Взаимоотношение детей подросткового возраста с людьми старшего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – проанализировать взаимодействие детей подросткового возраста с людьми зрелого (пожилого) возраста. Отметить влияние школы на эти взаимоотношения.
Для раскрытия данной цели необходимо решить несколько взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть проблему важности общения со старшими в подростковом возрасте. Выявить основные трудности общения с пожилыми людьми.
2. Показать как школа может влиять на взаимоотношения подростков со взрослыми людьми.
3. Проведение психодиагностики детей подросткового возраста с целью выявления их предпочитаемого круга общения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретический анализ взаимоотношения детей с людьми старшего поколения.......4
1.1 Отношения подростков с родителями…………………………………………….....4
1.2 Общение подростка с людьми пожилого возраста………………………………...11
Глава 2. Влияние школы на взаимоотношения подростков с людьми зрелого (пожилого) возраста……………………………………………………………………………………….......14
Глава 3. Практическая часть………………………………………………………………….....16
3.1 Психологическое тестирование школьников «референтная группа»…….……....16
Заключение……………………………………………………………………………………….19
Список использованных источников…………………………………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая педагогика.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Значительно более  сложными  и дифференцированными  становятся в юношеском возрасте  отношения к учителям  и с  учителями. Подобно родителям, учитель имеет в сознании ребенка ряд ипостасей, соответствующих выполняемым им функциям: замена родителей; власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями; авторитетный источник знаний в определенной области; старший друг и товарищ.

 Младший школьник не различает этих функций, воспринимая учителя в целом и оценивая его по тем же критериям, что и родителей. С возрастом положение меняется. Подросток уже не видит в учителе отца и мать. Учительская власть также не велика, она даже меньше, чем власть спортивного тренера, который может отстранить нерадивого ученика от тренировок, чего учитель сделать не вправе. В образе «идеального» учителя на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества – способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность, т.е. в учителе хотят видеть старшего друга. На втором месте стоит профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и качество преподавания, на третьем – умение справедливо распоряжаться  властью.

Эти качества не всегда сочетаются в одном лице. Отсюда  - дифференциация  оценок учителей и самих отношений с ними.  В принципе старшеклассник готов удовлетвориться более менее специализированными отношениями интеллектуального порядка. Учитель, который отлично знает  и преподает свой предмет, пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Но вместе с тем школьнику хочется встретить в лице  учителя настоящего друга, причем уровень его требований к этой дружбе достаточно высок.

Главное препятствие  взаимопонимания учителей и учеников – абсолютизация ролевых отношений, наивно – бюрократический «школо» и «учебоцентризм». Учитель, озабоченный, прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося. Чтобы преодолеть стереотипы собственного мышления, учитель должен знать специфические опасности и вредности своей профессии.  Многих учителей  и вне школы отличает назойливо – дидактическая, поучающая манера держать себя в руках затрудняет эмоциональное самовыражение.

Подростковая  личность всегда противоречива и изменчива. Самая распространенная и типичная ошибка учителей – неумение разглядеть глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким – то усредненным, формальным и внешним показаниям, таким как внешняя дисциплинированность и учебная успеваемость. Но самый легкий, послушный и покладистый ребенок не всегда  самый искрений или самый инициативный. В средней и старшей школе отношения учителя с учениками могут строиться только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу, прежние формы взаимоотношений лишь затрудняют налаживание контакта.

Отношения между  учителем и учеником никогда не бывают, и не могут быть абсолютно равными  – сказываются и возрастные различия, и неодинаковость жизненного опыта, и асимметричность социальных ролей.

Учитель, нарушающий эти незримые границы, не только ставит себя в ложное  положение, но и  обманывает ожидания ученика, жаждущего  найти в нем  не сверстника, а  именно старшего друга и наставника. Но в одном отношении равенство  между ними обязательно – в степени искренности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Практическая часть

     3.1 Психологическое тестирование школьников «референтная группа»

Для выполнения практической части данного исследования был использован материал из работы психолога Пертенава Г.Р. Приведено исследование, показывающее направление общения у детей при переходе из возраста младших школьников в подростковый, девять – двенадцать лет.  Изучен интерес детей к  другим людям.

И проведено  психологическое тестирование учащихся восьмых классов средней школы г.Чебоксары по тесту «Внешнегрупповая референтометрия». В опросе участвовало 103 человека-учащиеся четырех классов. Возраст учеников от 13 лет 3 месяцев до 15 лет 1 месяца. Таким образом, видно, что разница между учащимися одного класса может составлять до двух лет.

Описание  исследования

В  приведенной  ниже методике авторы предлагают определить референтов. Для этого тестируемым  предлагается 10 вопросов ситуаций (1-А) и список людей, окружающий их (1-Б).

Инструкция. Нужно выбрать по каждому вопросу ситуации не менее двух человек; при этом второе лицо должно быть из тех, которые менее значимы, чем первые. 

1-А

  1. С кем вы отправитесь в поездку (деловую командировку) в другой город?
  2. У вас случилась неприятность. Кому вы расскажите?
  3. вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем вы его проведете?
  4. Есть ли у вас человек, с которым вы стараетесь проводить больше времени?
  5. Кто может указать вам на ваши недостатки, кого вы больше послушаете?
  6. Вы встретили человека, который вам понравился. Кто поможет правильно оценить его?
  7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем вы посоветуетесь об этом?
  8. Кто может быть для вас примером в жизни?
  9. Кому вы хотели бы понравиться больше всего?
  10. С кем вы больше всего откровенны?
 

1-Б

1. Родители  (отец, мать)

2. Родственники (бабушка, дедушка, дядя, тетя).

3. Брат, сестра.

4. Взрослый знакомый.

5. Знакомый родителей.

6. Друзья.

7. Лучший друг (подруга)

8. Компания, приятели.

9. Знакомая девушка,  знакомый юноша.

10. Товарищи по  учебе.

11. Товарищи по  клубу, секции, студии.

12. Историческая  личность.

13. Известный  всем человек.

14. Человек, о  котором ты знаешь от других.

15. Литературный  персонаж. 

Обработка и интерпретация  результатов:

После осуществления  выбора следует попросить отложить список 1- Б и по 5 – бальной  шкале (5, 4, 3, 2, 1) оценить каждое из выбранных лиц. Обработка полученных результатов достаточно проста. Все упомянутые лица записываются в отдельный список без повторений, затем «оценки» лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них. После сравнения 2 -3  лица, имеющие наибольшее количество баллов, выписываются на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов. Эти люди и составляют референтную группу данного испытуемого. 

 Результаты  исследования размещены в таблицу,  по которой видно основные группы предпочитаемого общения у детей в подростковом возрасте. 

Партнеры Количество %
Друзья 32
Лучший  друг (подруга) 27
Родители 21
Брат  или сестра 9
Взрослые  знакомые 6
Известная личность 3
Исторический  или литературный персонаж 2

 

На  примере проведенного исследования можно сделать следующие выводы об интересе  детей подросткового возраста к другим людям. Видно, что наибольшее предпочтение в плане общения подростки отдают своим сверстникам (друзья – более 32%, в эту группу входят одноклассники, товарищи по клубу, секции, компания), следующую группу составляют лучшие друзья (подруги) – 27% отдали им свои предпочтения, дальше идут родители – 21%, но нужно отметить, что многие дети при выборе вариантов называли именно  родителей, а затем при оценке по 5 – бальной шкале оценивали их 2 или 3. Очень сильно по сравнению с младшим школьным возрастом снизился интерес к взрослым людям. Пертенава Г.С. приводит следующие данные для детей  9 – 10 лет интерес к взрослым охватывает более 40 % ожидаемого общения. К возрасту 14 лет этот показатель снижается, если суммировать  показатель родителей и других взрослых, то в сумме получается 27 %, что примерно равно общению со своими сверстниками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В качестве выводов  следует отметить следующие положения.  В ходе проведенного исследования стало ясно, что общение является основной формой деятельности у детей подросткового возраста. Очень часто основное внимание уделяется общению ребенка со своими сверстниками, а общение со взрослыми отходит на второй план. Как было отмечено в работе именно в ходе общения со взрослыми происходит социализация ребенка в обществе, передача ему социокультурного наследия поколений.

Было отмечено, что наибольшее значение имеет для  подростков общение с родителями (если рассматривать общение только со взрослыми людьми) и эта потребность не удовлетворяется даже на половину, хотя большинство родителей отмечают со своей стороны полую удовлетворенность общением со своими детьми.

Особую трудность  представляет для подростков контакт с людьми пожилого возраста. Эта особенность объясняется тем, что эти два противоположных поколения испытывают  диаметрально разные   возрастные изменения (психологические и физиологические). У них разные представления времени, культуре, поведении.

Проблема школьного  влияния на взаимоотношения  подростков со взрослыми людьми представляется нам также особенно важной, ведь не только родители, но и учителя  при переходе детей к подростковому  возрасту  очень часто утрачивают контакт с ребенком. Необходимо также отметить, что очень часто именно учителя выступают в роли значимого для подростка человека.

Практическая  часть представляет  собой проведенное  в средней школе города Чебоксары психологическое исследование учащихся 8 классов по тесту на выявление референтной группы. Тестирование прошли более 100 человек, средний возраст которых от 13.2 до 15.1. Выявлено, что основную предпочитаемую группу составляют друзья (компания) 32% и один лучший друг 27%. Родители  занимают третью позицию – 21%, остальные взрослые лишь около 6 %. Таким образом, можно сказать, что основная приоритетная форма общения у старших подростков – это общение со своими сверстниками. Именно с ними связанны основные интересы и ожидания. Родители остаются значимой группой, но постепенно теряют свои позиции, очень часто это происходит из-за  конфликтов, которые несут с собой кризис подросткового возраста.   
 
 
 
 

Список использованных источников 

  1. Устиненко Е.Ф. Межличностные отношения трудных подростков. //  Вопросы психологии. 1984 №1.
  2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М.: Издательство педагогического университета, 1995.
  3. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. /Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1987.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1997.
  5. Пертенава Г.Р. Динамика изменения интересов детей на рубеже перехода к подростковому возрасту. Автореф. дисс. М., 1988.
  6. Практикум по возрастной психологии.// Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001
  7. Обозов Н.Н. Возрастная психология. Юность и зрелость. СПб.: Речь, 2000. 
  8. Полянская Д.В. Проблемы общения пожилых и молодых. // Диалог поколений. Тезисы конф. Тюмень: Издательство ТГНГУ, 1999.
  9. Кон И.Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
  10. Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: Академия, 2001.
  11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие от младенчества до 17 лет. М.: Просвещение, 1997.
  12. Атаханов Р.А. Образ жизни и взаимоотношения поколений.// Диалог поколений. Тезисы конф. Тюмень: Издательство ТГНГУ, 2000.
  13. Абрамов Г.С. Возрастная психология. М. Издательство МГУ, 2000.
  14. Возрастная и педагогическая психология. Словарь. М. Академия, 1999.
  15. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова./ Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.
  16. Богданова М.В. Современники: разновременность одновременного.// Диалог поколений. Тезисы конф. Тюмень: Издательство ТГНГУ, 2000.
  17. Подласый И. П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996
  18. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001.
  19. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи, М., изд. Просвещение, 200, 207с.
  20. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., изд. Прогресс, 2003, 290 с.
  21. Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 1999, 133 с.
  22. Крайг Г. Психология развития, СПб, изд. Питер, 2000, 992 с.
  23. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения, М., изд. Педагогика, 1986, 263 с.
  24. Семья и формирование личности/ред. Бодалев А. А., М., изд. Просвещение, 1989, 206 с.
  25. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 1987, 351 с.
  26. Концепция реформирования среднего образования в Российской Федерации. – М., 1996.
  27. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Педагогика, 1995.
  28. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. - М.: Педагогика, 1996.
  29. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Наука, 1983.
  30. Гузеев В. Основа авторской технологии // Народное образование. - 1997. №9. - С.33-40.
  31. Крупнов А.И. Гуманизация образования и развитие свойств личности. – М.: изд-во «Лексус», 2001.
  32. Липецкий опыт рациональной организации урока. Сб.:статей./ Под ред.проф. М.А.Данилова, В.П.Стрезикозина, И.А.Пономарева. - М., Педагогика, 1983.
  33. 9. Общая психология. Е.А. Климов. М.: Юнити, 1999.
  34. Основы педагогического мастерства / Под ред. Зязюна И.Я. - М.: Педагогика, 1989.
  35. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М.: издательский дом «Багиров», 1998.
  36. Психолого-педагогические основы повышения эффективности урока.- Воронеж, изд-во воронежского пед. института,1998.
  37. Селевко Г.К. Взгляд на проблему // Народное образование. - 1997. №9. - С. 27-32.

Информация о работе Взаимоотношение детей подросткового возраста с людьми старшего поколения