Взаимоотношение детей подросткового возраста с людьми старшего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – проанализировать взаимодействие детей подросткового возраста с людьми зрелого (пожилого) возраста. Отметить влияние школы на эти взаимоотношения.
Для раскрытия данной цели необходимо решить несколько взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть проблему важности общения со старшими в подростковом возрасте. Выявить основные трудности общения с пожилыми людьми.
2. Показать как школа может влиять на взаимоотношения подростков со взрослыми людьми.
3. Проведение психодиагностики детей подросткового возраста с целью выявления их предпочитаемого круга общения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретический анализ взаимоотношения детей с людьми старшего поколения.......4
1.1 Отношения подростков с родителями…………………………………………….....4
1.2 Общение подростка с людьми пожилого возраста………………………………...11
Глава 2. Влияние школы на взаимоотношения подростков с людьми зрелого (пожилого) возраста……………………………………………………………………………………….......14
Глава 3. Практическая часть………………………………………………………………….....16
3.1 Психологическое тестирование школьников «референтная группа»…….……....16
Заключение……………………………………………………………………………………….19
Список использованных источников…………………………………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая педагогика.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетного образца  учреждение высшего профессионального  образования

«Чувашский  государственный педагогический университет  им. И.Я. Яковлева» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:

«Взаимоотношение  детей подросткового возраста с  людьми старшего поколения» 
 
 
 

Выполнил:

студент 2 курса группы Б

факультета  иностранных языков

А.С. Волченкова

Проверил:

профессор

доктор  педагогических наук

Е.Г. Хрисанова 
 
 
 
 
 
 

Чебоксары, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………………………......3

Глава 1. Теоретический анализ взаимоотношения детей с людьми старшего поколения.......4

      1.1 Отношения подростков с родителями…………………………………………….....4

      1.2 Общение подростка с людьми пожилого возраста………………………………...11

Глава 2. Влияние школы на  взаимоотношения подростков с людьми зрелого (пожилого) возраста……………………………………………………………………………………….......14

Глава 3. Практическая часть………………………………………………………………….....16

      3.1 Психологическое тестирование школьников «референтная группа»…….……....16

Заключение……………………………………………………………………………………….19

Список использованных источников…………………………………………………………...20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Данная тема взаимоотношений детей подросткового  возраста и людьми зрелого (пожилого) возраста не является новой для современной  психологической науки, но все равно она не теряет своей актуальности, так как взаимоотношения детей и родителей, бабушек и дедушек с внуками, учителей и их учеников остаются и играют важную, чаще даже решающую роль в становлении личности подростка в процессе его дальнейшей социализации в обществе. Именно через общение со старшим поколением  ребенок получает тот комплект знаний о нормах  и правилах поведения, которые помогают ему дальше участвовать в жизни общества. Известно, что старшее поколение является основным носителем общественных ценностей и взаимодействие  подростков именно с этим поколением необходимо для того, чтобы шла передача информации.

 Решению этой  проблемы посвящено много научных  работ отечественных и западных  авторов. В данной работе рассмотрены  труды следующих психологов: Кон И.С. Кулагина И.Ю. Мухина В.С. Обозов Л.Ф. и других, касающиеся возрастной психологии, психологии подростка и проблем общения в подростковом возрасте.

Структура работы подразумевает под собой введение, теоретическую часть, которая состоит из двух глав  и практическую часть, посвященную проведенному психологическому исследованию.

Цель данного  исследования – проанализировать взаимодействие детей подросткового возраста с  людьми зрелого (пожилого) возраста. Отметить влияние школы на эти взаимоотношения.

Для раскрытия  данной цели необходимо решить несколько  взаимосвязанных задач:

1. Рассмотреть проблему важности общения со старшими в подростковом возрасте. Выявить основные  трудности общения с пожилыми людьми.

2. Показать как школа может влиять на взаимоотношения подростков со взрослыми людьми.

3. Проведение психодиагностики детей подросткового возраста с целью выявления их предпочитаемого круга общения. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретический  анализ взаимоотношения детей с  людьми старшего поколения

         1.1 Отношения подростков с родителями 

Важность для  подростка его общения со сверстниками часто скрывает, отодвигает на дальний  план проблемы его взаимоотношений  со взрослыми, прежде всего с родителями и педагогами. А ведь это одна из самых значимых сфер отношений подростков. Влияние родителей уже ограниченно – им не охватываются все сферы жизни как было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах связанных с развлечениями, с молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят, в первую очередь, от позиции родителей и других значимых взрослых.

Первый источник этих проблем – непонимание взрослыми  внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представления о переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях и т.д. Взрослые часто недооценивают значение сферы общения со сверстниками для подростка.

Исследование  показало, что чем старше становится подросток, тем меньшее понимание  он находит у окружающих его взрослых. Если их представления о переживаниях учащихся IV – V соответствуют действительности, то представления взрослых о переживаниях учащихся VII –VIII классов весьма от нее далеки.  Очень часто представления родителей и учителей сближаются, другими словами родители перестают видеть своих детей, а учителя учеников, а место этих конкретных и разных подростков начинает замещать некоторая абстрактная и искаженная его версия, почерпнутая из газет, разговоров взрослых между собой, но только не из реального живого видения ребенка.

И родители и  учителя подростков, в большинстве  своем не умеют ни увидеть ни тем более учесть в практике воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подросткового возраста, всеми силами пытаются сохранить детские формы контроля, общения с детьми. Именно в этот момент подростки, начиная с V класса отмечают в качестве своего главного основания своих огорчений в общении с ними: «Я огорчаюсь, если родители опекают меня, следят за моим аппетитом и одеждой» (V класс), «огорчаюсь, если родители не понимают меня, мои переживания и заботы; они все скрывают от меня, а в мои секреты вторгаются» (VIII). Особенно это остро проявляется в старших подростковых классах, учащиеся которых испытывают огромную потребность в общении со взрослыми на «равных», редко имея возможность ее удовлетворить. Результатом этого, как правило, становится противопоставление своего «Я» взрослым, потребность в автономии.

 В младшем  подростковом возрасте пути компенсации  неудовлетворенности своим положением  в системе взаимоотношений со  взрослыми обычно такие: стремление  к снижению ценности желаемого общения; стремление к замещающей деятельности; погружение в мир фантастических образов; фрустрация в форме агрессии или ухода от общения.

Для старших  подростков более свойственны такие  формы негативного отношения  к взрослому, как реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера), реакция отказа (неподчинение требованиям), реакция изоляции (стремление избежать нежелательных конфликтов).

 Кризис подросткового  возраста более затяжной и  острый, так как в связи с  быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких, актуальных действительно потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьника.

Понять другого  человека можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность. Самая распространенная жалоба юношей и девушек на родителей: «Они меня не слушают!». Спешка, не умение и не желание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителя и растущими детьми.

В работе Кона И.С. приведено описание следующего опыта проведенного в Ленинграде: группу школьников, учеников девятого класса попросили оценить себя по различным качествам (доброта, общительность, смелость, самообладание, уверенность в себе и т.д.) по пятибалльной системе, а затем предсказать, как их оценят по той же системе родители, друзья и одноклассники. После этого приглашенных в школу отцов и матерей попросили оценить качества своих детей и предсказать их самооценки. Уже первые пробы показали, что дети гораздо точнее представляют себе, как их оценят родители, чем родители  - юношеские самооценки. Наиболее вдумчивых родителей задача представить себе самооценку своего отпрыска, т. е. как бы «влезть в его шкуру», очень заинтересовала, но показалась им трудной. А некоторые родители даже не смогли понять задание: « Что значит – оценить качества сына так, как он сам их оценивает? Я лучше знаю, каков он на самом деле». Даже добросовестно пытаясь встать на точку зрения сына или дочери, некоторые родители оказались неспособными отрешиться от собственных суждений: то, что им кажется самооценкой сына, есть на самом деле родительская оценка его качеств. Это значит, что самосознание ребенка, его «Я» родителям не известно.

Дело, конечно. не в том, что дети проницательнее или чувствительнее родителей. Предсказать родительскую оценку не так уж трудно, потому что она в той или иной форме неоднократно прямо или косвенно высказывалась.

В работе Дубровиной И.В. в сборнике «Формирование личности в переходный период» приведены  следующие данные, относительно потребности  школьников в различного рода общении. 

Партнеры Регламентируемое  общение Нерегламентированное  общение
Потребность в нем Реальное общение Потребность в нем Реальное общение
Родители  и близкие родственники 4.7 70.8 66.6 29.2
Учителя 8.3 95.7 10.9 4.3.
Другие взрослые 2.6 98.6 6.5. 1.4
Близкий друг сверстник 0 0 68.4 56.2
Другие  сверстники 4.6 68.4 24.3 31.6

 

Как видно из таблицы, общение со взрослыми, включая  родителей,  оказалось гораздо  более формальным и регламентируемым, чем общение со сверстниками. Оно вызывает у подростков острую неудовлетворенность. Потребность в формальном общении с родителями удовлетворяется меньше чем наполовину.  

Общение подростка  с родителями, учителями и другими  взрослыми, начинает складываться под  влиянием возникающего чувства зрелости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отожествляемую в их понимании со взрослостью.

Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация когда взрослый выступает в качестве друга. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.

В связи с  легкой ранимостью подростка для  взрослых очень важно найти формы  налаживания  и поддержания этих контактов. Подросток испытывает желание поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому  ему трудно начать столь близкое общение.

Общение подростка  во многом обусловливается изменчивостью  его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость   настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведет к «уходам» из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями.

Характерно для  подросткового возраста являются имитации чьего – либо поведения. Чаще имитируются  поведение значимого взрослого, достигшего успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка.

Недостаточность внимания, заботы и руководства,  формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует семя лишним,  ибо является источником обременяющих забот. Подросток в таких случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.

Чрезмерная опека  и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенный возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате противостояние подростка и родителей лишь возрастает.

Информация о работе Взаимоотношение детей подросткового возраста с людьми старшего поколения