Влияние дидактической игры на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 22:51, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность, теоретическая значимость обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Влияние дидактической игры на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

Объект исследования: процесс активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Предмет исследования: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики посредством использования дидактических игр.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Дидактические игры на уроках математики как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся………….6

1.1. Психолого-педагогические основы познавательной деятельности
учащихся……………………………………………………………………...6
1.2. Значение познавательной активности в обучении ……………………….8
1.3. Дидактическая игра как одно из средств активизации познавательной
деятельности учащихся…………………………………………………….12
1.4. Особенности и функции дидактических игр……………………………....15
1.5. Структурные компоненты дидактической игры…………………………..19
1.6. Технология организации и проведения дидактической игры на уроке
математики…………………………………………………………………..21

Глава 2. Опытно-практическая работа по активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования различных видов дидактических игр на уроках математики…………………………………26

2.1. Программа опытно-практической работы………………………………...26
2.2. Апробация системы дидактических игр на уроках математики с целью
активизации познавательной деятельности учащихся……………………28
2.3. Анализ результатов опытно-практической работы………………………40

Заключение……………………………………………………………………...43
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 526.50 Кб (Скачать файл)

Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает

с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко это и совсем не удается, и тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям.

Учитель сам должен в определенной степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включаться в игру - тоже один из показателей педагогического мастерства.

      Интересная   игра,   доставившая  детям   эмоциональное удовлетворение,

оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр.

При проведении дидактических игр забавность  и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а, наоборот, помогали друг другу. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

 В таких играх ребята приобретают дополнительные знания, развивают свои творческие способности. В конечном счете,  в игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, самоуправления, воспитания через коллектив, воспитания ответственности каждого за учебу и дисциплину, а главная цель – обучение математике.

       Дидактические  игры очень хорошо уживаются  с серьёзным учением. Включение  в урок дидактических игр делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Игровая деятельность способствует развитию учебной мотивации, активизации  познавательной деятельности учащихся, усиливает их внимание к содержанию учебного материала, повышает активность и работоспособность.

Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.

 В свою очередь, дидактические игры в зависимости от содержания материала, способа организации, уровня подготовки школьников, цели урока могут приобретать различный характер, например, быть продуктивными, репродуктивными, творческими, конструктивными, практическими, воспитывающими.

 

 

Глава 2. Опытно-практическая работа по активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования различных видов дидактических игр на уроках математики

 

2.1. Программа опытно-практической работы

 

Для реализации целей и задач исследования была проведена опытно-практическая работа по активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования различных видов дидактических игр при обучении математике.

Для реализации цели и задач исследования нами были применены научно-исследовательские методики. Ведущим  методом явилась опытно- практическая работа, которую мы проводили на базе шестого класса школы № 3. Вся опытно практическая работа состояла из трёх этапов:

На первом этапе – подготовительном – осуществлялось изучение состояние проблемы в теории и практике:

-  разработка научного аппарата  исследования;

-  проверка актуальности темы;

-  определение методологии исследования.

Методами исследования на этом этапе выступали:

-  изучение психолого-педагогической и методической литературы;

-  изучение и обобщение педагогического  опыта.

Это позволило обосновать методологические основы исследования и выяснить позиции специалистов по проблеме.

На втором этапе – констатирующем – производилась систематизация и обобщение теоретического наследия и накопление практического материала по проблеме, разработка различных видов дидактических игр по темам школьного курса математики.

  Основными методами явились:

-   использование методик по диагностированию уровня развития

    познавательной активности учащихся;

  •   наблюдения;
  •   подбор и разработка системы дидактических игр по изучаемой теме.

   Это позволило систематизировать накопленный дидактический материал, диагностировать уровень развития познавательной активности детей, их мыслительной деятельности.

   На третьем этапе – формирующем – проводилась опытно-практическая работа по апробации системы дидактических игр, подводились  итоги; осуществлялась обработка и обобщение полученных данных; формулировались и проверялись выводы и результаты исследования.

   В ходе опытно-практической работы были использованы следующие методы:  опрос;  наблюдение; беседа; тестирование;  анализ результатов применения системы дидактических игр.

    Это позволило апробировать систему дидактических игр, выявить необходимые педагогические условия для успешного применения  различных видов игр на уроках математики; разработать практические рекомендации по эффективному использованию различных видов дидактических игр на уроках математики в 5 – 6 классах.

   2.2. Апробация системы дидактических игр на уроках математики

           с целью активизации познавательной деятельности учащихся

 

    Опытно-практическую работу мы начали с анализа опубликованных по теме работ,  выявления проблем, возникающих при использовании различных видов дидактических игр, изучения современных методов   и приемов   работы   по данной проблеме,   подбора  различных   методик по диагностированию уровня познавательной активности учащихся.

   На данном этапе нашего исследования было изучено состояние проблемы  развития познавательной активности школьников в условиях  применения различных видов дидактических игр на уроках математики. Были определены уровни познавательной активности, характеризующиеся следующим образом:

    1. Воспроизводящая активность - характеризующая стремление ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способами его применения по образцу. Критерием этого уровня активности может служить стремление ученика понять изучаемое явление, которое появляется на уроке в обращении к учителю с вопросом в практической деятельности. Этот уровень активности отличается неустойчивостью волевых усилий школьника. Такой уровень крайне необходим. Он способствует накоплению знаний и фактических сведений.
    2. Интерпретирующая активность - она характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления, стремлением показать связи между явлениями и процессами, овладеть  способами применения знаний в измененных условиях Критерием оценки сформированности  этого уровня активности будет являться наличие у школьников стремление узнать у учителя или у других источников причину возникновения явления, проявляющегося в постановке вопросов типа « почему?», умения самому объяснить… Характерным показателем этого уровня познавательной активности является большая устойчивость волевых усилий, которые проявляются в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

 

    1. Творческий уровень активности характеризуется интересом и стремлением не  только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ. На этом уровне школьники проявляют стремление применять знания в новых ситуациях. Критерием оценки сформированности третьего уровня может служить интерес ученика к теоретическому осмыслению изучаемых явлений.

В группе исследуемых 22 школьника 6 класса. Само исследование начали с собеседования, которое дало общее представление о контингенте учащихся, сняло напряженную обстановку, создало атмосферу доверия и сотрудничества.

На данном этапе были проведены наблюдение, диагностический опрос испытуемых, анкетирование учителей, работающих с этой группой  учащихся с целью выявления влияния дидактических игр на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках математики. Для проведения диагностики мы подготовили бланки для опросных методик, комплексных таблиц.

        Нами была применена методика по изучению интенсивности и уровня познавательных интересов, выявления уровня познавательной активности школьников (Приложение 6)  По результатам самооценки школьников мы определили их уровень познавательной активности на основе суммарного числа набранных баллов (таблица №1)

 

          Таблица 1.  Уровни познавательной активности личности.

 

Суммарное  число баллов

Уровни  познавательной активности  личности.

18 - 39

40 - 54

55 - 69

I уровень -

Репродуктивно-отражательная активность

1 - очень низкий уровень

2 - низкий

3 - ниже среднего

70 - 84

85 - 99

100 - 114

II уровень -

Поисково-исполнительская активность

4 - чуть ниже среднего

5 - средний уровень

6 - чуть выше среднего

115 - 129

130 - 142

143 - 162

III уровень -

Творческая  активность

7 - выше среднего

8 - высокий уровень

9 - очень высокий уровень


 

 Результаты самооценки учащихся и уровни их познавательной активности показаны в таблице №2.

Таблица №2  Оценка уровня познавательной  активности личности.

                         (констатирующий этап).

Учитывая, что самооценка ученика не всегда может оказаться объективной (может быть завышена или занижена в силу индивидуальных особенностей  школьника), сопоставили результаты самооценки и результаты

наблюдений учителей, работающих с этой группой, которые выявили с помощью анкет (Приложение 6).

На основе полученных результатов диагностического опроса и анкетирования нами были  выявлено, что школьники чаще всего связывают свои познавательные интересы с содержанием учебного материала, успешностью его усвоения (71,8%), однако к самостоятельному поиску решения проблем прибегают немногие ученики (51,6%), к дополнительной литературе  обращаются  лишь   47%, но    интерес   к   самообразовательной  деятельности  испытывают  63,7% учащихся.

           Результаты анализа показали, что в группе 3 ученика обладают высоким уровнем активности, 14 учащихся характеризует поисково-исполнительская активность, и 5 учеников обладают репродуктивно- отражательной активностью.

Таким образом, на констатирующем этапе мы выявили уровень познавательной активности шестиклассников. Установили, что уровень познавательной активности учащихся, т.е. качество их познавательной деятельности, зависит от выбора средств активизации в условиях обучения и большая роль в этом отводится включению в урок элементов занимательности, использованию различных видов дидактических игр.

Целью   формирующего   этапа   явилась   апробация   различных   видов дидактических игр на уроках математики с целью активизации познавательной деятельности школьников. Проверяемая система средств активизации учащихся была нацелена на  осуществление взаимосвязи деятельностей учителя и школьников в направлении  достижения конкретных целей обучения. 

  Целевое назначение системы  дидактических игр в обучении математике - обеспечить активизацию всех компонентов деятельности: мотивационного, ориентировочного, содержательно-операционного, волевого и оценочного.

  Оценка    эффективности  влияния    системы   дидактических игр на  

 активизации познавательной деятельности учащихся и повышение эффективности учения  проводилась по следующим показателям:

  1. уровню сознательности усвоения знаний учениками;
  2. прочности знаний и навыков;
  3. сформированности умений перерабатывать учебную информацию: сравнивать, вычленять главное, обобщать, конкретизировать;
  4. сформированности учебных умений: планировать учебную деятельность, осуществлять рефлексию и самоконтроль.

В современной психологии подчеркивается мысль о том, что развитие познавательной активности к учению влияет на качество знаний учащихся по всем уровням усвоения [10, с.87] Эта мысль подтверждена исследованиями Ю.К. Бабанского. Им установлено, что учение имеет высокий коэффициент корреляции с развитием познавательной активности учащихся [4, с.77].

Информация о работе Влияние дидактической игры на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках математики