Влияние философии и психологии на теорию воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 10:00, реферат

Краткое описание

Глубокое воздействие на педагогическую теорию и практику школьного дела оказал в начале 19 в. неогуманизм, представители которого выдвигали всестороннее развитие личности как главный идеал общественного воспитания. Содержание образования в классической гимназии было разработано Ф. А. Вольфом. В. Гумбольдт и И. В. Зюферн способствовали распространению в герм. нар. школах методов обучения Песталоцци.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по теории воспитания.doc

— 40.50 Кб (Скачать файл)

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ

СТУДЕНТА ДОШКОЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА

ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ 2 КУРСА

СПЕЦ.: «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

НЕМКИНА ВИТАЛИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2005г.

ВЛИЯНИЕ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ НА ТЕОРИЮ ВОСПИТАНИЯ.

Первые попытки осмысления практики воспитания с учётом потребностей общества относятся к эпохе расцвета рабовладельческих государств в средиземноморских странах. Высказывания о цели, задачах, содержании и средствах воспитания (конечно, только для свободнорождённых) занимали видное место в сочинениях Демокрита, Платона, Аристотеля и др. древнегреческих философов. Эти высказывания не были самостоятельными педагогическими теориями, а являлись компонентами философских систем или проектов организации общества. Для последующего развития педагогической мысли большое значение имели идеи древнегреческих философов об опоре воспитания на принципы этики и психологии, о единстве умственного, нравственного и физического воспитания, о возрастной периодизации развития человека (Греция). В Древнем Риме возник особый интерес к проблемам организации, содержания и методов обучения в  риторских школах.

Стремление к освобождению человеческой мысли от религиозных догматов, возрождение интереса к самому человеку в его повседневной деятельности, характерное для эпохи разложения феодального общества и зарождения капиталистических общественных отношений (14-16 вв.), отразились и на педагогических воззрениях. В различных по жанру сочинениях гуманистов эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень.) выдвигались идеи всестороннего и гармоничного развития духовных и физических сил человека, светского образования на базе  усвоения культурного наследия античного мира и достижений бурно развивавшихся в тот период научных знаний.

История П. как целостной теории воспитания человека начинается с эпохи первых буржуазных революций в Европе и связана с именем чешского мыслителя Я. А. Коменского, который, обобщив и теоретически осмыслив практику европейского воспитания, создал стройную педагогическую систему. В "Великой дидактике" Коменского рассмотрены основные проблемы обучения и воспитания. Коменский явился основоположником классно-урочной системы обучения.

Педагогическая теория Коменского была органичной частью его широкой социально-политической концепции, изложенной в капитальном труде "Общий совет об исправлении дел человеческих", одна из частей которого "Пампедия" полностью посвящена педагогическим вопросам. В частности, в ней впервые сформулирована и раскрыта идея непрерывного образования и воспитания человека на протяжении всей жизни, изложены требования к подготовке книг как главного инструмента образования и т.д.

Начиная с эпохи Английской буржуазной революции 17 в. в развитии педагогической мысли можно выделить два основных течения: с одной стороны, продолжала сохранять господствующее положение клерикально-феодальная концепция воспитания, с другой - начинает складываться новая, буржуазная трактовка воспитания как средства формирования деятельного человека, подготовки его к жизненной борьбе за собственное благополучие

Наиболее, видным педагогом Германии 17 в. был Ратке, который предпринял попытку рассмотреть всю совокупность педагогических проблем с точки зрения дидактики. Педагогические идеи пиетизма получили отражение в трудах А. Г. Франке, обосновавшего применение трудового обучения, впервые в истории европейской школы введённого им в различных учебно-воспитательных учреждениях - от дет. дома до дворянской гимназии ("педагогиума"). Крупным педагогическим движением этой эпохи стал филантропизм, основоположник которого И. Б. Базедов и его сотрудники сделали важный шаг в создании систематической теории обучения и воспитания на основе анализа практики экспериментальных учебных заведений. Улучшению работы сельских школ способствовали педагогические сочинения и учебные пособия Ф. Э. Рохова.

В 18 в. теоретическая разработка вопросов воспитания осуществлялась главным образом в рамках Просвещения. В разработке же собственно педагогической проблематики важным этапом была деятельность швейцарского педагога-демократа И. Г. Песталоцци, который попытался построить теорию воспитания и обучения на базе данных психологии. Опыт и мысли Песталоцци, касавшиеся развития ребёнка в процессе обучения и воспитания, вопросов трудового обучения, методов первоначального обучения чтению, письму, счёту, географии и др., явились стимулом для развития науки о воспитании в 1-й половине 19 в. Песталоцци был первым теоретиком народной школы.

Эпоха Просвещения в Г. получила наиб, глубокое выражение в филос. трудах И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, И. Г. Фихте, давших важные импульсы развитию педагогики. Широкий обществ, резонанс вызвали просветительские идеи, художественно воплощённые в произведениях Г. Э. Лессинга, И. В. Гёте, Ф. Шиллера. Под влиянием идей Великой франц. революции нем. педагогами были составлены несколько проектов организации "национального воспитания", которое, по их убеждению, могло обеспечить духовное обновление нации, подготовить поколения активных, полезных всему обществу граждан. Особую известность получил план национального воспитания Фихте.

В 1-й половине 19 в. немецкий педагог, психолог и философ И. Ф. Гербарт сделал попытку представить педагогику в виде научно обоснованной теории, опирающейся на философию и психологию (первая обосновывает цели воспитания, вторая позволяет отыскать правильные пути достижения этих целей). В конце 19 в. возникло движение так называемой реформаторской педагогики. Её сторонники выражали интересы различных слоев буржуазии (боровшихся между собой, но единодушно выступавших против пролетариата и его идеологии), но вместе с тем они критиковали схоластическое содержание и догматические методы обучения в школе, подавлявшей личность учащихся. изменение содержания школьного образования, усиление воспитательного аспекта деятельности школы. Идеи и концепции таких деятелей реформаторской педагогики, как Дж. Дьюи,  Л. Гурлитт, Г. Шаррельман, О. Декроли, М. Монтессори, А. Ферьер и др., господствовали в буржуазной педагогики до середины 20 в., но сохранили в той или иной мере своё влияние и до настоящего времени.

Глубокое воздействие на педагогическую теорию и практику школьного дела оказал в начале 19 в. неогуманизм, представители которого выдвигали всестороннее развитие личности как главный идеал общественного воспитания. Содержание образования в классической гимназии было разработано Ф. А. Вольфом. В. Гумбольдт и И. В. Зюферн способствовали распространению в герм. нар. школах методов обучения Песталоцци.

В области педагогики идеи классической немецкой философии пытался применить Ф. Д. Шлейермахер, уделивший особое внимание проблеме взаимоотношений воспитания и государственной власти. И. Ф. Гербарт впервые поставил вопрос о самостоятельности педагогики и создал развитую теорию, опиравшуюся на данные философии и психологии. Во 2-й пол. 19 в. гербартианство получило распространение в др. странах. Как прикладную психологию рассматривал педагогику Ф. Э. Бенеке.

Под влиянием обществ, подъёма в годы Революции 1848-49 сформировалось демократическое направление в немецкой педагогике, ведущими теоретиками которого выступили Ф. А. Дистервег, Ф. Фребель (их идеи получили международную известность) и К. Ф. Вандер.

В обстановке нарастания полит, активности нем. рабочего класса его требования в области образования выразила рев. программа герм, социал-демократии, принятая на съезде партии в Эйзенахе (1869). Социал-демократы А. Бебель и К. Либкнехт стали первыми крупными пропагандистами марксистской концепции воспитания и образования. Значит, вклад в разработку этих идей внесли К. Цеткин и К. Либкнехт.

В кон. 19 - нач. 20 вв. в Германии стали распространяться различные течения реформаторской педагогики (германские варианты теорий нового воспитания, свободного воспитания), выступавшие с критикой существовавшей школьной системы за отрыв содержания образования от требований жизни, за господство устаревших методов обучения. Среди этих течений - педагогика личности, социальная педагогика, экспериментальная педагогика. Почти все представители этих теорий причисляли себя к сторонникам трудовой школы, хотя это понятие трактовалось ими различно. Наиб, полно в Г. концепция трудовой школы была выражена в трудах Г. Кершенштейнера. Цели и практическая реализация этих теорий ориентировались на сложившуюся школьную систему. Вместе с тем представителям реформаторской педагогики удалось добиться определённой активизации обучения, обогащения содержания школьного образования и воспитания. Метод, находки некоторых педагогов вошли в практику школ в годы Веймарской республики.

Ещё на рубеже 19-20 вв. в нем. педагогике значит, влияние приобрели элитарные теории образования и воспитания, возникшие под влиянием философии Ф. Ницше. Против них выступали демократически настроенные педагоги, одним из организационных центров которых стал (с 1919) Союз решительных реформаторов. Его гл. теоретиками выступали социал-демократы 3. Каверау и П. Эстрейх. Полемику с проявлениями национализма и шовинизма в педагогической теории и школьной практике вели коммунисты Э. Гёрнле и Т. Нёйбауэр. В 20-х гг. в рамках Интернационала работников просвещения (основан в 1919) развивалось сотрудничество демократического крыла учительства Германии и советских педагогов.

Поворотным пунктом в становлении и развитии подлинно научной педагогики явилось создание К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине 19 в. теории диалектического и исторического материализма. Сформулированное основоположниками научного коммунизма положение о том, что  сущность человека - это совокупность общественных отношений, которые он переносит" на себя в процессе общественно-практической деятельности, что люди, активно воздействуя на окружающую природу и общественную среду, изменяют тем самым и свою собственную природу, выявило пути и факторы социального формирования личности.  В трудах Маркса и Энгельса вскрыт классовый характер воспитания в классовом обществе и в общей форме рассмотрены: содержание и методы формирования всесторонне и гармонически развитого человека; задачи, содержание и методы политехнического образования; формы и методы соединения обучения с производительным трудом; соотношение между семейным и общественным воспитанием. Основные положения марксистского учения о воспитании были развиты и конкретизированы В. И. Лениным: в социалистическом обществе у подрастающего поколения должно быть сформировано материалистическое мировоззрение, выработаны коммунистические убеждения и высокие нравственные качества. Средствами для достижения этой цели являются широкое научное образование на политехнической основе, связь обучения с производительным трудом, активное участие молодёжи в практике строительства нового общества. Учение Ленина о социалистической культуре, просвещении и коммунистическом воспитании стало основой советской педагогики.

 



Немкин Виталий


Информация о работе Влияние философии и психологии на теорию воспитания