Влияние Интернет среды на становление личности педагога профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является выявление влияния Интернет среды на становление личности педагога профессионального образования.
Данная цель может быть реализована при решении следующих задач:
1.провести теоретический анализ данной проблемы в отечественной и зарубежной литературе;
2.изучить особенности формирования и развития профессиональной личности;
3.изучить возможности влияния Интернет - среды на становление личности;
4.провести экспериментальное исследование с целью выявления влияния Интернет – среды на становление личности педагога профессионального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

ро.docx

— 125.14 Кб (Скачать файл)

-социальную, предполагающую владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества;

- личностную (владение способами самовыражения и саморазвития);

- индивидуальную (владение  приемами самореализации и саморазвития  индивидуальности в рамках профессии,  способность к творческому проявлению  своей индивидуальности)».

         Наличие всех видов компетентности означает достижение человеком зрелости в своей профессиональной деятельности, общении и сотрудничестве, характеризуют становление личности и индивидуальности профессионала.

        Компетентность – это некоторый психологический фактор, в который входят: исчерпывающие знания предмета и объекта деятельности; умение разобраться в любом нестандартном вопросе, относящемся к этой деятельности; умение и способность объяснить любые явления, связанные с деятельностью; способность точно оценивать качество работы и ее последствия. Компетентность – мастерство не столько в смысле исполнения, сколько в смысле организации и системного понимания всех проблем, связанных с деятельностью, умение поставить задачи и способность организовать решение конкретных проблем, относящихся к виду деятельности, в которой данный человек компетентен[25,с.44].

         Компетентность включает в себя такие характеристики, как интегральное соответствие личности решаемым задачам, количество и качество решенных задач, результативность и успех в проблемных ситуациях. В разных профессиях у одного и того же человека на разных этапах его развития компетентность может быть представлена разным комплексом вышеназванных качеств.

         Источником профессионального становления являются противоречия между достигнутым уровнем развития личности и требованиями, которые предъявляют коллектив, общество, учебная деятельность к системе уже сформированных знаний, навыков, а также к индивидуально-психологическим свойствам личности. Поэтому профессиональное становление личности имеет собственную образовательную траекторию и траекторию личностного роста.

         В процессе профессионального становления у человека должна присутствовать не только мотивация, но также должно быть развитие способов профессионального самосознания, профессионально важных качеств личности, должна повышаться профессиональная компетентность и профессиональная готовность. В этот период имеет место становление индивидуального стиля деятельности, повышения уровня знаний, умений, навыков и профессионального опыта. Человек должен рассматривать себя как деятельного субъекта, активно преобразующего мир своим профессиональным трудом. Именно уровень развития мировоззрения, степень сформированности системы взглядов на мир, общество, самого себя, глубина убеждений определяют выбор человеком места в жизни, отношение к труду и к себе как к субъекту профессиональной деятельности.

         Таким образом, можно сделать вывод о том, что почти всеми учеными, занимающимися проблемой профессионального развития, признается, что человек достигает вершины своего профессионального развития на стадии осуществления самостоятельной профессиональной деятельности. Поэтому профессиональное развитие и формирование личности зависит от особенностей деятельности и индивидуальных возможностей конкретного человека. Из этого следует, что процесс профессионального становления является индивидуальным и неповторимым для каждого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Возможности влияния Интернет-ресурсов на становление

личности

           Конец двадцатого столетия ознаменован возникновением уникального и чрезвычайно перспективного средства массовой информации - глобальной компьютерной сети «Интернет».

          Интернет - глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов. Служит физической основой для Всемирной паутины. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть.

          Интернет - система соединенных компьютерных сетей мирового масштаба, которая предоставляет услуги по обмену данными. Другими словами, Интернет - это сеть сетей, которая объединяет национальные, региональные и местные компьютерные сети, в которых происходит свободный обмен информацией.

          Интернет стал средством общемирового вещания, механизмом распространения информации, а также средой для сотрудничества и общения людей, охватывающей весь земной шар. В отличие от радио- и телевещания, основной функцией которых стало производство и распространение массовой информации, Интернет оказался средой для коммуникации в более широком смысле слова, включающей межличностную и публичную формы общения, как индивидуальную, так и групповую[12,с.14].

         Представление об источниках информации за считанные годы изменил Интернет. Данные, которые когда-либо были произведены на бумажных носителях, в том числе еще не дошедших до печатной машины, оказывается можно найти в сети. Поиск информации производится гораздо быстрее, причем, с несоизмеримо большим выбором. Интернет подарил людям возможность получать самые свежие новости, сплетни, информацию о кумирах. Играть в очень интересные и увлекательные on-lain игры [54].

        Очень популярными стали видео конференции. С их помощью люди могут не только слышать друг друга, но и видеть. Тем самым они могут решать важные вопросы, не меняя своего рабочего места и экономя как свои средства, так и время.

          В Интернете можно найти работу, которая будет высоко оплачиваться и приносить удовольствие. Можно быстро передать документы партнеру, получить рассылку, оперативно узнать последние новости, например, с биржи, а это в бизнесе очень ценится. Интернет упрощает покупки. В электронном виде они обходятся дешевле. При заказе товаров и услуг можно детально посмотреть описание, фото, проверить отзывы на данный товар. Продать машину, купить домашнего питомца, найти развлечение на выходные, подобрать тур поездку.

          Не стоит забывать и об инвалидах, больных людях, людях которые не имеют возможности реального контакта с другими людьми. Интернет же позволяет общаться с реальными соотечественниками и другими людьми, живущими в других странах. Что дает возможность изучить культуру, нравы, историю других государств. Интернет дает огромные возможности для образования, ведь в нем можно найти такие источники информации, каких нет ни в одной библиотеке. Сеть позволяет оперативно найти ответ на возникший вопрос[21,с.55].

        В экологической психологии Интернет относят к так называемой Информационной среде (ноосфере), окружающей современного человека. Ее роль в повседневной жизни и профессиональной деятельности современного общества трудно переоценить. Объем воспринимаемой информации индивидом за несколько десятилетий вырос  многократно, что, несомненно, отразилось на уровне развития всех психических процессов[17,с.34].

         Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека,  испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи - такие как, Интернет. Слишком большое количество времени, проводимое в Интернете, затормаживает людей в приобретении навыков, необходимых для взаимодействия с другими людьми.

         Интернет рассеивает внимание. Практически любой сайт устроен по принципу «прочитай это и посмотри, что есть ещё». Даже этот сайт устроен по такому принципу, хотя я старался сделать так, чтобы внимание было сконцентрировано на текстах. Большинство же сайтов постоянно показывает графическую рекламу, и только человек с железной психикой не обращает на это внимания. Остальные люди в той или иной степени подвержены такому вот влиянию интернета. В результате внимание становится ещё более рассеянным, чем было[57].

           Интернет способствует развитию неподвижного образа жизни. Его влияние на людей настолько велико, что они просиживают перед экранами какое-то время помимо работы. Казалось бы, много никто не сидит, всё делают это по чуть-чуть, но если все эти «чуть-чуть» сложить вместе, за несколько лет можно накопить на неплохой остеохондроз, ВСД, ухудшение кровообращения, нервных реакций и так далее. Из-за невозможности отслеживания действий пользователя в сети Интернет, он сталкивается с нежелательной, нецензурной информацией, которая ему вредит. Хорошо было бы фильтровать всю негативную информацию, но пока это невозможно[12,с.143].

        Глобальная база данных очень экономит время, но не стоит забывать, что чрезмерное пользование Интернетом может повлиять на нашу психику. Чрезмерное увлечение Интернетом может оказать пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую и психологическую сферы  нашей жизни, а также вызвать такое расстройство, как Интернет – зависимость.

       Интернет-зависимость проявилась в том, что люди предпочитают жить в Интернете, фактически отказываясь от реальной жизни, проводя большую часть дня в виртуальной реальности. Тем самым человек избегает решения проблемы «здесь и сейчас», а выбирает более комфортное психологическое состояние, откладывая имеющиеся проблемы «на потом». Уход от реальности начинает доминировать в сознании, а человек не только не решает важные для себя проблемы (например, бытовые, социальные), но и останавливается в своем личностном развитии. Можно выделить поведенческие характеристики Интернет зависимых людей [17,с. 67]:

-неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете, а уж тем более прекратить работу;

 -досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и навязчивые размышления об Интернете в такие периоды;

 -стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы;

 -побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других целей сбережений или накоплением долгов;

 -готовность лгать друзьям и членам семьи преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете;

 -способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах, пренебрегая занятиями или карьерой;

-стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории;

-нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких или начальства;

-готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга общения из-за поглощенности работой в Интернете;

 -пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна в связи с систематической работой в Интернете в ночное время;

 -избегание физической активности или стремление сократить ее, оправдываемое необходимостью выполнения срочной работы, связанной с применением Интернета;

-пренебрежение личной гигиеной из-за стремления проводить все без остатка «личное» время, работая в Интернете;

 -постоянное «забывание» о еде, готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера;

злоупотребление кофе и другими  тонизирующими средствами;

- подбор, просматривание и изучение специальной литературы о новинках Интернета, обсуждение их с окружающими.

         Одной из основных тем изучения влияния Интернета на личность явилась проблема Интернет - аддикции, зависимости от поиска информации, коммуникации в Сети и других видах деятельности человека в информационном пространстве Всемирной Паутины. Большая часть Интернет-зависимых "сидит" в Сети ради общения. Интернет-зависимость становится возможной благодаря отличиям реального общения от виртуального. Главенствующим фактором, благодаря которому явление получило широкое распространение, является анонимность личности в Сети. Интернет является привлекательным в качестве средства ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных взаимодействий[23,с.41].

          Это во многом обусловлено тем, что по наблюдениям К. Янг [Цит.по:21,с.246] формирование устойчивой зависимости у 25% пользователей Интернета происходит в первые полгода работы, 58%  становятся аддиктами за второе полугодие, а 17% по прошествии года. Согласно этим данным и с учетом растущей аудитории Сети, проблема Интернет-аддикции становится актуальной для информационно сообщества, и в будущем будет играть большую роль для психического здоровья человека новой информационной эры.

         В последнее время Интернет все чаще используется не только для поиска информации или для профессиональной деятельности. Все больше пользователей начинают коммуницировать через Сеть, создавая так называемые «социальные сети» - «веб-сайты с возможностью указать какую-либо информацию о себе (школу, институт, дату рождения и другое), по которой вас смогут найти другие участники сети» («Википедия»).

          Еще одним явлением, подтверждающим увеличение роли Интернета в межличностной коммуникации, явился блог. Из статьи в «Википедии»: «Блог (англ. blog, от weblog, «сетевой журнал или дневник событий») — это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны не длинные записи временной значимости». Характерной чертой блога является то, что другие пользователи могут комментировать все выкладываемые автором материалы в личном дневнике. Получается, что пользователь, открывший блог, сознательно выкладывает на всеобщее обозрение свою жизнь, надеясь таким образом привлечь внимание окружающих к себе, найти собеседников со схожими интересами[8,с.19].         

Информация о работе Влияние Интернет среды на становление личности педагога профессионального образования