Влияние Интернет среды на становление личности педагога профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является выявление влияния Интернет среды на становление личности педагога профессионального образования.
Данная цель может быть реализована при решении следующих задач:
1.провести теоретический анализ данной проблемы в отечественной и зарубежной литературе;
2.изучить особенности формирования и развития профессиональной личности;
3.изучить возможности влияния Интернет - среды на становление личности;
4.провести экспериментальное исследование с целью выявления влияния Интернет – среды на становление личности педагога профессионального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

ро.docx

— 125.14 Кб (Скачать файл)

          Говоря о личности профессионала вообще, как о сложившейся целостной системе профессиональных знаний, умений, навыков и, главное, наполнении их личностным смыслом, мы рассматриваем подготовку будущих профессионалов именно как период профессионального становления. Это индивидуализированное становление профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии.

          В психолого-педагогической литературе широко используется термин «профессиональное становление» личности. Современные исследователи рассматривают его с различных позиций. Т.В. Кудрявцев [33,с.44] рассматривает «профессиональное становление» как длительный процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. Центральное звено этого процесса – профессиональное самоопределение. Т.В. Зеер [25,с.56] трактует «профессиональное становление» как формообразование личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности.

          К.М. Левитан [Цит.по:33,с.31] исследует этот термин как решение профессионально значимых, всё более усложняющихся задач – познавательных, морально-нравственных и коммуникативных, в процессе чего профессионал овладевает необходимым комплексом, связанным с его профессией деловых и нравственных качеств.

          Современный этап развития общества характеризуется автоматизацией и компьютеризацией производства, внедрением новых технических средств и технологий, сменой монопрофессионализма на полипрофессионализм. Это приводит к тому, что профессиональный и деловой мир нуждается в специалистах, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с планированием и устройством своей карьеры.

           Таким образом, проблема профессионального становления личности относится к числу активно разрабатываемых психологических проблем.

          Рассматривая профессиональное становление личности, многие исследователи выделяют стадии, уровни, этапы, которые проходит специалист в своём профессиональном продвижении. В настоящее время в науке нет общепринятого разделения жизненного пути профессионала на этапы или фазы. Вариант, предложенный Е.А. Климовым[28,с.97]:

-оптант – фаза выбора  профессии;

-адепт – человек, уже  ставший на путь приверженности  к профессии и осваивающий  её;

-адаптант – привыкания  молодого специалиста к работе, вхождение во многие тонкости  работы;

-интернал – опытный  работник, который уже может самостоятельно  и успешно справляться с основными  профессиональными функциями;

-мастер, авторитет, наставник.

         К.М. Левитан выделяет три основные стадии [Цит. по: 33,с.39]:

-подготовительная (довузовская) стадия, связанная с выбором профессии;

-начальная (вузовская) стадия, во время которой формируются основы профессионально важных умений и свойств личности профессионала;

-основная (послевузовская) стадия - это период развития всех сущностных сил личности с целью её полной самореализации в профессиональной деятельности. Именно на этом этапе происходит становление личности профессионала.

         В вузовский период профессионального становления личности мы выделяем несколько уровней [48,с.77]:

1. Уровень становления  – адаптивный. Приспособленческая стадия в профессиональную деятельность:

- адаптация к новым  жизненным социокультурным реалиям;

- профессиональная деятельность  происходит по отработанной схеме,  творческая активность слабая, на  бытовом уровне;

- стимулирование различных  форм самостоятельности и активности;

- формирование навыков  самообладания эмоциональной саморегуляции;

- принятие субъект-субъектных  взаимоотношений;

- нахождение прямых и  альтернативных способов решения  жизненных и профессиональных  проблем.

2. Уровень становления  – профессионально-репродуктивный. Стадия освоения профессиональных  знаний и умений:

- развитие потребности  в профессиональной реализации;

- актуализация познавательной  рефлексии;

- овладение ценностями  и смыслами профессиональной  деятельности;

- развитие первоначальных  умений создавать проекты жизненного  пути;

- развитие мышления, понимания.

3. Уровень становления  – личностно-продуктивный. Стадия  принятия личностного смысла  профессиональной деятельности:

- развитие регулятивных  механизмов деятельности, общения,  творчества;

- поиск и стимулирование  индивидуального стиля профессиональной  деятельности;

- готовность к профессиональному  решению теоретических и практических  проблем;

- выработка адекватного  коммуникативного поведения будущего  специалиста в профессиональной  деятельности жизненном пути.

4. Уровень становления  – субъектно-креативно-профессиональный. Практическая реализация профессионального  становления будущего специалиста:

- субъектная реализация  личностно-профессионального становления  специалиста;

- умение осуществлять  необходимую коррекцию на основе  самоанализа профессиональной и  жизненной деятельности;

- усиление роли профессиональных  знаний в личностном, жизненном  и профессиональном плане;

- систематизация взглядов  и установок в отношении жизненного  и профессионального путей;

- нахождение своего собственного  индивидуального стиля профессиональной  деятельности;

- полная готовность к  профессиональной деятельности .

          Т.В. Кудрявцев, Т.В. Зеер[33,с.85] выделяют четыре стадии профессионального становления личности профессионала:

1. Формирование профессиональных  намерений: осознанный выбор личностью  профессии на основе учёта  своих индивидуально-психологических  особенностей. Профессиональное становление начинается с формирования профессиональных намерений, которые являются равнодействующей многих факторов: престижа профессии, потребности общества, влияния семьи, средств информации и т.д. Важную роль в выборе профессии играет направленность личности на определённый предмет труда, которая обнаруживается в интересах, увлечениях.

2. Профессиональная подготовка  или обучение: освоение системы  профессиональных знаний, умений  и навыков, формирование профессионально  важных качеств личности, склонность  и интересы к будущей профессии.  Вторая стадия – это прежде всего обучение в высшем учебном заведении. Основными психологическими новообразованиями на этом этапе являются профессиональная направленность, профессионально-этические ценностные ориентации, духовная зрелость, готовность к профессиональной деятельности.

3. Профессионализация или  профессиональная адаптация: вхождение  и освоение профессии, профессиональное  самоопределение, приобретение профессионального  опыта, развитие свойств и качеств  личности, необходимых для квалифицированного  выполнения профессиональной деятельности.

4. Мастерство, частичная  или полная реализация личности  в профессиональной деятельности: качественное, творческое выполнение  профессиональной деятельности, интеграция  сформированных профессионально  важных качеств личности в  индивидуальный стиль деятельности. По мере овладения профессиональным  мастерством всё большую привлекательность  приобретает сама деятельность.

          В психологической литературе достаточно хорошо изучен начальный этап профессионального самоопределения – этап формирования профессиональных намерений и выбора профессии выпускниками общеобразовательной школы.

          Как показывают многочисленные исследования, стремление найти своё место в жизни, в профессиональной деятельности, потребность в профессиональном самоопределении являются одним из важных психологических новообразований старшего школьного возраста. Отвечая на новые ожидания общества, старшие школьники активизируют поиск профессии, способной удовлетворить эти ожидания, а также и их личные нужды, в значительной степени определяемые уровнем развития мотивационной сферы. С этой целью они анализируют свои возможности с точки зрения развития у себя профессионально значимых качеств, формирует самооценку собственной профессиональной пригодности.

         Содержанием последующих этапов профессионального самоопределения личности, совпадающих во времени с соответствующими стадиями профессионального становления, является формирование её отношения к себе как к субъекту собственной профессиональной деятельности.

         Профессиональное становление личности, по Э.Ф. Зеер [25,с.58] – это целостный динамически развёртывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в деятельности. Основным противоречием профессионального становления является противоречие между сложившимися свойствами личности и объективными требованиями ведущей деятельности, значение которой состоит в том, что она обусловливает дальнейшее развитие личности. Осуществляя себя в ведущей деятельности, личность постепенно изменяется, что приводит к перестройке мотивов ведущей деятельности, формированию новых свойств личности.

         Профессиональное становление предполагает использование совокупности приёмов социального воздействия на личность, её включение в различные виды деятельности, имеющие целью формировать систему профессионально важных качеств. Ядром профессионального становления является взаимодействие личности и профессии. В этот период времени возникают противоречия между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями деятельности. Однако, не любая профессиональная деятельность развивает личность. Есть много профессиональных видов труда, которые не обогащают личность, а, наоборот, её деформируют. Выполняя ту или иную работу, личность воспроизводит в себе новые свойства и качества.

          В образовании комплексов профессионально важных качеств личности участвуют не только совокупности свойств личности, связанные с видом деятельности, но личностные качества, профессионально важные для любого вида профессиональной деятельности. Это, прежде всего ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, являющаяся важным компонентом профессионального самосознания, и несколько более специфические эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску.

        Среди собственно личностных свойств чаще всего упоминается в качестве универсального профессионально важного качества ответственность. Ответственность рассматривается рядом авторов как одно из свойств, характеризующих направленность личности, влияет на процесс и результаты профессиональной деятельности, прежде всего через отношение к своим рабочим обязанностям и к своим профессиональным качествам.

Свойства человека как  личности, субъекта деятельности[33,с.48]:

1. Образ мира: направленность, социально ориентированные мотивы; отношение к внешнему миру, к людям, к деятельности; отношение к себе, особенности саморегуляции; интеллектуальные черты индивидуальности; эмоциональность, ее особенности и проявления; представление о своем месте в профессиональной общности.

2. Праксис профессионала:  моторика; умения навыки, действия, ориентированные на предметную  область труда; умения, навыки  действия коммуникативные, социально-воздейственные; умения, навыки, действия саморегуляционные.

3. Гнозис профессионала:  прием информации, профессиональная специфика внимания, ощущения и восприятия; переработка информации и принятие решений, память, мышление, воображение, их профессиональная специфика.

4. Информированность, опыт  и культура профессионала.

5. Психодинамика, интенсивность  переживаний, быстрота их смены».

          Профессионализм может быть описан через соотношения мотивационной сферы человека труда (профессиональные ценности, профессиональные притязания и мотивы, профессиональное целеполагание и т.д.) и операциональной сферы (профессиональное самосознание, профессиональные способности, обучаемость, приемы и технологии как составляющие профессионального мастерства и творчества и др.). Таким образом, профессионализм – это интегральная характеристика деятельности, общения и личности человека труда[28,с.107].

          Профессионализм – неотъемлемая ступень к высшему своему качеству – компетентности в конкретной деятельности. Идею профессионализма не следует сводить только к представлению о высоком уровне умелости профессионала. Работа профессионала не сводится к тому, что видно стороннему наблюдателю; профессионала надо рассматривать как сложную систему, имеющую не только внешние функции, но и сложные, многообразные внутренние, в частности, психические функции.

       «Профессионализм соотносится с различными аспектами зрелости работника, в связи с чем у человека различают несколько видов профессиональной компетентности [33,с.36].:

- специальную или деятельностную, которая предполагает владение на высоком уровне профессиональной деятельностью;

Информация о работе Влияние Интернет среды на становление личности педагога профессионального образования