Влияние театрализованных игр на формирование актерских способностей детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить особенности развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Объект исследования – процесс развития актерских способностей детей.
Предмет исследования – театрализованная деятельность как средство развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретические основы влияния театрализованных игр на развитие актерских способностей детей дошкольного возраста ……………………………………………..

5
1.1. Влияние театрализованных игр на развитие актерских способностей детей в психолого - педагогической литературе…………………………………………………

5
1.2. Психологические механизмы формирования актерских способностей у детей дошкольного возраста…………………………….

8
1.3 Особенности развития актерских способностей в игровой деятельности дошкольников……………………………………………….

10
Глава 2. Пути и средства формирования актерских способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….

14
2.1 Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста……..

14
2.2 Создание педагогических условий для развития творческих способностей.
17
2.3 Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента…………………………………………………………………
21
Заключение ………………………………………………………………….
24
Список используемой литературы ………………………………………
26
Приложение ………………………………………………………………….
28

Вложенные файлы: 1 файл

куртнезирова.docx

— 623.06 Кб (Скачать файл)

 Полностью  справились со  всеми заданиями  – 7 чел (35%), частично  – 11чел.(55%), не  справились совсем  – 2чел.(10%). 

 

Уровни развития театрализованной деятельности детей по  заданиям

 

2.2 Создание педагогических  условий для развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста.

На формирующем этапе  исследования нам необходимо создать  эмоционально-благополучную атмосферу  для детей. В понятие "эмоционально-благополучная  атмосфера" подразумевается налаживание  контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание  партнерских отношений.

 Для этого следует  внести необходимые изменения  в воспитательный процесс. Отказаться  от прямых указаний и больший  акцент перенести на косвенные  воздействия через организацию  совместной деятельности, игру, игровое  общение, использование средств  литературы и искусства; в непосредственном  общении большое внимание уделять  становлению нравственных качеств. "Ты знаешь, какой доброй была  Золушка, ты можешь поступить  также хорошо, как поступала она".

 Участвовать в играх  детей в качестве партнера. В  игре брать на себя одну  из ролей (не обязательно главную)  и выполнять игровые действия  в соответствии с ней. Например: "Я - бабушка. Я приехала к  вам из деревни. Внучка, чем ты меня угостишь? А у вас есть клубничный пирог? Нет? Тогда давайте сходим в магазин за продуктами и испечем его…"

 В ходе формирующего  эксперимента следует вовлекать  в игру малоактивных детей,  которые предпочитают отмалчиваться,  придерживаться того, что в предлагаемых  заданиях не существует одного  решения и правильными могут  оказаться разные ответы, иногда  не похожие друг на друга.  Стимулировать как можно большее  число разнообразных ответов,  но, прежде всего, поощрять оригинальные, творческие решения.

Педагоги ДОУ на специально организованных занятиях по театрализованной деятельности знакомят детей не только с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и  т. д.,  то есть со «знаками», играющими  роль выразительного языка.

 Занятия по театрализованной  деятельности включают в себя     как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни. Они проходят в двух направлениях:

1)     освоение  детьми основ актерского мастерства  в процессе выполнения упражнений  творческого характера; 

2)     освоение  детьми технических приемов, характерных  для различных видов театрального  искусства. 

 Занятия строятся с  помощью таких методических приёмов  работы, как: 

- рассказывание театральных  героев о себе. Этот прием позволяет  заинтересовать и увлечь ребенка,  повысить его познавательную  активность,  так как он включает  элементы стихотворного изложения,  а это всегда близко  и привлекательно  для ребенка; 

-    рассматривание  театральных атрибутов и действия с ними;

-    разыгрывание  театральных этюдов с атрибутами и без них;

-    загадки; 

-   ответы на вопросы педагога.

 Наибольший эффект  дают такие методы развития  творчества, как: творческое задание,  постановка проблемы или создание  проблемной ситуации, переход игры  на другой, более сложный творческий  уровень и упражнения; этюды. 

Дети на занятиях при вхождении  в роль (музыкантов, артистов, художников) естественно проявляются детские  творческие порывы. Особое внимание педагоги ДОУ проявляют к детям робким и застенчивым. Поэтому,  мы предоставляли  детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность, следим за тем, чтобы своей актерской  активностью  и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Педагоги помогают таким детям: они  не должны бояться  выйти «на сцену», ошибиться. Во время  занятий педагоги выслушивают ответы и предложения детей; если дети не отвечают - не требуют объяснений, а  переходят к действию с персонажем; при встрече детей с героями  произведений выделяют время на то, чтобы  они  могли подействовать  или поговорить с ними; в заключении различными способами стараются вызвать у детей радость.

 В качестве  педагогического  условия развития театрализованного  творчества у детей педагоги  выделяют включение детей в  практическую театрализованную  деятельность. Дети определяют самостоятельно  вид театра (бибабо, кукольный, настольный, теневой, пальчиковый и тд). Дети  сами готовят афишу, атрибутику, пригласительные билеты. Самостоятельно  поют песенки которые выражают  характеры героев произведений  сказок. Считая,  что предметно-развивающая среда группы является креативным полем для детей, были оформлены   и оснащены играми и атрибутами различные уголки (музыкальная, театральная зона и т.д.). Для того чтобы все дети были вовлечены в творческий процесс театрализованной постановки, педагоги используют методы косвенного руководства, одним из которых является вхождение в образ - «превращение» в героя какого-либо произведения, который в нашем лице не только выразительно может читать или рассказывать что-либо, умеет смотреть и видеть, слушать и слышать, но и владеет основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей и повышает творческий потенциал каждого ребёнка. Так, например, в вечернее время самостоятельно детьми был организован и поставлен спектакль «Снежная Королева», основанный на этюдах, использовании мимики, пантомимы и импровизации. Дети действовали по ситуации сюжета прочитанного произведения и старались привносить свои диалоги и действия.   В ходе инсценировки дети раскрывали свои новые качества. Это проявлялось не только   в умении детей декларировать свои сценические образы, проявляя при этом творчество, но и в доброжелательных отношениях детей друг к другу.

 На занятиях и вне  их мы поощряли инициативность, гибкость и самостоятельность  мышления, творчество детей. 

Наблюдая за театрализованной деятельностью детей, мы сделали  вывод, что дети стали понимать значение и роль театра, ориентироваться во всем многообразии его видов; научились  «видеть» и показывать эмоциональные  состояния других людей, быть раскрепощёнными  и самостоятельными в свободной  театрализованной деятельности.

 Вхождение экспериментатора  в детскую деятельность и развертывание  в ней партнерских отношений  постепенно меняло позицию детей.  Я заметила, что дети стали  часто обращаться ко взрослому,  искренность в общении, особенно в тех случаях, когда экспериментатор поддерживал беседу детей о героях мультфильмов, находился в курсе детских интересов, включался в обсуждение детского замысла, считался с мнением других детей, подчеркивал достоинства замысла ребенка. Экспериментатор реально оказывал помощь ребенку в случае его затруднений или обращений за советом.

 

 

2.3 Сравнительный  анализ результатов контрольного  и формирующего эксперимента

 

На этом этапе используются те же диагностические методики, что  и в констатирующем эксперименте, чтобы сопоставить результаты обследования испытуемых. На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного экспериментов можно судить об эффективности применяемых методик.

Тем же детям были предложены те же задания . Проводя работу по данному направлению в единой системе, соблюдая        все перечисленные выше педагогические условия, мы видим её эффективность: дети стали более активными, инициативными, способными к организации самостоятельной театрализованной деятельности, к постановке новых инсценировок и выражению эмоциональных состояний героев произведений. У детей появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях, сформировалась привычка к свободному самовыражению.

 Система работы по  театрализованной деятельность детей дала хорошие результаты. У детей развита связная речь, сформирован словарь, они громко эмоционально читают стихи.

В результате проведения контрольного эксперимента нами получены итоговые  показатели:

Полностью справились со всеми заданиями – 13чел (65%), частично –

6 чел.(30%), не справились  совсем – 1чел.(5%). 

 

 

Сопоставим  диаграммы констатирующего и контролирующего экспериментов .

На основе сопоставления  данных констатирующего и контрольного экспериментов можно судить об эффективности  применяемых методик.

Рекомендации:

    1. Вовлекать  детей в театральную деятельность.
    2. Приобщать родителей в работу театральной деятельности.
    3. Продолжать развивать актерские способности детей, путём театральной деятельности.
    4. Продолжать изучение методической литературы.
    5. Приобщать к театральной деятельности малообщительных и  «закрытых» детей.

Таким образом, участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь – это и песни, и танцы, и стихи.

       Я считаю, что  театрализованная деятельность в развитии личности  бесценна. Она обогащает внутренний мир детей, его переживания, учувствует в формировании сознания, личностных качеств. С помощью театра дети получают представления об основных ценностях - добре, красоте.

Выводы  по 2 главе. ???

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Творческие способности  – далеко не новый  предмет   исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей вовсе времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

 Если учесть тот  факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. 

В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет  представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной  работе я, на основе изучения литературы  по данной теме, попыталась определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте. Так же важна заинтересованность  в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей, чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Театральные игры позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и обогащение навыков театрально-исполнительской деятельности, создание атмосферы творчества, социально-эмоциональное развитие детей. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Баринова М.Н. О развитии  творческих способностей – Л:1961;

2. Березина В.Г.,  Детство  творческой личности. - СПб.: издательство  Буковского, 1994. 60стр.

3. Венгер Н.Ю., Путь к  развитию творчества. - Дошкольное  воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.

4. Веракса Н.Е., Диалектическое  мышление и творчество. - Вопросы  психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.

5. Ветлугина Н.А., Музыкальное  воспитание в детском саду  - М.: Просвещение, 1981

6. Выготский Л.Н., Воображение  и творчество в дошкольном  возрасте. - СПб.: Союз, 1997.  92стр.

7. Доронова Т.Н. Играем  в театр: театрализованная деятельность  детей 4-6 лет: методическое пособие  для воспитателей дошкольных  образовательных учреждений.- М.:Просвещение. 2005. – 210 с.

8. Ендовицкая Т. О развитии  творческих способностей. - Дошкольное  воспитание. - 1967 №12. стр. 73-75.

9. Ефремов В.И. Творческое  воспитание и образование детей  на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.

10. Заика Е.В. Комплекс  игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2. стр. 54-58.

11. Кудрявцев В.,  Ребёнок  - дошкольник: новый подход к диагностике  творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.

Информация о работе Влияние театрализованных игр на формирование актерских способностей детей старшего дошкольного возраста