Влияние театрализованных игр на формирование актерских способностей детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить особенности развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Объект исследования – процесс развития актерских способностей детей.
Предмет исследования – театрализованная деятельность как средство развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретические основы влияния театрализованных игр на развитие актерских способностей детей дошкольного возраста ……………………………………………..

5
1.1. Влияние театрализованных игр на развитие актерских способностей детей в психолого - педагогической литературе…………………………………………………

5
1.2. Психологические механизмы формирования актерских способностей у детей дошкольного возраста…………………………….

8
1.3 Особенности развития актерских способностей в игровой деятельности дошкольников……………………………………………….

10
Глава 2. Пути и средства формирования актерских способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….

14
2.1 Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста……..

14
2.2 Создание педагогических условий для развития творческих способностей.
17
2.3 Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента…………………………………………………………………
21
Заключение ………………………………………………………………….
24
Список используемой литературы ………………………………………
26
Приложение ………………………………………………………………….
28

Вложенные файлы: 1 файл

куртнезирова.docx

— 623.06 Кб (Скачать файл)

12. Куцакова Л.В., Мерзлякова  С.И. Воспитание ребенка дошкольника:  Программно-методическое пособие.  М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2006. – 244 с.

13. Маханева М.Д. Театрализованные  занятия в детском саду: Пособие  для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 232 с.

14. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1989. - №1.-23с.

15. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная Пресса, 2004. – 190 с.

16. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: АРКТИ, 2010. – 266 с..

17.Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5. с. 21-27.

18. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 1989. с. 78-80.

19. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1972.

20. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.

21.   Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 г. 65 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                        Этюд «Под дождиком»

Цели:- учить детей выражать эмоции радости и грусти.

         - воспитывать эмоциональную отзывчивость  на музыку.

         -учить имитировать простейшие  движения.

         - развивать ориентировку в пространстве.

         -развивать мелкую моторику рук.

Оборудование и материалы: большой зонт, аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого  ребенка.

                                        Ход этюда.

Дети начинают бегать под  «дождиком», подставлять ладошки  под его «капли». Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу – настоящий  ливень! Взрослый открывает зонт и  зовет детей, предлагая спрятаться от дождя. Педагог под зонтом с  радостью встречает детей, имитирует  движения - как будто вытирает им носики, ручки, стряхивает капли дождя  с одежды, приглашая делать то же самое и детей.

Затем педагог предлагает детям самим побыть «дождиком». Он просит их сделать капельки из синей  бумаги( разорвать синюю бумагу на мелкие кусочки, скатать их в маленькие  шарики), а затем подбросить их вверх. Педагог показывает, как можно  бросать капельки на себя или на другого ребенка.

                                           Этюд « Капельки»  

Цели:- учить детей выражать эмоции радости и грусти.

         - воспитывать эмоциональную отзывчивость  на музыку.

         - развивать ориентировку в пространстве.

 

Оборудование: аудиозапись  шума дождя, листы синей бумаги для  каждого ребенка.

 

                                        Ход этюда.

Дети делают « капельки», подбрасывают их, стараясь « намочить»  как можно больше окружающих.

Потом взрослый обращает внимание детей на то, что дождь закончился, выглянуло солнце и можно погулять, побегать по полянке.

 

                                       Этюд «Под дождиком»

Цели:- учить детей выражать эмоции радости и грусти.

         - воспитывать эмоциональную отзывчивость  на музыку.

         -развивать ориентировку в пространстве.

        - развивать  общую и мелкую моторику.

 

Оборудование: аудиозапись  шума дождя, маленькие зонтики( по одному на двоих детей).

                                            Ход этюда.

Дети начинают бегать под  « дождиком», подставлять ладошки  под его «капли».Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу- настоящий  ливень! Взрослый раздает детям зонтики  и предлагает им, прижавшись друг к  другу, спрятаться от дождя под зонтиком. Педагог обыгрывает ситуацию: дети радуются тому, что стоят близко друг к другу, вместе держат зонт, могут  общаться друг с другом. Педагог  предлагает детям погулять под зонтами, посмотреть вокруг, поговорить друг с  другом.

 

                                            Этюд «Ежи». 

Цели:- формировать умение управлять куклой- бибабо.

          - учить имитировать движения, характерные  для ежа.

          - воспитывать умение играть рядом  друг с другом, взаимодействовать  друг с другом.

 

Оборудование: куклы- бибабо, аудиозапись различных по характеру  мелодий.

                                               Ход этюда.

Педагог просит детей подойти  к зеркалу и имитировать движения, характерные для ежа, сопровождая  их звукоподрожанием: «пых-ппых».

Звучит тревожная музыка. Педагог просит показать, что делаю  ежи, когда они испуганы, боятся. Дети «сворачиваются» в клубочек (сгибают спинку). Педагог просит предположить: что или кто так  напугал ежей? Дети предлагают свои варианты ответов.

Звучит спокойная музыка. Педагог сообщает, что опасность  миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться, потом полежать, отдохнуть  на лесной полянке.

 

                                     Этюд «Идем по лесу»

Цели:- формировать умение имитировать движения, подражая действиям  педагога.

         - воспитывать у детей бережное  и доброе отношение к природе.

Оборудование: декорации  осеннего леса- листья, шишки, грибы, пеньки.

                                             Ход этюда.

Идем по густому лесу

( дети выпрямляются, идут  осторожно).

Мешают идти ветки (отодвигают руками ветки).

Надо перешагнуть через  поваленное дерево

( высоко поднимают ноги, как бы перешагивая),

обойти пень ( останавливаются  и обходят по кругу).

Вот опять мешают идти ветки (осторожно идут вперед),

Сучки в глаза попадают (отодвигают руками ветки, поочередно отводят их в стороны).

 

 

                                    Этюд «Летящие листья»

 Цели:- уточнять представления  об осени.

          - учить имитировать движения, подражая  действиям педагога.

          - воспитывать у детей бережное  и доброе отношение к природе.

          - обогащать двигательный опыт  детей.

Оборудование: осенние листочки.

                                           Ход этюда.

Последний листок ( ребенок  берет один листок),

Унеси меня в лесок

(держит его перед собой  двумя руками).

Ветер дунул(дует на листок и бежит,

Держат  листок перед собой)-

Я лечу, лечу, лечу…

 

                                    Этюд «Радость и грусть»  

Цели:- познакомить детей  с выражением эмоций радости и  грусти.

Оборудование: - набор рисунков с изображением лиц с разными  эмоциями.

                                             Ход этюда.

Стоя перед зеркалом, вместе с педагогом дети изображают на лице грусть и радость.

 

 

 

 

 

 

Театральные игры

 

 Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

 Игра «Веселые обезьянки».

 Педагог. Представьте,  что вы все обезьянки и сидите  в клетке в зоопарке. Одного  из вас мы выбираем на роль  посетителя зоопарка. Он будет  стоять в центре и делать  различные движения и жесты.  «Обезьянки» передразнивают посетителя, точно повторяют его жесты  и движения. С помощью считалки  выбирают «посетителя»:

 

 Над лучами, над водой 

 Хлынул дождик проливной. 

 А потом повисло 

 В небе коромысло. 

 Ребятишек радует 

 Золотая радуга.

(М. Лопыгина. Радуга)

 

 «Посетители» в течение игры меняются несколько раз.

 Игра «Поварята».

 Дети делятся на  две команды (рассчитываются на  первый-второй). Первая команда готовит  первое блюдо, а вторая —  салат. Каждый ребенок придумывает,  каким продуктом он будет: луком,  морковью, свеклой, капустой, петрушкой,  перцем, солью и т. п. — для  первого блюда; картофелем, огурцом,  луком, горошком, яйцом, майонезом  и т. п. — для салата.

 Затем все дети становятся  в круг — получается «кастрюля» — и поют песню (импровизация):

 Сварить можем быстро  мы борщ или суп 

 И вкусную кашу из  нескольких круп,

 Нарезать салат и  простой винегрет,

 Компот приготовить  — вот славный обед.

 

 Дети останавливаются,  а ведущий (педагог) по очереди  называет, что он хочет положить  в кастрюлю. Узнавший себя ребенок  входит в круг. Когда все «компоненты»  блюда окажутся в круге, ведущий  предлагает приготовить другое  блюдо.

 

Игра «Одно  и то же по-разному»

Дети в творческом полукруге. Один ребенок придумывает свой вариант  поведения, а дети должны догадаться, чем он занимается и где находится (человек идет, сидит, бежит, поднимает  руку, слушает и т. д.).

 

 Одно и то же действие  в разных условиях выглядит  по-разному. Дети делятся на  творческие группы, и каждая получает определенное задание.

I группа получает задание сидеть. Возможные варианты:

 — сидеть у телевизора;

 — сидеть в цирке;

 — сидеть в кабинете  врача;

 — сидеть у шахматной  доски;

 — сидеть с удочкой  на берегу реки и т. п.

II группа получает задание идти. Возможные варианты:

 — идти по дороге;

 — идти по горячему  песку;

 — идти по палубе  корабля;

 — идти по бревну  или узкому мостику;

 — идти по узкой горной тропинке и т.д.

 

 

III группа получает задание бежать. Возможные варианты:

 — бежать, опаздывая  в театр;

 — бежать от злой  собаки;

 — бежать, попав под  дождь;

 — бежать, играя в жмурки, и т.д.

IV группа получает задание  размахивать руками. Возможные варианты:

 — отгонять комаров;

 — подавать сигнал  кораблю, чтобы заметили;

 — сушить мокрые  руки и т.д.

V группа получает задание  ловить зверюшку. Возможные варианты:

 — ловить кошку;

 — ловить попугайчика;

 — ловить кузнечиков  и т.д.

 

 Педагог и зрители  отмечают, кто правильно выполнил  задание.

 

 Игра «Превращение  предмета».

 Сначала педагог объясняет  детям: «В театре зритель верит  в то, во что верит актер.  Сценическое отношение — это  умение с помощью веры, воображения  и фантазии изменить свое отношение  к предмету, месту действия или  партнерам, меняя соответствующим  образом свое поведение, оправдывая условное превращение».

 Педагог берет какой-либо  предмет и кладет его на  стол или передает по кругу  от одного ребенка к другому.  Каждый ребенок должен действовать  с предметом по-своему, оправдывая  его новое предназначение, чтобы  была понятна суть превращения.  Варианты превращения разных предметов:

 •карандаш или палочка:  ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник,  зубная щетка, кисточка для  рисования, дудочка, расческа  и т.д.;

 •маленький мячик:  яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

 •записная книжка: зеркальце,  фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра и т.д.

 Можно превращать стул  в пенек; в этом случае дети  должны оправдывать условное  название предмета. Например, большой  стул может быть превращен  в королевский трон, памятник  и др.

 

План-конспект

итогового  занятия

по драматизации сказки

«Репка»

 

Деятельность: театрализованное представление.

 

Программное содержание:

 

1. Учить детей имитировать  характерные действия персонажей  в сказке «Репка», а так же  сопровождать движения героев  простыми песенками под музыкальное  сопровождение. Поощрять фантазию, творчество, индивидуальность в  передаче образов. Вызывать желание  у детей играть роли в костюмах, выступать перед своими сверстниками  в определенной последовательности.

 

2. Развивать умение детей  последовательно и выразительно  рассказывать сказку “Репка”.  Развивать речь, мышление, воображение. 

 

3. Совершенствовать умение  передавать эмоциональное состояние  героев мимикой, жестами, телодвижением. 

 

4. Воспитывать дружбу, товарищество, умение действовать согласованно, чувство прекрасного. 

 

Задачи: 1) побуждать детей  к активному участию в театрализованной игре;  2) развивать умение согласовывать  действия с другими детьми – героями  сказки; 3) развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству.

 

Материал к занятию:

 

1. Домик-теремок, репка,  заборчик, плетень, веник, лейка,  подсолнухи, колобки.

 

2. Костюмы: деду, бабке,  внучке, Жучке, кошке, мышке.

 

Ход занятия:

 

(Звучит  музыка «Сказки  гуляют по свету»)

 

Оргмомент:  (Вход детей)

 

Ведущий: - Дети! Сегодня мы пришли в гости, чтобы показать сказку «Репка»,  посмотрите сколько зрителей.

 

-Вы все сегодня будете  героями сказки.

 

Вступительная беседа:

 

-Вы помните , кто кого  играет в сказке? (ответ детей:да)

 

-Валя кто ты у нас  сегодня? (ответ детей: мышка)

 

-А ты Настя кто? (ответ детей: кошка)

 

Кто выходит  первым в  сказке? (ответ детей: дед)

 

- Женя, ты хорошо помнишь,  что говорит дед в сказке? (ответ  детей: да)

 

-Молодцы!

 

Занимаем свои места, начинается сказка

(Дети сидят на стульчиках. В домике спрятались только  дед и бабка. )

Информация о работе Влияние театрализованных игр на формирование актерских способностей детей старшего дошкольного возраста