Влияние семьи на формирование личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 08:23, курсовая работа

Краткое описание

Семья является особой социальной средой, в которой действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия, именно в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки. Не имея ни социального, ни личного опыта, ребёнок не может оценить ни своё поведение, ни проявления личностных качеств других людей.
Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста…………………………………………………………. 5 1.1 Формирование и развитие личности ребенка………………………….... 5 1.2 Сущность и основные функции семьи…………………………………….10
1.3 Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста…………………………………………………………………………...14
Глава II Эмпирическое исследование влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста……………………………….. 23 2.1 Организация и характеристика методов исследования…………………23
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………..26
Выводы…………………………………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………...37
Литература………………………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.Влияние семьи на формирование личности ребенка.docx

— 212.07 Кб (Скачать файл)

 

  

1.2. Сущность и основные функции семьи

 

Одним из самых значимых факторов развития характера ребенка дошкольного возраста при формировании базовых черт его личности, первичных форм связей и отношений с внешним миром, воспринимаемых преимущественно через отношения с близкими взрослыми, является его семья. Семья - специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. На современном этапе развития педагогики семьи существует несколько определений этого социального института.

Семья рассматривается как основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания [3, c. 84].

Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт при условии наличия трех основных видов семейных отношений: супружество, родительство, родство. При отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».

В развитии семейных отношений в современном обществе выделяют нормативную модель, определяемую традиционными брачно-семейными отношениями; квазисемейные модели с альтернативными формами брачно-семейных отношений и особые модели, характеризующиеся нетрадиционными формами брачно-семейных отношений (В.В. Бойко, Р. Зидер, И.С. Кон).

С.И. Голод, характеризуя перспективы развития российских семей на современном этапе, отмечает, что семья - это «нуклеарная семья, с профессионально занятыми супругами, регулируемым числом детей, воспитание которых осуществляется как семьей, так и обществом, но в большей мере деловыми контактами с родственниками, при непременной ориентации всех ее членов на другие социальные институты». По мнению Л.Б. Шнейдера, семейная система продолжает дифференцироваться и порождает многообразие конкретных форм по направлениям: культура, материальное благосостояние, детородность и технологизация.

Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества и необходимые для жизни каждого человека. Отец и мать реализуют различные функции воспитания, которые обусловлены целым рядом причин созданными социальными нормами поведения, исторического и культурного свойства. Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи [5, c. 29].

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, нормы морали и семейное право, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: со временем появляются новые, отмирают или наполняются иным содержанием ранее возникшие. В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Ряд авторов, опираясь на концепцию системного подхода (И.С. Кон, Л.В. Попова, Э.Г. Эйдмиллер, А.А. Кроник, В.В. Столин, Э. Фромм, В. Сатир и др.), выделяют функционально-ролевую структуру семьи, жизненный цикл семьи, супружеские отношения. Однако исследователи единодушны в определении таких функций семьи, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (рекреативная), воспитательная.

Функция продолжения рода - это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Заложенный природой инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться о них, воспитывать.

Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности семьи. Налаженная, эффективная хозяйственная деятельность семьи существенным образом меняет психологический климат в семье, позволяет справедливо удовлетворять потребности всех ее членов. Справедливое распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства между членами семьи является благоприятным условием для нравственного и трудового воспитания детей [7, c. 48].

Функция организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей членов семьи. Восстановительная роль семьи обеспечивается гуманными взаимоотношениями, атмосферой доверительности, возможностью получить от близких людей сложный комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без чего не может быть полнокровной жизни. Тем более это важно для детей, особо остро нуждающихся в эмоциональной поддержке взрослых. Особая роль принадлежит досугу, умело организованному и направленному на поддержание семьи как целостной системы. Семейный досуг должен быть содержательным, оказывать развивающее воздействие на всех членов семьи, доставлять радость всей семье.

Воспитательная функция - важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. В семье воспитываются не только дети, но и взрослые, поскольку воспитание - очень сложный, двусторонне направленный процесс. И.В. Гребенников выделяет три аспекта воспитательной функции семьи [10, c. 69].

1. Воспитание ребенка, формирование  его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником  между ребенком и обществом, служит  передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение  ребенок усваивает принятые в  данном обществе нормы и формы  поведения, нравственные ценности. Семья оказывается самым действенным  воспитателем, особенно в первые  годы жизни человека.

2. Систематическое воспитательное  воздействие семейного коллектива  на каждого своего члена в  течение всей его жизни. В каждой  семье вырабатывается своя индивидуальная  система воспитания, основу которой  составляют те или иные ценностные  ориентации. Формируется своеобразное  «семейное кредо» - так в нашей  семье не делают, в нашей семье  поступают иначе. Исходя из этого  кредо, семейный коллектив предъявляет  требования к своим членам, оказывая  определенное воздействие. Воспитание  со временем принимает различные  формы, но не покидает человека  на протяжении всей его жизни.

3. Постоянное влияние детей на  родителей, побуждающее их к самовоспитанию. Чтобы стать хорошими воспитателями  для своих детей, родителям необходимо  постоянно самосовершенствоваться, заниматься самовоспитанием. И даже  если они не хотят этого, ребенок  неизбежно социализирует окружающих  его близких, пытаясь сконструировать  удобный и приятный для себя мир, расширяет социальный мир родителей и их кругозор.

Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении других. Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, также вносят изменения в функции семьи [14, c. 22].

Итак, семейная среда – это первая культурная ниша для ребенка, включающая в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.

Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.

 

1.3. Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста

 

Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются теми механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании. Воспитание подрастающего поколения - одна из главных функций семьи.

Семейное воспитание – это целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.

По мнению Т.А. Куликовой, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или воспитательным потенциалом. Под воспитательным потенциалом семьи современные ученые понимают характеристики, отражающие разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, определяющие ее воспитательные предпосылки: ее тип, структуру, материальную обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и др. При этом все факторы необходимо рассматривать в совокупности, а не изолированно друг от друга [19, c. 36].

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора становления личности подростка. Положительное воздействие на личность проявляется в том, что никто кроме близких родственников не относится к ребенку лучше, не любит его и не заботится о нем, так как они. Одновременно с этим никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутри семейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

В качестве основных условий, обеспечивающих оптимальный тип семейного воспитания, выступают: искренняя любовь к ребенку, последовательность в поведении, единство требований со стороны окружающих взрослых, адекватность воспитательных мер, наказаний, невключение в конфликтные отношения взрослых. Все перечисленные требования направлены на то, чтобы обеспечить ребенку теплоту и надежность атмосферы, что является залогом его внутреннего спокойствия и стабильности психики.

Неблагоприятными чертами личности матери, способствующими происхождению семейных конфликтов, по определению А.И. Захарова, являются:

  • сензитивность - повышенная эмоциональная чувствительность, склонность все близко принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться;
  • аффективность - эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения;
  • тревожность - склонность к беспокойству;
  • недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний, или противоречивость личности, в целом обусловленная трудно совместимым сочетанием трех предшествующих и трех последующих характеристик;
  • доминантность или стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими;
  • эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;
  • гиперсоциальность - повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.

В отечественной и зарубежной науке предпринимаются попытки классифицировать типы воспитания, приводящие к болезненным и асоциальным реакциям. Нарушения процесса воспитания в семье оценивают по следующим параметрам:

  • уровень протекции - чрезмерная и недостаточная;
  • степень удовлетворенности потребностей ребенка - потворствование и игнорирование потребностей ребенка;
  • количество и качество требований к ребенку - чрезмерность и недостаточность требований - обязанностей ребенка;
  • неустойчивость стиля воспитания - резкая смена стиля.

Устойчивые сочетания выделенных параметров представляют собой различные типы негармоничного (неправильного) воспитания. Э.Г. Эйдемиллером выделены следующие отклонения в стилях воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, гипопротекция. Наиболее распространенными типами неправильного воспитания являются гиперопека и гипоопека (Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина) [20, c. 81].

Гиперопека, или гиперпротекция, - многократно исследовавшийся тип воспитания, чаще всего встречающийся среди матерей. Характеризуется чрезмерной опекой родителей. Ребенка жалеют, балуют, оберегают от трудностей, стремятся все выполнить за него. Это делает ребенка беспомощным и приводит к еще большему отставанию в развитии. Основные проявления гиперпротекции:

  • чрезмерная забота о ребенке;
  • неспособность матери отпускать ребенка от себя, в том числе и избыточный физический контакт, например, длительное кормление грудью;
  • так называемая инфантилизация, то есть стремление видеть в относительно большом ребенке маленького.

Гиперопека проявляется в двух полярных формах: мягкой, потворствующей, и жесткой, доминирующей. Первая форма часто приводит к формированию демонстративных черт личности, вторая - к развитию психастенического типа личности, то есть человека, постоянно сомневающегося, неуверенного в себе.

В результате длительной гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых и прежде всего от родителей. Формируется, по терминологии Э. Берна, «приспособившийся ребенок», который функционирует за счет снижения своих способностей чувствовать, проявлять любознательность, и в худшем случае - за счет проживания не своей жизни. Такой ребенок, столь удобный родителям и другим взрослым, проявит отсутствие важнейшего новообразования дошкольного возраста – инициативности [13, c. 145].

Информация о работе Влияние семьи на формирование личности ребенка