Внеурочная деятельность как условие усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 08:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности формирования базовых национальных ценностей у младших школьников.
Задачи исследования:
1.Систематизировать теоретические подходы по проблеме исследования.
2. Изучить характеристики национального воспитания и сущность базовых национальных ценностей.
3.Теоретически обосновать особенности формирования базовых национальных ценностей в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение....................................................................................................................3
Глава 1.Теоретические аспекты формирования базовых национальных ценностей в младшем школьном возрасте.........................................................6
1.1. Сущность национального воспитания..............................................................6
1.2. Базовые национальные ценности....................................................................10
1.3. Способы организации усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей во внеурочной деятельности.......................................13
Выводы по 1 главе..................................................................................................23
Глава 2. Опыт формирования базовых национальных ценностей у младших школьников....................................................................................25
2.1. Диагностика уровня освоения младшими школьниками базовых национальных ценностей.........................................................................................25
2.2. Практика работы по организации усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей во внеурочной деятельности.…….....38
Выводы по 2 главе ...........................................................................................46
Заключение…………………………………………………………………….......47
Список использованной литературы…………..…………………....….........49

Вложенные файлы: 1 файл

3.4.Христолюбова _курс.раб.docx

— 127.61 Кб (Скачать файл)

7 – 11 лет – третий  период умственного развития  по Пиаже – период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов. Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения. На смену децентрации приходит способность сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно несколько измерений состояния объекта или события. У ребенка развивается также способность мысленно прослеживать изменения объекта.

Произвольное внимание развивается  вместе с другими функциями и  прежде всего мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной  деятельности. В первом-втором классах уровень произвольного поведения все еще невысокий, дети еще весьма импульсивны и не сдержаны. [10, c. 256]. 

Мышление у детей начальной  школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - напоминал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л.С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект обычно развивается так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль школы, учителя. [38, c. 192].

У учеников младших классов  развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного  поведения (коллективизм, ответственность  за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший  школьный возраст предоставляет  большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных  черт личности.

Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени  со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается  конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.

По-прежнему много времени  дети уделяют игре. В ней развиваются  чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие  понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство.

С момента, когда ребенок  пошел в школу, его эмоциональное  развитие больше, чем раньше, зависит  от того опыта, который он приобретает  вне дома. Необъяснимые и вымышленные  страхи прошлых лет сменяются  другими, более осознанными: уроки, отношения между сверстниками. [30, c. 125].

Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в  учебе. Именно он может помочь ребенку  в его психологическом и социальном становлении. В этот период учитель  становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние  не только в классе, на уровне и в  общении со сверстниками, его влияние  простирается и на отношения в семье. [34, c. 159].

Таким образом, в период младшего школьного возраста в личности ребенка  происходят качественные изменения, связанные  с ростом самосознания. Ребенок начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном  восприятии. Овладение комплексом нравственных требований и умений способствует его  личному развитию.

Внеурочная (внеучебная) деятельность обучающегося – деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности обучающихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

  Цель внеурочной деятельности: разработать и внедрить модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта и тем самым оптимизировать процесс воспитания и социализации младших школьников, создать условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создать условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время.

Задачи внеурочной деятельности:

- организовать общественно-полезную и досуговую деятельность обучающихся совместно с общественными организациями, ДДТ, библиотеками, иными учреждениями, семьями обучающихся;

-  формировать навыки позитивного общения;

-  развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

-  воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

-  развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. [18, c. 5-7].

Очевидны  и преимущества в использовании  внеурочной деятельности для закрепления  и практического использования  отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизовал наиболее эффективные средства воздействия  на личность. Поражает воображение  дифференциация воспитательных средств, связанных с формированием вполне определенных черт личности. Такие средства, как загадки, пословицы, песни, сказки, игры, праздники оказывают  воздействие на личность ребенка. Основная цель загадок - умственное воспитание, пословиц и песен - нравственное и эстетическое воспитание. Сказки же призваны содействовать совокупному решению задач умственного, нравственного и эстетического воспитания, сказка - синтетическое средство. Празднично-игровая культура - своего рода педагогика в действии, где все средства использовались в гармоничном единстве, в слаженной системе, где все элементы взаимосвязаны. В играх применялись и песни, и загадки, и сказки. Игра - это самая эффективная практическая педагогика, материализованная сказка.

Загадки призваны развивать  мышление детей, приучать их анализировать  предметы и явления из самых различных  областей окружающей действительности, сопоставлять их свойства и качества; причем наличие большого количества загадок об одном и том же предмете (явлении) позволяло давать этому  предмету всестороннюю характеристику. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в  процессе активной мыслительной деятельности. В то же время загадки о доброй славе, лжи, сплетне, горе, о жизни  и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, так  или иначе призывающий молодежь к совершенствованию своих нравственных качеств. Высокопоэтическая форма загадок содействует эстетическому воспитанию. Таким образом, загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве с другими сторонами формирования совершенной личности.

То же самое следует  сказать о пословицах и песнях. Цель пословиц - нравственное воспитание, песен - эстетическое. Одновременно пословицы  призывают к труду, развитию ума и укреплению здоровья, но это делается опять под видом призыва к выполнению нравственного долга. Песни являются средством воздействия на чувства и сознание, но в них встречаются загадки и пословицы; кроме этого, есть и самостоятельные загадки-песни.

В охарактеризованных жанрах устного народного творчеств  усматривается единство содержания и формы, цели и средства: в загадках умное - цель, прекрасное - средство, в  пословицах нравственность - цель, прекрасное и умное - средство, в песнях прекрасное - цель, умное - средство. Сказки же, как было сказано выше, призваны привести в систему педагогические роли загадок, пословиц и песен, которых в сказках немало. [11, c. 168].

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации  воспитательного процесса. Формы  организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями  и  воспитанниками. 
         Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация.  [5, c. 12].

Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы национального воспитания выступают как пути и способы формирования национального самосознания,  гордости  за  себя  и  страну.  
         Характер методов воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только заметную роль в коллективе начинает играть актив учащихся, методика работы  меняется.  
         Традиционные методы воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности ценностей личности является внутренний контроль. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию ценностей личности в процессе воспитания. [17,    с.  307]. 
          В педагогической литературе описывается множество методов и приемов    национального воспитания. В процессе национального воспитания широко применяются такие методы как: методы стимулирования поведения и деятельности, формирование опыта общественного поведения, убеждение, методы формирования сознания личности (методы  разностороннего  воздействия  на  сознание,  чувства  и  волю  обучающихся  в  интересах  формирования  у  них  нравственных  взглядов  и  убеждений.).   
Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её направленности. Так, в процессе национального просвещения на первое место, естественно, выдвигается методы формирования сознания личности; в трудовом воспитании – упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание. [23, c. 74].

Таким образом, в период младшего школьного возраста в личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с ростом самосознания. Ребенок начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Овладение комплексом ценностей и умений способствует его личному развитию.

Нужно отметить, что в  реальных условиях педагогического  процесса методы воспитания выступают  в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться  в изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели. 
          Итак, воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если учитель заботиться о выполнении следующих условий: 
1.Учет  возрастных  особенностей  младшего  школьника. 
2. Использование определенных форм и методов национального воспитания. 
3. Организация совместных коллективных усилий и переживаний и обеспечение эмоциональной насыщенности общей деятельности.  
Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, национального самосознания, общественно  ценного  поведения.

 

Выводы по 1 главе.

 

Система ценностей является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Степень развитости ценностей, особенности их становления позволяют судить об уровне развития личности, цельность и устойчивость которой «выступает как устойчивость ее ценностей». От раскрытия особенностей процесса развития и специфики воздействия базовых национальных ценностей, составляющих содержательную часть характеристики личности, зависит определение путей ее формирования, в том числе утверждения активной социальной позиции. Поэтому в последние годы изучаются условия и закономерности развития ценностей детей разных возрастов. Вместе с тем выявление характера динамичных изменений базовых национальных ценностей невозможно без специального рассмотрения многопланового и многоуровневого процесса их становления. Исследование этого процесса требует особого внимания к узловым моментам формирования ценностей, связанным с переходными периодами онтогенеза, рубежами возрастного развития личности, когда, во-первых, появляются новые ценности, как и новые потребности, чувства, интересы, а во-вторых, происходит качественное изменение и перестройка на этой основе особенностей ценностей, характерных для предшествующего возраста.

Информация о работе Внеурочная деятельность как условие усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей