Внедрение инновационных образовательных технологий в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:51, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с вышеизложенным, цель нашего исследования – изучить классификацию современных педагогических технологий и определить место игровых технологий в учебном процессе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого–методическую и научно–методическую литературу о роли педагогических технологий в учебном процессе.
2. Раскрыть роль и значение игровых технологий в повышении результативности в обучении школьников. Дать характеристику игры как метода обучения.
3. Исследовать позитивные стороны уроков с игровой состязательной основой.

Содержание

ческие основы изучения инновационных образовательных технологий
Характеристика инновационных образовательных технологий
Особенности внедрения инновационных образовательных технологий в школе
Алгоритм внедрения инновационных образовательных технологий в школе

Опытно-экспертная работа по внедрению инновационных образовательных технологий в школе
Диагностика внедрения инновационных образовательных технологий на уроках русского языка
Реализация алгоритма внедрения инновационных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Анализ и обобщение результатов исследования

Вложенные файлы: 1 файл

магистерская.docx

— 99.51 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Анализ игровых методик,  применяемых на уроках 

 

В число наиболее значимых проблем, которые совместными усилиями пытаются преодолеть современные педагоги начальной школы и учреждений дополнительного образования входят неудовлетворительный уровень психофизического здоровья, интеллектуального развития и эмоционального благополучия детей; утрата ими открытости окружающему  миру положительного самоощущения, здорового  детского любопытства и творческого  потенциала, инициативности; сохранение формальной, «ЗУНовской» ориентации образования; преобладание «безличного» стиля общения взрослых с детьми и др. В совокупности они обусловливают, с одной стороны, необходимость совершенствования уже имеющихся подходов к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса в начальном звене, а с другой — целесообразность разработки новых, рационально выстроенных и действенных педагогических технологий.

 

Одним из возможных средств  изменения сложившейся негативной ситуации видится более широкое  и осознанное использование педагогами тех ресурсов, которыми обладает детская  игра. В жизни младшего школьника  она занимает сильные позиции  развивающей и развивающейся  деятельности, а при условии методически  корректного отношения к ней способна стать универсальным средством, обеспечивающим широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей.

 

«Разнообразная» полезность игры известна не одно столетие, однако в современных условиях особый акцент следует сделать на ее роли в формировании познавательной активности и развитии творческих способностей детей, развитии умения самостоятельно добывать знания. Кроме того, игра позволяет младшим  школьникам комфортно и наиболее «приятными» способами приспособиться к изменившимся пространственным условиям, большому количеству новых людей  — взрослых и сверстников, неизменным условиям (режиму, правилам поведения) [9, с. 21]. Она помогает органично войти  в новую социальную ситуацию, естественно  и с малыми «затратами» приобрести новый статус — статус ученика, постепенно овладеть умениями и навыками новой  деятельности — учения, сохранив и  преумножив при этом достижения дошкольного  периода развития [10, с. 73].

 

Важен также и вклад  игры в становление субъектности младшего школьника. В процессе игры ее участники, находясь в субъектной позиции, исподволь приобретают и совершенствуют умения определять замысел игры и устанавливать ее правила, эффективно регулировать ход и качество игрового взаимодействия, выстраивать адекватные межличностные отношения, возникающие по поводу игры [11, с. 6]. Все это позволяет в дальнейшем перенести опыт действования в качестве субъекта игровой деятельности и на другие виды деятельности — учение, общение, труд, а саму игру рассматривать в качестве действенного средства социализации детей группы риска.

 

Разумеется, лишь одна или  несколько игр, даже самых лучших, не могут обеспечить успеха в решении  всех стоящих задач. В то же время  вредит педагогическому процессу стихийное  и неумеренное использование  игр, которое фактически превращает их в лучшем случае в игры формальные, или псевдоигры, уже давно наскучившие и детям, и самому педагогу. Поэтому наиболее удобной стратегией педагогической деятельности является конструирование и реализация в работе с детьми младшего школьного возраста целостных игровых программ — т.е. систематизированных наборов игр, которые направлены на достижение тех или иных задач и предлагаются детям в соответствии с поэтапной логикой пространственно-временного развертывания игрового воздействия. Педагогу необходимо овладеть, с одной стороны, умениями конструировать и реализовывать в практической работе игровые развивающие программы, и с другой — умениями использовать резервы игры, которые заложены в ней самой и в тех ее видах и формах, которые присутствуют в реальной жизни детей. Присущие игре адаптирующая, дидактическая, воспитательная, развивающая, коррекционно-развивающая и др. функции должны быть осознаны и освоены педагогами с тем, чтобы избежать многочисленных случайностей, нелепостей и грубых ошибок, которые возможны при бессистемном, некорректном и просто неразумном включении игры в учебно-воспитательную работу с детьми.

 

Таким образом, значение игры невозможно исчерпать и оценить  развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

 

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

 

• в качестве самостоятельных  технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

 

• как элемент более  общей технологии;

 

• в качестве урока или  его части (введение, контроль);

 

• как технология внеклассной  работы.

 

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации  педагогического процесса в форме  различных педагогических игр. В  отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком  — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью [9, с. 22]. Игровая форма  занятий создается на уроках при  помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

 

Приведем несколько примеров из практики работы на уроке грамматики (1 класс).

 

При изучении темы «Звук [р], [р‘] и буква Р» [12, с. 27-28] учителем используется звуковые эффекты: Стук в дверь. В класс к ребятам приходит письмо о помощи от старика и старухи; игровые элементы: Забрасываем невод. (Учитель бросает мяч и задает вопрос, учащиеся отвечают и отдают мяч обратно) – с проведением игры «Ты мне, я тебе». Забрасываем второй раз невод – работа по картинке, по рядам. Забрасываем третий раз, невод – Приходит рыбка, и дети разгадывают загадку о рыбке. Приплыла золотая рыбка и подарила старику дом. Только угадайте, кто живет в этом доме? Что за гостья к нам пришла? Знакомство с буквой Р. После целых рядов вопросов и заданий проводится игра-чистоговорка. Затем после работы в тетрадях и работы с букварем проводятся игры на смекалку (Ребусы. Какую букву вставить: … Найди слова в слове ….). В заключении «строим дом настроения» - всем вручаем рыбку.

 

Еще К.Д.Ушинский советовал  включать элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд учащихся [13, с. 13]. Это позволяет снова организовывать и делать более продуктивной работу школьников. При разработке игр необходимо следить за тем, чтобы учебные  задания предлагались именно как  задания, но дети при выполнении их все-таки играли.

 

Реализация игровых приемов  и ситуаций при урочной форме  занятий происходит по следующим  основным направлениям:

 

• дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой  задачи;

 

• учебная деятельность подчиняется правилам игры;

 

• учебный материал используется в качестве ее средства;

 

• в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который  переводит дидактическую задачу в игровую;

 

• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым  результатом.

 

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у  учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют  свои силы, развивают способности  и умения. Она помогает сделать  любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

 

Высоко оценивая процесс  игры, В.А.Сухомлинский писал: "Без  игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающей действительности. Игра - есть искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

 

Игра — школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она  отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает  о том, что чему-то учится. В обычной  школе нетрудно указать источник знаний. Это учитель — лицо обучающее. Процесс обучения может вестись  в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии  свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью  контроля). В игре нет легко опознаваемого  источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается  на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и  желанна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Понятие «технология обучения»  на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается  как системный метод создания, применения и определения всего  процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

 

С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов  и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной  информации, с другой — это наука  о способах воздействия преподавателя  на учеников в процессе обучения с  использованием необходимых технических  или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи  и взаимообусловленности.

 

Традиционной целью школьного  образования многие годы было овладение  системой знаний, составляющих основы наук. Память учеников загружалась  многочисленными фактами, именами, понятиями, алгоритмами. Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.

 

Внедрение педагогических технологий позволяет планировать результаты обучения. Это происходит потому, что  цели ее диагностичны и операциональны. Эффективностью образовательного процесса можно управлять, если цели представлены и предъявлены участникам образовательного процесса в виде планируемых результатов обучения.

 

В связи с тем, что в  настоящее время интенсивно развиваются  педагогические технологии и появилось  много различных направлений (творческие мастерские, различные виды контроля знаний и т.п.), возникает необходимость  их описания и анализа. При этом можно  отметить, что в одних случаях  технологии вырастают из теории (Ш.А. Амонашвили, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, Л.В. Занков, И.П. Иванов, П.Я. Гальперин, В.Ю. Кричевский, Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин и др.). В других случаях технологии вытекают из практики (Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, А.А. Окунев, В.Ф. Шаталов, С.Д. Шевченко, В.В. Шейман и др.).

 

При описании педагогических технологий нередко не удается технологически выйти на психические процессы и  функции, в частности на такие  процессы, как понимание, принятие.

 

Внедрение педагогических технологий в практику требует проверки и  обоснования психологических механизмов. При описании технологии актуальной остается проблема нахождения психического материала, конструкций, процессов. Присутствует множественность толкований этих понятий, что приводит к не очень строгому описанию педагогических технологий.

 

Педагогические технологии должны обеспечить становление личности, успешной в профессиональной и семейной сферах, находящейся в согласии с  другими людьми и с самим собой (А.Маслоу, К. Роджерс, Д. Снигг, А. Комбс, К. Хорни и др.).

 

В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз).

 

Прежде всего, следует  учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.

 

Сложность определяется многообразием  форм игры, способов участия в них  партнеров и алгоритмами проведения игры. Социокультурная природа игры очевидна, что делает ее незаменимым элементом обучения. В процессе игры:

 

— осваиваются правила  поведения и роли социальной группы класса (минимодели общества), переносимые затем в «большую жизнь»;

 

— рассматриваются возможности  самих групп, коллективов — аналогов предприятий, фирм, различных типов  экономических и социальных институтов в миниатюре;

 

— приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;

 

— накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными  средствами — наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.

Информация о работе Внедрение инновационных образовательных технологий в школе