Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе – главные направления стратегии выживания человечества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 6 1.1.Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками. 6 1.2.Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе. 11
1.3 Роль экологических знаний в воспитании осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста. 14
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 16
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей методика и результаты констатирующего эксперимента. 16
2.2.Методика совершенствования работы по формированию осознанно-правильного отношения к природе старших дошкольников посредствам инновационных форм экологического образования (организация и содержание формирующего эксперимента). 25 2.3 Анализ и результаты исследования. 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

vospit(1).doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

 

Условные обозначения: В - высокий уровень, С - средний уровень, Н –низкий уровень. Высокий уровень - 4 человека, средний уровень 6 человек, 
низкий уровень - 0.

Уровни сформированности экологических знаний по результатам  контрольного эксперимента обозначены в таблице 6. 
Таблица 6. Контрольный срез контрольного эксперимента. 

 
  Уровень

 
                                                       Группа

 контрольная

 
        экспериментальная

 
     Высокий

 
      10%

 
                   40%

 
   

    Средний

 

 

      60%

 
                 

 

 

                   60%

     Низкий

       30%

 
                    ---


 

 

 С целью сравнения  результатов контрольного эксперимента в контрольной и экспериментальной  группах можно построить круговую диаграмму. (Рис.3;4) 
 
 

 

 

 

 

 Рисунок 3

 

 

Рисунок 4

 

 

 

 

 

 Рисунок 5

Сравнительный анализ показателей  обеих групп показал, что у  детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень сформированности экологических знаний и по показателям обогнал контрольную группу.

   Количество детей  с высоким уровнем развития  возросло в 4 раза. В экспериментальной группе по завершению исследования уже 4 ребёнка имели высокий уровень развития, а вначале был 1 ребёнок. Средний уровень возрос в 1,5 раза. (Стало 6 детей, а было 4). Детей с низким уровнем не стало вообще. Так, отвечая на вопросы диагностики, Ангелина Л. без особого труда распределила представителей животного мира по видам; аргументировала свой выбор. Настя П. самостоятельно называла разные виды растений: деревья, кустарники, цветы. Без помощи взрослого называла условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Паша В. уверенно отвечал на поставленные вопросы. Виталик Б. правильно называл времена года, но иногда затруднялся назвать их в нужной последовательности, в рисунках отражал существенные признаки того или иного времени года.  В контрольной группе также можно наблюдать небольшой прогресс, но он не настолько ощутим. С высоким уровнем развития как был, так и остался один ребёнок. Со средним уровнем развития количество детей возросло в 1,2 раза (было 5 человек, стало 6). С низким уровнем развития уменьшилось лишь в 1,3 раза (было 4 человека, стало 3).                                 Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанной методики совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальная группа заметно улучшила свои результаты. Высокий уровень развития - до 40%, при том, что было - 10%. Также возросли показатели среднего уровня с 40% до 60%. Низкого уровня развития не стало вообще - 0%. 
   В контрольной группе изменения оказались не такими значительными. С высоким уровнем развития было 10%, так и осталось 10%. Со средним было 50%, стало 60%. С низким уровнем было 40%, стало 30%. 
   В процессе работы в экспериментальной группе были замечены такие изменения:

-дети заметно расширили  свои экологические представления,  своё умение трудиться в природе; 

-у них возрос интерес  к объектам и явлениям природно-предметного  мира, а также эмоциональная реакция  на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;

-появилось желание  соблюдать нормы и правила  поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира. 

    Подводя общий  итог проведенному исследованию, на основании наблюдений видно, что дети овладели навыками ухода за животными и растениями, стали добрее, научились сопереживать, радоваться, волноваться. 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
    На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. 
При написании курсовой работы была поставлена цель - рассмотреть особенности формирования осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста посредством инновационных форм экологического образования. В связи с поставленной целью в первой главе исследования рассмотрена сложившаяся экологическая обстановка в мире, которая ставит пред человечеством важную задачу - сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встал вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счёт экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооружёнными помимо знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребёнка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученных. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста ведётся слабо, не в полной мере используются инновационные формы работы со старшими дошкольниками. 
   Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой на базе МБДОУ №3 «Солнышко» с.Пестрецы Пестречинского района по воспитанию осознанно-правильного отношения к природе старших дошкольников при помощи инновационных форм. Была прослежена динамика изменения уровня сформированности экологических знаний в процессе проведенного исследования при использовании инновационных методов. При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента

 

свидетельствует об эффективности  разработанной нами методики совершенствования работы. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Высокий уровень развития возрос с 10% до 40%, также возросли показатели среднего уровня - с 40% до 60%, а низкого уровня не стало вообще. В процессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям при- родно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира. Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики по воспитанию осознанно-правильного отношения к природе детей 5- 6 лет при помощи инновационных фор, мпереработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях детского учреждения. Экологические знания в воспитательно-образовательной работе дети получали как на занятиях, так и в процессе комплексного использования разных видов деятельности (труде в природе, наблюдениях, играх и других). Данная работа опиралась на следующие основные принципы:

- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями материале;

- во-вторых, интеграции  работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, игры);

- в-третьих, активного включения детей;

-в-четвёртых, использование личного примера, который являлся очень ценным в воспитании. Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что воспитание осознанно-правильного отношения детей к природе будет осуществляться успешно при определенных правильно созданных педагогических условиях и применении инновационных форм работы экологического образования, подтвердилась. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бобылева, Л. О программе  экологического воспитания старших  дошкольников / Л. Бобылева, О. Дупленко // Дошкольное воспитание. – 2005. -  №7. – С. 36-42.

2. Варивода, В.С. Диагностика  экологической воспитанности детей  дошкольного возраста: пособие для  педагогов учреждений, обеспечивающих  получение дошкольного образования  / В.С. Варивода. – Мозырь: 
3. Варивода, В.С. Экологическое воспитание дошкольников / В.С. Варивода. – 3-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009. – 122 с.

4. Веретенникова, С.А.  Ознакомление дошкольников с  природой / С.А. Веретенникова. –  3-е изд., перераб. и доп., - М.: Просвещение, 1980. – 269 с. 5. Зайцева, Н.В. Войди в мир природы другом / Н.В. Зайцева [и др.]; под общ. ред. Н.В. Зайцевой. – Мозырь: Содействие, 2006. – 116 с.

6. Зайцева, Н.В. Этот  чарующий мир природы / Н.В.  Зайцева [и др.]; под общ. ред.  Н.В. Зайцевой. – Мозырь: Содействие, 2006. – 79 с. 

7. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. – 2005. -  №7. – С. 3-9.

8. Иванова, А.И. Методика  организации экологических наблюдений  и экспериментов в детском  саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера,2004. – 56 с.

9.  Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. – 2004. -  №7. – С. 10-14. 

10. Кондратьева, Н.Н. Мы. Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева [и др.]; под общ. ред. Н.Н. Кондратьевой. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: «Детство-пресс», 2001. – 240 с

11. Кучина, С. Давайте любить Землю  / С. Кучина, С. Гецевич // Дошкольное  воспитание. – 2004. - №7. – С. 54-59.

 

 

12. Литвин, Л.Н. История дошкольной  педагогики: Учеб. пособие для студентов  пед. ин-тов по спец. «Педагогика  и психология (дошк.)» / Л.Н. Литвин [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Литвина.  – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1989. – 352 с.

13. Молодова, Л.П. Экологические  праздники для детей: Учебно-метод.  пособие для воспитателей начальной  школы / Л.П. Молодова. – Минск:  «Асар», 1997. – 128 с.

14. Николаева, С.Н. Воспитание  начал экологической культуры  в дошкольном детстве: Методика  работы с детьми подготовительной группы детского сада / С.Н Николаева. – М.: Новая школа, 1995. – 160 с.

15. Николаева, С.Н. Как приобщить  ребенка к природе: Методический  материал для работы с родителями  в дошкольном учреждении / С.Н  Николаева. – М.: Новая школа, 1993. – 64 с.

16. Николаева, С.Н. Методика экологического  воспитания дошкольников: учеб. пособие  для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / С.Н Николаева. –  М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с. 

17. Николаева, С.Н. Общение с  природой начинается с детства / С.Н Николаева.- Пермь: Пермский областной совет ВООП, 1992. – 216 с. 

18. Николаева, С.Н. Теория и  методика экологического образования  детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н  Николаева. – М.: Издательский  центр «Академия», 2002. – 336 с.    

19. Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа и условие ее реализации  в детском саду / С.Н Николаева.  – М.: Мозаика – Синтез,1999. – 257 с.

20. Панько, Е.А. Пралеска. Воспитание  и обучение детей в дошкольном  учреждении. Базисная программа и методические рекомендации / Е.А. Панько [и др.]; под общ. ред Е.А. Панько. – 3-е изд. – Минск: НМ Центр,2000. – 471 с.

21. Панько, Е.А. Работаем по программе  «Пралеска»: пособие для педагогов  и руководителей учреждений, обеспеч.  получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А. Панько [и др.]; под общ. ред Е.А. Панько. – Минск: НИо; Аверсэв, 2007. – 304 с.

 

22. Саморукава, П.Г. Ознакомление  дошкольников с природой / П.Г.  Саморукова. – М.: Просвещение, 1978. – 223 с.

23. Смирнова, В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий / В.В. Смирнова, Н.И. Балуева, Г.М. Парфенова; под. ред. В.В. Смирновой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ»,2001. – 208 с.

24. Шабаева, М.Ф. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошкольная)» / М.Ф. Шабаева. – М.: Просвещение, 1981. – 367 с.

25. Шурпач, Г.В. Организация  работы с дошкольниками по  программе «Пралеска». Блок «Человек и природа» / Г.В. Шурпач, З.Г. Точиленко. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2005. – 99 с.

                                  «УТВЕРЖДЕНО»                                 

Заведующая  МБДОУ Пестречинский детский  сад №3«Солнышко»Додосова Т.Н. 

 

 

  

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА 

 

МУНИЦИПАЛЬНОГО  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ  

 

 

  

 

РАЗДЕЛ I 

 

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 

Основной программой, реализуемой в детском саду и  обеспечивающей целостность воспитательно-образовательного процесса, является усовершенствованная и доработанная с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования программа «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович.

В процессе внедрения программы в работу дошкольного учреждения была проведена следующая работа:

1.Теоретическое  ознакомление с программой по  всем возрастным группам. 

2. Изучение  раздела «Развивающая предметная  среда».

3. Подбор  методического и дидактического  материала по данной программе. 

4. Диагностическое обследование детей в каждой возрастной группе.

Информация о работе Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста