Влияние дидактической игры на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 22:51, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность, теоретическая значимость обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Влияние дидактической игры на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

Объект исследования: процесс активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Предмет исследования: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики посредством использования дидактических игр.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Дидактические игры на уроках математики как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся………….6

1.1. Психолого-педагогические основы познавательной деятельности
учащихся……………………………………………………………………...6
1.2. Значение познавательной активности в обучении ……………………….8
1.3. Дидактическая игра как одно из средств активизации познавательной
деятельности учащихся…………………………………………………….12
1.4. Особенности и функции дидактических игр……………………………....15
1.5. Структурные компоненты дидактической игры…………………………..19
1.6. Технология организации и проведения дидактической игры на уроке
математики…………………………………………………………………..21

Глава 2. Опытно-практическая работа по активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования различных видов дидактических игр на уроках математики…………………………………26

2.1. Программа опытно-практической работы………………………………...26
2.2. Апробация системы дидактических игр на уроках математики с целью
активизации познавательной деятельности учащихся……………………28
2.3. Анализ результатов опытно-практической работы………………………40

Заключение……………………………………………………………………...43
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 526.50 Кб (Скачать файл)

 При этом рассмотрели уровни усвоения учебного материала:

I. Запоминание и последующее воспроизведение изучаемого материала. 

Такой уровень крайне необходим, он способствует накоплению знаний и

фактических сведений.

II. Применений знаний на практике, умение пользоваться знаниями в сходной

обстановке по образцам, по шаблонам.

Этот уровень важнейший этап в познании и обучении.

III. Применение знаний в оригинальной нестандартной обстановке.   Это творческий подход к решению задач, трансформация знаний их комбинация, самостоятельная оценка явлений, фактов, событий. Третий уровень усвоения является вершиной познания, требующий анализа, объяснений, толкования изучаемого материала. [14: с. 55]

Таблица 3. Определение уровня усвоения знаний учащимися

 

Коэффициент усвоения (в %)

Уровни

1

2

3

10 – 40

41 – 80

81 – 100

I

II

III


 С целью проверки влияния системы дидактических игр на активизацию познавательной деятельности школьников нами проводились контрольные срезы знаний учащихся на констатирующем и формирующем этапах опытно-практической работы (Приложение №7)

       На констатирующем этапе работы был проведен контрольный срез 1. С помощью него мы выявили уровень знаний, умений и навыков учащихся на данном этапе.  В качестве параметра нами был выбран коэффициент усвоения, предложенный В.П. Беспалько, рассчитывающий число правильно выполненных заданий к общему числу предложенных для выполнения:

                                   ,    где

a – число правильно выполненных заданий,   p – общее число заданий.

После проведения, мы получили следующие результаты, которые показали уровень подготовленности учащихся:  в классе 4 человека обладают  III уровнем усвоения учебного материала, 14 учащихся  – II уровнем,  и

4 человека - I  уровнем усвоения учебного материала.

         Затем мы определили показатели качества обучения (КО) и  уровня обученности (УО) учащихся (по методике Симонова):

               , 

где     n – число всех учащихся

n1 – число учащихся, получивших оценку «5»

n2 - число учащихся, получивших оценку «4»

n3 - число учащихся, получивших оценку «3»

n4 - число учащихся, получивших оценку «2»

и  получили следующие результаты: 

                                   

               

   После проведения, мы получили следующие результаты, которые показали уровень подготовленности учащихся. Результаты мы занесли в таблицу.

 Таблица 2. Диагностика уровней усвоения учебного материала

                      учащимися (констатирующий этап)

                              

Коэффициент усвоения (в %)

Уровни

1.

90

III

2.

40

I

3.

80

II

4.

50

II

5.

50

I

6.

70

II

7.

70

II

8.

40

I

9.

90

III

10.

80

II

11.

30

I

12.

70

II

13.

30

I

14.

80

II

15.

60

II

16.

90

III

17.

80

II

18.

70

II

19.

40

I

20.

70

II

21.

90

III

22.

40

I

23.

50

I

24.

30

I

25.

80

I

26.

40

I

27.

90

III

28.

60

II

29.

70

II

30.

50

I


 

       

Результаты показали, что в классе 5 человека обладают  третьим уровнем усвоения учебного материала, 13 - вторым уровнем и 12 человек первым уровнем усвоения учебного материала.

Результаты исследования показали, что классы имеют достаточную подготовку.  Лучший способ организовать внимание – так организовать учебную деятельность, чтобы у учеников не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Таких учеников необходимо

заинтересовать предметом.

   На данном этапе нашей опытно-практической работы мы провели уроки с использованием дидактических игр (Приложение 1) При подготовке к ним мы тщательно продумали его этапы и спланировали все так, чтобы учащиеся были заинтересованы в выполнении заданий. Важную роль играет правильная организация дидактических игр и сама форма проведения занятия.

       Вне зависимости от возраста учащихся, уместно иногда проводить сюжетные уроки в игровой форме, где  заранее ставится цель, которую учащиеся должны достигнуть к концу урока.

       Чтобы у учащихся не возник страх получить за неправильное решение неудовлетворительную оценку, в начале урока мы предупреждали, что каждый ученик имеет возможность получить только хорошую отметку с помощью рейтинговой системы оценки знаний и умений учащихся за выполнение каждого задания. Таким образом, были созданы психологически комфортные условия для работы.

    Наблюдения за участием детей в ходе дидактических игр, выполнение в ходе урока различных игровых учебных заданий помогли оценить уровень развития познавательной активности школьников.  

         При  этом  нами  учитывалась  не  только  общая  продуктивность выполнения заданий, но и определенные – количественные и качественные – критерии процесса их выполнения. Количественными критериями служили следующие показатели:

-  время, затраченное на выполнение  одного задания каждого типа;

-  число заданий, решенных в  единицу времени (в течение 30 мин);

-  общее число заданий, выполненных каждым учеником.

Качественные критерии давали возможность характеризовать процесс достижения результатов, а не только общую успешность или неуспешность выполнения задания. 

При разработке методики было стремление к наиболее полному использованию возможностей ученика оперировать изученными понятиями в условиях игры и решения различных игровых учебных заданий. С этой целью применялись не только «констатирующие», но и «обучающие» задания.  В качестве показателей выступали:

1) количество и содержание тренировочных упражнений, требуемых

    каждому ученику для того, чтобы он мог самостоятельно выполнить

    задание;

2) количество и характер помощи (подсказок, разъяснений, прямых указаний) 

3) быстрота и легкость овладения  приемами оперирования образами

    (понятиями при решении  задания);

4) перенос их на новые знания;

        Важным критерием в оценке для нас выступали точность, легкость и быстрота выполнения игровых заданий; количество и качество отдельных проб, осуществляемых в этих целях, содержание конкретных приемов, обеспечивающих оперирование изученными понятиями в ходе игры, возможность их использования в различных заданиях и т.п.

На данном этапе нашей опытно-практической работы нами систематически включались различные виды дидактических игр на разных этапах  урока математики  (Приложение № 1)

При подготовке к ним мы тщательно продумали содержание, время их

использования на уроке, оборудование их необходимой наглядностью и планировали так, чтобы учащиеся были заинтересованы и наблюдали как с каждым уроком растет уровень познавательной активности учащихся и интерес к предмету в целом.

       Таким образом, убедились в том, что уровень познавательной активности учеников, т.е. качество их познавательной деятельности, зависит от познавательного интереса школьников, что в свою очередь обусловлено выбором средств активизации в условиях обучения.

       Использование различных видов дидактических игр на уроке помогает активизировать деятельность учащихся, повышает их уровень познавательной активности и благодаря этому повышается уровень знаний

учащихся. 

С целью проверки влияния системы дидактических игр на активизацию познавательной деятельности учащихся в заключение опытно-практической работы был проведен контрольный срез 2  (Приложение 7)

Тексты контрольных срезов составлялись с целью выявления: уровня сознательности усвоения знаний школьниками; прочности знаний и навыков; сформированности интеллектуальных умений: сравнивать, вычленять главное, обобщать, конкретизировать; сформированность учебных умений: планировать учебную деятельность и осуществлять ее самоконтроль. С этой целью тексты контрольных срезов содержали задания, которые были направлены: на выяснение наличия фактических знаний ученика, а также нестандартные задания, которые давали возможность проверить  сформированность его интеллектуальных и учебно-логических умений (Приложение № 7)

Таблица 4.  Оценка уровня познавательной  активности личности

                                 (формирующий этап)


          Результаты   проведенных   контрольных   срезов   позволили   нам

пронаблюдать динамику развития познавательной активности  школьников в условиях опытно-практической работы.

         После  формирующего  этапа в группе  заметны существенные    изменения   в   динамике    развития  познавательной  активности  учащихся. Эти данные расположены в таблице №4.

  По результатам теста мы выяснили, что 12  учеников обладают высоким уровнем активности, 10 учащихся характеризует поисково-исполнительская активность.  Результаты проведенных контрольных срезов и тестирования позволили нам пронаблюдать динамику развития познавательной активности школьников в условиях опытно-практической работы.  Эти данные расположены в таблице №5.

 

 

 

 

 

 

Таблица 5. Динамика развития познавательной активности школьников

           в условиях опытно-практической работы (в %)

 

Контрольные  срезы

 Уровни познавательной активности 

I

II

III

I   срез

23

62

15

II  срез 

-

45

55


 

Также на формирующем этапе работы были выявлены уровни усвоения учебного материала учащимися. Было установлено, что 8 человек обладают третьим уровнем усвоения учебного материала, 12 – вторым и 2 человека  первым уровнем усвоения учебного материала.

      Затем мы рассмотрели уровни усвоения учебного материала от начала к концу формирующего этапа в динамике. Результаты мы занесли в таблицу 6.

 

Таблица 6.  Показатели усвоения знаний учащимися по уровням

                     в условиях опытно-практической  работы (в %).

 

Уровни

Констатирующий этап

Формирующий этап

I

18

9

II

50

55

III

32

36

Информация о работе Влияние дидактической игры на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках математики