Влияние театрализованных игр на формирование актерских способностей детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить особенности развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Объект исследования – процесс развития актерских способностей детей.
Предмет исследования – театрализованная деятельность как средство развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретические основы влияния театрализованных игр на развитие актерских способностей детей дошкольного возраста ……………………………………………..

5
1.1. Влияние театрализованных игр на развитие актерских способностей детей в психолого - педагогической литературе…………………………………………………

5
1.2. Психологические механизмы формирования актерских способностей у детей дошкольного возраста…………………………….

8
1.3 Особенности развития актерских способностей в игровой деятельности дошкольников……………………………………………….

10
Глава 2. Пути и средства формирования актерских способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….

14
2.1 Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста……..

14
2.2 Создание педагогических условий для развития творческих способностей.
17
2.3 Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента…………………………………………………………………
21
Заключение ………………………………………………………………….
24
Список используемой литературы ………………………………………
26
Приложение ………………………………………………………………….
28

Вложенные файлы: 1 файл

куртнезирова.docx

— 623.06 Кб (Скачать файл)

     Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования 

«Белорусский государственный  педагогический университет 

имени  Максима Танка»

 

факультет дошкольного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Тема:  «Влияние театрализованных игр на формирование актерских способностей детей старшего дошкольного возраста»

 

 

 

Выполнила :студентка 2 курса

заочного отделения

группа  222

Куртнезирова Ирина Михайловна

 

Проверила: научный руководитель

Расолько Ольга Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретические  основы влияния театрализованных игр на развитие актерских способностей   детей дошкольного возраста ……………………………………………..

 

5

1.1. Влияние театрализованных  игр на развитие  актерских способностей детей в психолого - педагогической литературе…………………………………………………

 

5

1.2. Психологические механизмы формирования  актерских способностей у детей дошкольного возраста…………………………….

 

8

1.3 Особенности развития актерских способностей в игровой деятельности дошкольников……………………………………………….

 

10

Глава 2. Пути и средства формирования актерских способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….

 

14

2.1 Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста……..

 

14

2.2 Создание педагогических  условий для развития творческих способностей.

17

2.3 Сравнительный анализ  результатов контрольного и формирующего  эксперимента…………………………………………………………………

21

Заключение ………………………………………………………………….

24

Список  используемой  литературы ………………………………………

26

Приложение ………………………………………………………………….

28


 

Я подправила ваш  план и научный аппарат. Возьмите его в таком варианте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование  как на воспроизведение  духовного потенциала человека, располагает  разнообразными сферами  образовательного воздействия  на ребенка. Сфера  искусства рассматривается  как пространство, способствующее формированию социально – эстетической активности личности. По мнению современных  ученых, исследующих  проблемы дошкольного  образования, раскрытию  внутренних качеств  личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени  способствует синтез искусств.

Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах  отечественных педагогов, ученых, методистов: Н.Карпинской, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др.

Театрализованная  деятельность является эффективным средством  гармоничного развития ребенка, в том  числе его творческих способностей. 

Этот  взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования  и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволяет  обратиться к театральной  деятельности в ДОУ  не только как к  самостоятельному разделу  художественного  воспитания детей, но и как к мощному  синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой  органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает  в единое целое  средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает  условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует цели современного образования.

Именно  театрализованная деятельность является уникальным   средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе. Сказанное  выше  и определило  выбранную  тему  для  курсовой  работы.

Цель  исследования – определить особенности развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Объект  исследования – процесс развития актерских способностей детей.

Предмет исследования – театрализованная деятельность как средство развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста.

Теперь  по новым требованиям  гипотеза не пишется. Я ее убрала.

Задачи  исследования:

   1.Проанализировать  психологическую,  методическую и  историческую литературу  по данной теме.

2.Продиагностировать уровень развития актерских способностей у детей старшего дошкольного возраста.

3.Изучить  театрализованную  деятельность детей  старшего дошкольного  возраста и условия  её возникновения  и организации.

4.Провести  опытно-экспериментальную  работу, подтвержающую  влияние театрализованной  деятельности на  развития творческих  способностей детей  старшего дошкольного  возраста.

Методы  исследования: анализ психолого-педагогической, методической, и другой научной литературы, наблюдение продуктивности детской деятельности. Указанные методы используются в определенной системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследований Н.А.Ветлугиной, О.П. Радыновой, Е.А.Медведевой, Б. П. Никитина ,В.Г. Петровой .

База  исследования: ( укажите, где проводился эксперимент)

 

          Глава 1. Теоретические  основы развития  актерских способностей у  детей старшего дошкольного возраста.

 

1.1. Влияние театрализованных  игр на развитие актерских способностей детей в психолого - педагогической литературе.

 

В педагогической и психологической  литературе встречаются разные названия театральной деятельности: театрально-игровая  деятельность, театрально -игровое  творчество, театрализованные игры, театрализованные представления, театральная самостоятельная  деятельность, театрализованная деятельность и т. д.

Все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством. Типической основой художественного  творчества является театрализованная игра. Следовательно, театрализованную игру можно назвать творческой игрой.

По мнению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой  ее участники осваивают доступные  средства сценического искусства, и  согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и  т. д.), участвуют в подготовке и  разыгрывании разного вида театральных  представлений, приобщаются к театральной  культуре [3, с.42].

Уже в раннем детстве ребенок  имеет наибольшую возможность именно в театрализованной игре, а не в  какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом  игры, ее правилами.

Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень  их общего развития, тем более ценной бывает театрализованная игра (особенно педагогически направленные) для становления самодеятельных форм поведения; у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.

Как писал Л. С. Выготский, игра ребенка ни есть простое воспоминание о пережитом, но и творческое переработка  пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям  самого ребенка, то есть, рассматривая театрализованную игру как творческую деятельность, в которой наглядно выступает комбинирующая действительность воображения  [7, с.102].  Л. С. Выготский  подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому  [7, с.103].

Советский психолог А. Н. Леонтьев рассматривал различные по своему содержанию и происхождению формы игры. Наиболее развитой он считал игру-драматизацию, видя в ней не подражание, а произвольное творческое построение, руководимое  определенным исходным представлением ребенка. Игра-драматизация является, таким образом, формой перехода к  эстетической деятельности  [13, с.118].

Развитие проблемы театрализованных игр дошкольников рассматривала  Л. В. Артемова, замечая, что все ныне существующие практические рекомендации к театральным играм сводятся в основном к разработке сценариев  по литературным произведениям, большинство  из которых разыгрывают взрослые. Старших дошкольников привлекают к  показам спектаклей, но их творчество состоит лишь в собственном эмоциональном  выражении разыгрываемой роли. Автор  также считает, что дети редко  участвуют в изготовлении атрибутов, декораций для спектаклей. Так  как пантомима является ведущим  изобразительным средством, а образ  рождается из действий персонажа, мимики и содержания реплик, это дает простор  для творческого преобразования сюжета [1, с.55].

В специальном исследовании, посвященном формированию театрального творчества, Л. С. Фурмина дает такое  определение: «Театральное детское  творчество – это создание и раскрытие  драматургом, режиссерами, актерами (детьми) игровых существенных образов, объединенных единым замыслом» [5, с.170].  Она высказывает  мысль о том, что если в театрально-игровой  деятельности сочетаются три направления  – сочинение собственных сценариев, исполнительское и оформительское творчество, то этот случай следует  расценивать как высшее достижение в художественно-творческом развитии детей. Именно такое творчество, по мнению автора, и следует развивать.

Н.А.Ветлугина в своих  исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и  экспериментально доказав в своих  работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают  друг друга. Было установлено, что необходимое  условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений  от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все  то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается  творческими проявлениями детей, приобретает  развивающий характер  [10, с.106].

Детское актерское  творчество, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно  для самого ребенка. Критериями его  успешности является не художественная ценность актерского образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Таким образом, театрализованная игра способствует развитию актерских  способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся прежде всего в развитии логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего  пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание).

 

1.2. Психологический  механизмы формирования  актерских  способностей у детей  старшего дошкольного возраста.

 

Способности развиваются  из природных задатков человека. Многие способности в своем развитии проходят огромный путь, такой, что  сложно даже оценить роль и характер задатков, стоявших в начале пути. Более  того, у разных людей из одинаковых задатков могут развиться разные способности, а у истоков двух одинаковых способностей могут стоять разные природные задатки.

   Для большинства  человеческих способностей развитие  способностей начинается с рождения  человека. Если он продолжает  заниматься соответствующими видами  деятельности, развитие способностей  не прекращается до конца жизни.  В развитии любой способности  можно (весьма условно и произвольно)  выделить характерные периоды.

Информация о работе Влияние театрализованных игр на формирование актерских способностей детей старшего дошкольного возраста