Влияние дидактической игры на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 22:51, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность, теоретическая значимость обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Влияние дидактической игры на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

Объект исследования: процесс активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Предмет исследования: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики посредством использования дидактических игр.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Дидактические игры на уроках математики как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся………….6

1.1. Психолого-педагогические основы познавательной деятельности
учащихся……………………………………………………………………...6
1.2. Значение познавательной активности в обучении ……………………….8
1.3. Дидактическая игра как одно из средств активизации познавательной
деятельности учащихся…………………………………………………….12
1.4. Особенности и функции дидактических игр……………………………....15
1.5. Структурные компоненты дидактической игры…………………………..19
1.6. Технология организации и проведения дидактической игры на уроке
математики…………………………………………………………………..21

Глава 2. Опытно-практическая работа по активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования различных видов дидактических игр на уроках математики…………………………………26

2.1. Программа опытно-практической работы………………………………...26
2.2. Апробация системы дидактических игр на уроках математики с целью
активизации познавательной деятельности учащихся……………………28
2.3. Анализ результатов опытно-практической работы………………………40

Заключение……………………………………………………………………...43
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 526.50 Кб (Скачать файл)

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельности мышления ученика. Выбор целенаправленности дидактических игр идет от своеобразия их правил - этого главного организующего элемента. Функции их различны: одни раскрывают содержание, другие приводят его в действие, третьи выполняют чисто дидактическую задачу.

Анализ психолого-педагогической литературы по истории возникновения игры и по теории игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей в их суверенной деятельности,   отражающей   многообразие   окружающего мира и богатства

человеческих отношений.

Функциональность игры идет от запросов социальной практики, от психофизиологических потребностей растущего ребенка и редуцирования человеческой деятельности. В человеческой практике игровая деятельность

выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие,  воодушевить, пробудить познавательный интерес);

- коммуникативную - освоение дидактики общения;

- самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую -  преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую - выявление отклонений от нормативного поведения,

самопознания в процессе игры;

- функцию коррекции - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной  коммуникации - усвоение единых для всех людей социально - культурных ценностей;

- социализации - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития [25, с. 97]

Большинству игр (по С.А.Шмакову) присущи  четыре основные черты:

- свободная развивающая  деятельность, предпринимаемая лишь  по желанию ребенка, ради удовольствия  от самого процесса деятельности, а не 

только от результата (процедурное удовольствие);

- творческий, в значительной  мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»)

- эмоциональная приподнятость  деятельности, соперничество,

состязательность, конкуренция, аттракция (чувственная природа игры «эмоциональное напряжение»)

- наличие прямых или  косвенных правил, отражающих содержание

игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-креативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений.

       В конечном счете, в игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщения детей к научно – техническому творчеству, воспитания ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе, а главное – активизации познавательной деятельности учащихся, что в конечном итоге способствует повышению эффективности обучения математике. 

    Дидактическая игра, как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения и обладает образовательной, развивающей и воспитывающей функциями.

 

1.5. Структурные компоненты дидактической игры

 

Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются – игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры. Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в название игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выражается в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.

     Каждая  дидактическая игра имеет правила,    которые определяют

порядок действий и поведения  учащихся в процессе игры, способствуют

созданию на уроке рабочей обстановке. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности успеха.   Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим

поведением, подчиняться требованиям коллектива.

     Существенной стороной  дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры. Очень часто игровые действия предваряются устными решениями задач. Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное   дидактическое   русло,   при   необходимости   активизирует   ее ход

 разнообразными  приемами, поддерживает интерес к игре,   подбадривает

отстающих.

    Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоение тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

     Оборудование дидактической  игры в значительной мере включает  в себя оборудование урока. Это  наличие технических средств  обучения, кодопозитивов, диапозитивов  и диафильмов. Сюда также относятся  различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, средства, которыми награждаются команды победителей. Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачей и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний,

или в их применении.

     Все структурные элементы дидактической игры тесно взаимосвязаны между собой. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет специфическую форму, превращается в выполнение упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры, указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействия повышают организационную четкость игры, ее эффективность, приводя к желаемому результату.

Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.

 

 

1.6. Технология организации и проведения дидактической игры на уроке математики

 

     Технология дидактической  игры – это конкретная технология  проблемного обучения. При этом  игровая учебная деятельность  обладает важными свойством: в  ней познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения. Цикл дидактической игры представляет собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения задач. Этот процесс условно расчленяется на следующие этапы:

    - подготовка к самостоятельным занятиям;

     - постановка главной  задачи;

     - выбор имитационной  модели объекта;

     - решение задачи на  ее основе;

     - проверка, коррекция;

     - реализация принятого  решения;

     - оценка его результатов;

    - анализ полученных итогов и синтез с имеющимся опытом;

     - обратная связь по  замкнутому технологическому циклу.

   Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. Дидактические игры могут сыграть в обучении положительную роль только тогда, когда они используются как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как их заменитель.

Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на  первый  план, только   тогда   игра   будет  выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса к математике.

Дидактические игры в 5-7 классах часто бывают связаны с определенным сюжетом. Сюжеты эти весьма просты, рассчитаны на детское воображение. Во многих играх взят принцип соревнования между группами ребят. Соревнования усиливают эмоциональный характер игры. При этом следует иметь в виду, что лучше, когда соревнования проводятся не на личное первенство, а на первенство команды учащихся, сидящих в одном ряду парт, чтобы дети не только сами стремились хорошо выполнять задание, но и побуждали к этому своих товарищей, помогали им.

При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:

     1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?

   2.  Количество играющих. Каждая игра   требует   определенного минимального или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.

3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?

        4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?

5.  На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли   она занимательной, захватывающей? Пожелают ли дети вернуться к ней еще раз?

        6.   Как обеспечить участие всем школьникам в игре?

7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?

         8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?

9. Какие выводы следует сообщить учащимся в итоге игры.

При организации дидактических игр необходимо придерживаться

следующих положений:

        1. Правила игры должны быть простыми, точно сформированными, а

математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызывает интереса и будет проводиться формально.

 2. Игра должна   давать  достаточно пищи для  мыслительной

деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.

 3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.

 4. При проведении игры, связанной с соревнованием команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатом со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учете, неясности в самой организации учета приводят к не справедливым выводам о победителях, а следовательно, и к недовольству участников игры. Особенно это бывает заметно, когда игра проводится с учениками 6-7 классов. Они уже хорошо разбираются, где организаторы игр объективны, а где нет, и остро реагируют на несправедливость.

 5. Каждый   ученик  должен   быть   активным   участником   игры.

Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.

 6. Если на уроке проводится несколько игр, то легкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.

 7. Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они    должны    удовлетворять   принципу:   от    простого к   сложному,   от

конкретного к абстрактному.  

 8. Игровой характер при проведении уроков математики должен иметь определенную меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всем будут видеть только игру. 

9. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой.

       10. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в

этом случае она сыграет положительную роль.

  При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет свое дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное - её эмоциональное начало. При потере интереса  к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большей охотой, что благотворно влияет и на усвоение им знаний.

Информация о работе Влияние дидактической игры на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках математики