Внеурочная деятельность как условие усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 08:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности формирования базовых национальных ценностей у младших школьников.
Задачи исследования:
1.Систематизировать теоретические подходы по проблеме исследования.
2. Изучить характеристики национального воспитания и сущность базовых национальных ценностей.
3.Теоретически обосновать особенности формирования базовых национальных ценностей в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение....................................................................................................................3
Глава 1.Теоретические аспекты формирования базовых национальных ценностей в младшем школьном возрасте.........................................................6
1.1. Сущность национального воспитания..............................................................6
1.2. Базовые национальные ценности....................................................................10
1.3. Способы организации усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей во внеурочной деятельности.......................................13
Выводы по 1 главе..................................................................................................23
Глава 2. Опыт формирования базовых национальных ценностей у младших школьников....................................................................................25
2.1. Диагностика уровня освоения младшими школьниками базовых национальных ценностей.........................................................................................25
2.2. Практика работы по организации усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей во внеурочной деятельности.…….....38
Выводы по 2 главе ...........................................................................................46
Заключение…………………………………………………………………….......47
Список использованной литературы…………..…………………....….........49

Вложенные файлы: 1 файл

3.4.Христолюбова _курс.раб.docx

— 127.61 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации 

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Оренбургский государственный  педагогический университет»

 

 

Факультет дошкольного

и начального образования

 

Кафедра педагогики дошкольного

и начального образования

 

 

 

 

Христолюбова  Наталья Юрьевна

 

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ УСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ  БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

 

 

Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»

 

Профиль подготовки «Педагогика и методика начального образования»

 

Форма обучения очно-заочная

 

 

 

ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

 

научный руководитель

к.п.н., доцент кафедры ПДиНО _____________________ /Г.Н.Мусс/

                                                                                           (подпись)                      (ФИО)

«___»_________ 20__ г.

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург 2013

Содержание

Введение....................................................................................................................3

Глава 1.Теоретические  аспекты формирования базовых национальных ценностей в младшем школьном возрасте.........................................................6

1.1. Сущность национального  воспитания..............................................................6

1.2. Базовые национальные ценности....................................................................10

1.3. Способы организации усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей во внеурочной деятельности.......................................13

Выводы по 1 главе..................................................................................................23

Глава 2. Опыт формирования базовых национальных ценностей у младших школьников....................................................................................25 
2.1. Диагностика уровня освоения младшими школьниками базовых национальных ценностей.........................................................................................25 
2.2. Практика работы по организации усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей во внеурочной деятельности.…….....38 
Выводы по 2 главе ...........................................................................................46

Заключение…………………………………………………………………….......47 
Список использованной литературы…………..…………………....….........49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормоконтроль пройден

 

______________________

(ФИО)

 

______________________

(подпись)

 

«___»__________20…..г.

 

 

Введение.

Перемены, происходящие в  России в последние десятилетия, глубоко затронули не только социально-экономическую, но духовно-нравственную жизнь общества. 

Актуальность проблемы формирования представлений младшего школьника о базовых национальных ценностях, его нравственного облика продиктована социальными запросами, предъявляемыми к школе, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих ценностей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

В связи со вступлением  в силу ФГОС начального общего образования  второго поколения актуализировались  вопросы о духовно-нравственном воспитании личности, а также о формировании базовых национальных ценностей подрастающего поколения. Именно младшие школьники оказываются в наиболее затруднительном положении, поскольку становление их жизненной позиции и мировосприятия осуществляется в ситуации, когда прежние ценности отвергнуты, а новые, к которым общество стремится прийти, еще не полностью определены.

В настоящее время назрела  потребность в поиске возможных  путей разрешения сложившегося в  практике общественной жизни противоречия между существующими и должными, то есть социально значимыми ценностями общества и ценностями, реально существующими  в среде младших школьников.

Проблема формирования базовых  национальных ценностей многоаспектна. Она рассматривается как в философско-социологической работе С.Ф. Анисимова, А.Г. Здравомыслова, В.И. Сагатовского, В.П. Тугаринова, Л.П. Фоминой, М.И. Бобневой, О.И. Зотовой, В.Л. Оссовского, Ю. Письмака, П.И. Смирнова, В.А. Ядова и др., так и в психолого-педагогической работе Б.Г. Ананьева, Г.Е. Залесского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Н.В. Ивановой, A.B. Кирьяковой, Э.А. Несимовой, E.H. Шиянова, Г.И. Щукиной и др. Ученые рассматривают различные аспекты проблемы национальных ценностей: дают определение самого понятия «ценности», рассматривают их структуру и виды, поднимают вопросы о степени их развития, особенностях становления и др. Кроме того, вышеуказанными теоретиками обосновывается тезис о том, что именно базовые национальные ценности составляют ядро личности и характеризуют уровень ее развития в целом. Так, основы современного подхода к формированию базовых национальных ценностей у школьников представлены в работе H.A. Асташовой, А.Я. Данилюк, Э.А. Несимовой, Е.А. Подольской, Е.В. Поленякиной, Л.В. Трубайчук, Е.А. Хачикян, А.Д. Шестакова и др.

Согласно анализу теоретических источников по проблеме исследования, начало становления ценностей начинается в дошкольном возрасте, но следующим ответственным периодом их формирования является начало обучения в школе, т.е. младший школьный возраст. От ценностной основы, заложенной в младших классах, зависит, как будет происходить дальнейшее формирование и развитие личности ребенка в подростковом и юношеском возрасте (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.Д. Ермоленко, A.B. Занков, B.C. Мухина, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Младший школьный возраст создает дополнительные возможности эффективного развития базовых национальных ценностей, т.к. характеризуется такими возрастными особенностями, как повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращенность к миру позитивных ценностей, которые проявляются во всех видах деятельности: учебной, игровой, коммуникативной, трудовой и т.д.

С учётом актуальности проблемы исследования, его тема сформулирована следующим образом: "Внеурочная деятельность как условие для формирования базовых национальных ценностей".

Цель исследования: выявить особенности формирования базовых национальных ценностей у младших школьников.

Объект исследования: воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: внеурочная деятельность как условие усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей.

Задачи исследования:

1.Систематизировать теоретические подходы по проблеме исследования.

2. Изучить характеристики национального воспитания и сущность базовых национальных ценностей.

3.Теоретически обосновать особенности формирования базовых национальных ценностей в младшем школьном возрасте.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, статистическая обработка данных, изучение передового опыта, сравнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования базовых национальных ценностей в младшем школьном возрасте.

 

1.1. Сущность национального  воспитания.

 

Глубокий, духовно верный и здоровый национализм должен воспитываться с колыбели. Он обязан стать духовной крепью и чистой силой человека на всю жизнь. Вера и молитва, воспитание на героическом прошлом Отечества, осознания своего долга и чести, привитие нравственной чистоты, семейной крепи и почитание своего рода и подвигов предков. Воспитание любви к героической истории Отчизны, к культуре и традиционному наследию, к святыням. Это должно прививаться национальным духовным прошлым, укреплять волю и молодые сердца.

Каждый народ в историческом процессе создает свою национальную культуру, аккумулирующую вековую мудрость, духовные и нравственные ценности. И очень важно, чтобы эти созданные  и накопленные богатства не оставались в прошлом, но постоянно питали новые подрастающие поколения.

Национальное  воспитание является одной из важных составляющих проблемы воспитания личности. Эта проблема весьма многогранна. В  ее решение внесли вклад представители  различных наук. Так, многие вопросы  теории и практики гуманистического  и национального воспитания подрастающего  поколения нашли рассмотрение в  трудах Я. Гогебашвили, М.Е. Евсевьева, Я.А. Каменского, К. Насыри, К.Д. Ушинского.

В социально-философском  и историческом плане проблема национального  воспитания, ее место и роль в  теории и практике национальных отношений, получила методологическо-теоретическое обоснование и разработку в коллективных трудах и монографиях Р.Г.Абдулатипова, Ф.С.Бабейко, Р.К.Грдзелидзе, А.Ф.Дашдамирова, Л.М.Дробижева, И.И.Серовой, которые освещают различные теоретические и социологические аспекты этой проблемы, рассматривают спектр по формированию национального и межнационального сознания, убеждения и поведения, по совершенствованию методов и форм. Психологические труды Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, помогают уяснить механизм взаимодействия исторических, социально-экономических, этнокультурных и духовно-идеологических факторов, регулирующих отношения людей разных национальностей, выявить ситуации общения, типичные для конкретных национальных групп в регионах.

         Будущее нации зависит от образования и воспитания подрастающего поколения. Воспитать человека-гражданина, несущего ответственность за судьбу своей страны и родной природы - насущная задача   школы сегодняшнего дня.

Воспитание подрастающего  поколения было условием и гарантией  поступательного движения человеческого  общества. Подлинным является только такое воспитание, которое служит интересам народа.

          Национальное воспитание - это созданная на протяжении веков самим народом система взглядов, убеждений, идей, идеалов, традиций, обычаев, призванных формировать мировоззренческое сознание и ценностные ориентации детей и молодежи, передавать им социальный опыт, достижения предыдущих поколений. [11, c. 168].

        Научно обоснованное, правильно организованное национальное воспитание, отражает исторический ход народа, перспективы его развития.

         Актуальность создания системы национального воспитания в современных условиях определяется потребностями общества во всесторонней активизации интеллектуального и духовно-творческого потенциала национальных и общечеловеческих ценностей, противоречивыми процессами вхождения ребенка в социальную жизнь, необходимости обеспечения единства, преемственности и последовательности воспитательных воздействий различных социальных институтов, постоянной корректировки воспитательного процесса.

         Главной целью национального воспитания на современном этапе является передача молодому поколению социального опыта, богатой духовной культуры народа, его национальной ментальности, родства мировоззрения и на этой основе формирование личностных черт гражданина России, которые предусматривают национальное самосознание, развитую духовность, моральную, художественно-эстетическую, правовую, трудовую, физическую, экологическую культуру. [15, c. 3].

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет  роль школы как координатора в воспитании подрастающего поколения. Она должна стать центром успешной социализации детей с разными возможностями;  центром взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы; центром поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей; центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни, сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.

Инициатива «Наша новая школа» задаёт основные характеристики организации воспитательного процесса в современной школе. В ней определена одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. [32, c. 7].

Воспитание должно быть ориентировано  на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует  нас Концепция духовно-нравственного  развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. [19, c. 18-20].

Современный национальный воспитательный идеал определяется:

• в  соответствии с национальным приоритетом;

• исходя из необходимости сохранения преемственности  по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;

• согласно Конституции Российской Федерации;

• согласно Закону Российской Федерации «Об  образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и  задачам основных образовательных  программ. (ст. 9, п. 6)

 Воспитание подрастающего поколения было условием и гарантией поступательного движения человеческого общества. Подлинным является только такое воспитание, которое служит интересам народа.

Информация о работе Внеурочная деятельность как условие усвоения младшими школьниками базовых национальных ценностей