Внедрение инновационных образовательных технологий в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:51, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с вышеизложенным, цель нашего исследования – изучить классификацию современных педагогических технологий и определить место игровых технологий в учебном процессе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого–методическую и научно–методическую литературу о роли педагогических технологий в учебном процессе.
2. Раскрыть роль и значение игровых технологий в повышении результативности в обучении школьников. Дать характеристику игры как метода обучения.
3. Исследовать позитивные стороны уроков с игровой состязательной основой.

Содержание

ческие основы изучения инновационных образовательных технологий
Характеристика инновационных образовательных технологий
Особенности внедрения инновационных образовательных технологий в школе
Алгоритм внедрения инновационных образовательных технологий в школе

Опытно-экспертная работа по внедрению инновационных образовательных технологий в школе
Диагностика внедрения инновационных образовательных технологий на уроках русского языка
Реализация алгоритма внедрения инновационных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Анализ и обобщение результатов исследования

Вложенные файлы: 1 файл

магистерская.docx

— 99.51 Кб (Скачать файл)

 

г) Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической  сущностью, психотерапевтической направленностью  на поддержку личности, помощь ей. Они, отвергая принуждение, «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви  к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы.

 

д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

 

е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку  свободы выбора и самостоятельности  в большей или меньшей сфере  его жизнедеятельности. Осуществляя  выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя  к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

 

ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании — Истине и  путях, ведущих к ней. Педагогический процесс — это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В  эзотерической парадигме сам  человек (ребенок) становится центром  информационного взаимодействия со Вселенной.

 

•Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

 

•По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:

 

- массовая (традиционная) школьная  технология, рассчитанная на усредненного  ученика;

 

- технологии продвинутого  уровня (углубленного изучения предметов,  гимназического, лицейского, специального  образования и др.);

 

- технологии компенсирующего  обучения (педагогической коррекции,  поддержки, выравнивания и т.  п.);

 

- различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);

 

- технологии работы с  отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

 

•И, наконец, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и  модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

 

Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

 

Обычно комбинированную  технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, вносит наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий.

 

а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

 

К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е. Н. Ильина и др.

 

б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые  технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных  сигналов В. Ф. Шаталова, коммуникативное  обучение Е. И. Пассова, и др.

 

в) Педагогические технологии на основе эффективности организации  и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В. В. Фирсов, Н. П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А. С. Границкая, И. Унт, В. Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С. Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И. Д. Первин, В. К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.

 

г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П. М. Эрдниева, технология «Диалог культур» В. С. Библера и С. Ю. Курганова, система «Экология и диалектика» Л. В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М. Б. Воловича и др.

 

д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: обучение по Л. Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и др.

 

е) Альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования А. М. Лобка.

 

ж) Наконец, примерами комплексных  политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных — «Школа самоопределения» А. Н. Тубельского, «Русская школа» И. Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е. А. Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана и др.).

 

Т. И. Шамова и Т. М. Давыденко предлагают следующий вариант подхода к технологиям (таблица 4, приложение 4).

 

Весьма интересную классификацию  педагогических технологий предложил  профессор Ростовского государственного университета В. Т. Фоменко [3, с. 36]:

 

•Технологии, предполагающие построение учебного процесса на деятельностной основе.

 

Традиционное обучение оценивается  как малодеятельностное, излишне созерцательное, в противовес чему и используется эта технология. Она предполагает несколько планов действий:

 

- предметный план действий;

 

- внешнеречевой план действий;

 

- свернутый, или сокращенный  план действий, т. е. «про себя».

 

Обучение, в особенности  в старших классах, в большинстве  случаев является словесным, и это  обстоятельство — один из гносеологических источников формальности знаний учащихся. Чтобы реализовать внешнеречевую деятельность учащихся, новаторы находят выход: запись каждым учеником собственной речи на пленку с последующим прослушиванием. Необходимо помочь учащимся пересмотреть свое отношение к домашней работе (прочитав сложный материал, проложи, пересказывая, тропу в буреломе понятий, событий, фактов, с которыми только что имел дело при выполнении домашней работы).

 

Действия «про себя» —  это план таких действий, которые  сжимают, уплотняют в сознании ребенка  информацию в более емкие категории. Реализации такого плана действий, т. е. «про себя», должна способствовать компьютерная оснащенность учебного процесса (управление мыслительной деятельностью  посредством компьютера, переходящее  в самоуправление). Поэтому необходимо внедрять компьютерные учебные программы  — в этом надежда на улучшение  дела.

 

Характеризуя же технологию в целом, надо подчеркнуть, что все  три плана действий должны быть сбалансированно представлены в нашем бескомпьютерном пока обучении.

 

•Технология, предполагающая построение учебного процесса на концептуальной основе.

 

Концептуальная основа предполагает:

 

- вычленение единой основы;

 

- вычленение сквозных  идей курса;

 

- вычленение межпредметных идей.

 

Истинный учитель приходит на урок с гибкой моделью предстоящего процесса в голове, которой и предусматривается  динамическая дозировка содержания с дифференциацией на более существенное и менее существенное. Для чего она необходима? Освоенное ребенком ключевое понятие есть та «вершина», с которой хорошо обозревается все  поле фактов, охватываемое этим понятием, оно становится ориентиром действий высокого уровня обобщений.

 

Рассматриваемая технология означает вычленение сквозных идей учебного процесса. Это необходимо для того, чтобы не было перекосов в пределах такой крупной единицы образовательного процесса, как учебный курс. Хотя перекос на отдельном уроке не страшен. Вспомним В. А. Сухомлинского, его слова о том, что не тот урок хорош, который прошел строго по плану, а тот, на котором, возможно, были отклонения от плана, но который учитель смог адаптировать к возникшей ситуации процесса. Допущенный учителем в силу ситуации «перекос» урока в одну сторону может быть исправлен «перекосом» другого урока в иную сторону, так что общая равнодействующая процесса будет «правильной». Если же допущен «перекос» учебного курса, это плохо.

 

Наконец, рассматриваемая  технология предписывает вычленение межпредметных идей. Итогом рассматриваемого построения учебного процесса являются особо ценные, межсистемные способы мышления (здесь необходимы интегрированные курсы).

 

•Технология, предполагающая построение учебного процесса на крупноблочной  основе.

 

Такая технология является альтернативной тем технологиям, которые  ориентируют на последовательное построение обучения. Последнее хорошо иллюстрируется таким примером, как последовательное изучение личных, определенно-личных, обобщенно-личных, неопределенно-личных, безличных предложений в курсе  русского языка. Оно осуществляется в течение целого ряда уроков. Поскольку  между предложениями можно усмотреть  закономерность — нарастание определенности, то это позволяет все предложения  изучать на одном уроке, что даст лучшие результаты.

 

Крупноблочная технология (научная  разработка Н. Эрдниева и В. Шаталова) предполагает ряд интересных в дидактическом  отношении приемов; например, объединение  нескольких правил, определений, характеристик  в одном определении, одной характеристике, что увеличивает их информационную емкость.

 

Крупноблочная технология имеет  свою двухлинейную логическую структуру урока: повторение «по связи» осуществляется в течение всего урока и служит своевременным фоном, на котором изучается новый материал.

 

Этой технологией предъявляются  свои требования к использованию  в обучении наглядных средств. Речь идет о сбережении во времени и  пространстве ассоциативно связанных  схем, чертежей, диаграмм. На этом (симметрия, полусимметрия, асимметрия) основаны получившие распространение опорные сигналы. Объединение материала в очень крупные блоки (вместо 80—100 учебных тем - 7— 8 блоков) может привести к новой организационной структуре учебного процесса. Вместо урока основной организационной единицей может стать учебный день (биологический, литературный). Создается возможность более глубокого погружения учащихся в изучаемый предмет. Четыре урока, например, литературы по 30 минут. У М. Щетинина трижды-четырежды повторяются в течение учебного года предметные недели.

 

•Технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей  основе.

 

Классическая дидактика  ориентирована на обучение от известного к неизвестному: иди, так сказать, вперед, глядя назад. Новая дидактика, не отрицая пути движения от известного к неизвестному, в то же время обосновывает принцип перекрестной деятельности учителя. На линии которой располагаются опережающие задания, опережающие наблюдения и опережающие эксперименты как разновидности опережающих заданий, изложенных с элементами опережения. Перечисленное в совокупности называют опережением; оно способствует эффективной подготовке учащихся к восприятию нового материала, активизирует их познавательную деятельность, повышает мотивацию учения, выполняет другие педагогические функции.

 

Идею опережения, положенную в основу обучения С. Лысенковой, С. Соловейчик назвал гениальной [3, с. 41]. В отличие от двухлинейной логической структуры урока, характерной для крупноблочного обучения, опережающая технология имеет трехлинейную структуру урока. Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал. Складывается новая для дидактики система понятий, раскрывающая сущность опережения: частота опережений, длина или дальность опережения (ближнее опережение — в пределах урока, среднее — в пределах системы уроков, дальнее — в пределах учебного курса, межпредметные опережения).

 

Способный и опытный учитель  видит будущее, знает не только свой предмет, каким-то шестым чувством чувствует, как настроены его ученики, стремится  работать по опережающей системе.

 

•Технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе.

 

Распространенные объяснительно-репродуктивные технологии не в состоянии обеспечить развитие и саморазвитие учащихся. Они могут дать приращение знаний, умений, навыков, но не приращение развития. Чтобы обеспечить развитие, необходимо ввести учебный процесс «в зону ближайшего развития» (Л. Выготский, Л. Занков). Этим и обладает проблемное обучение. Оно предполагает наличие особого, внутренне противоречивого, проблемного содержания; но чтобы обучение приобрело проблемный характер, этого недостаточно.

 

Проблемы с объективной  необходимостью должны возникнуть в  сознании учащихся через проблемную ситуацию.

 

Проблемная технология предполагает раскрытие того способа, который  приведет к проблемному знанию. Следовательно, ученик должен уходить с урока  с проблемой.

 

Обратим лишь внимание на то, что логическая структура проблемного  урока имеет не линейный характер (одно-, двух-, трехлинейный), а более  сложный — спиралеобразный, «криволинейный»  вид. Логика учебного процесса здесь  проявляется очень зримо. Если в  начале урока, предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока  будет направлен на разрешение проблемы, то учителю и учащимся периодически придется возвращаться к началу урока, к тому, как была поставлена проблема.

 

•Технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой  и эмоционально-психологической  основе, оказалась наименее научно разработанной.

 

Личностно-смысловая организация  учебного процесса предполагает создание эмоционально-психологических установок. Прежде чем изучать, например, теоретический  материал, учитель посредством ярких  образов воздействует на эмоции детей, создавая у них отношение к  тому, о чем пойдет речь. Учебный  процесс оказывается личностно-ориентированным. Снова вспомним В. А. Сухомлинского, писавшего, что «чтение есть прежде всего человеческие отношения, а  подлинное обучение характеризуется  обстановкой эмоционального пробуждения  разума» [3, с. 42].

Информация о работе Внедрение инновационных образовательных технологий в школе