежать на животе, высоко  подняв голову и опираясь на  ладони выпрямленных рук.

2. Побуждать ребенка к поворотам со спины на живот, а затем с живота на спину.

3. Способствовать движениям, подготавливающим  появление ползания. На данном  этапе – подтягивание на руках:  подползание (к игрушке).

4. Укреплять упор ног, вызывая  отталкивание от опоры (поверхность  стола, колени взрослого).

5. Способствовать локомоторному  развитию, помогая ребенку самостоятельно изменять положение своего тела в пространстве (повороты, подползание и т.п.)

6. Учить брать игрушки  из разных положений, разными  способами (подтягивание, захватывание  и т.п.).

7месяц

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

1.Обеспечить условия, способствующие  начальному сенсомоторному развитию  малыша: достаточность двигательного  пространства; набор игрушек, побуждающих  к двигательной активности (например, каталочки, тележечки, машинки, шарики, колечки, мячи).

2.Продолжать развивать локомоции  - способность менять положение  тела в пространстве (подползание, а затем ползание) с ориентировкой на предметы, лежащие сбоку на небольшом расстоянии.

3.Совершенствовать восприятие  предметов. С этой целью показывать ребенку на расстоянии 1-2 м более крупные игрушки (25-30 см) разного цвета (например, мишки белый и черный) и величины (например, матрешки-неваляшки большая и маленькая, или мишки большой и маленький). Развивать цветовое зрение, подбирая предметы соответственно цветам спектра - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

4.Продолжать развивать  действия руки и моторику пальцев  в предметной деятельности и  в процессе «делового» общения  со взрослым.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослыми

1.«Открыть» (показать)ребенку способы простейших функциональных действий с предметами, например, использование емкостей для вкладывания предметов (матрешка); сквозного пространства для прокатывания шаров (шаборбос), нанизывания колец и т.д.

2.Практиковать простейшие совместные  действия ребенка со взрослым: например, взрослый нанизывает колечки – ребенок их снимает, или взрослый собирает шарики в мисочку – ребенок их раскладывает и т.д.

3.Обогащатьребенкаэмоционально в процессе «делового» общения, поощряя его активность и инициативу.

4.Способствовать проявлению  у ребенка подражательных действий, повторяющих движения взрослого.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Подготовительные  этапы развития речи и мышления. Ознакомление с окружающим миром

1. Обогащать понимание обращенной  к ребенку речи: называть предметы и игрушки в процессе «делового» общения с малышом.

2. На эмоционально-чувственной  основе привнести опыт обращенной  к ребенку речи взрослого, соотнеся ее с результативностью действий с предметами и игрушками.

3. Учить понимать поощрительные,  отрицательные или нейтральные  интонации в речи взрослого.

4. Чаще в общение вводить вопрос  «где?».

5. Ввести в практику  указательный жест для ребенка при «ответе» на вопрос «где?».

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие общих  движений и действий руки

1. Обеспечить ребенку достаточное игровое пространство для овладения ползанием.

2. Обеспечить достаточность информативности  окружающей среды и игрового  поля: обеспечить ребенка предметами быта и игрушками, вызывающими яркие исследовательские эмоции, побуждающими к двигательной активности. Примеры: бидончик с крышкой, дуршлаг, коробочки с крышками, игрушки с забавными мордочками, звуковые модули – шумовые и музыкальные и т.д.

3. В процессе «делового»  общения с ребенком сочетать  сенсорное обогащение с его  двигательной активностью, т.е.  обеспечивать сенсомоторное развитие.

8 месяц

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

1. Осуществлять показы собразными игрушками, включая их в простые игровые сюжеты из 1-2 действий (собачка танцует, куколка едет на лошадке, петушок ходит и поет и т.д.)

Информация о работе Воспитание детей в младенческом возрасте