Эмоции в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:43, реферат

Краткое описание

Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях школьной жизни (плохая отметка, выговор за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может проявить большую импульсивность вповедении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства (Якобсон П. М., 1976).

Вложенные файлы: 1 файл

Эмоции в подростковом возрасте.docx

— 23.89 Кб (Скачать файл)

Эмоции в подростковом возрасте

Младший подростковый возраст  является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой  регуляции ребенка.

Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие  чувства, эмоциональное отношение  к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно  более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции.

Для очень многих людей  подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным.

Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше, чем младший  школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях  школьной жизни (плохая отметка, выговор  за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может  проявить большую импульсивность вповедении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства (Якобсон П. М., 1976).

Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано  с его многими переживаниями. Общение с товарищами — источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди  подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям — к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать.

Кривые дыхания при  различных эмоциональных состояниях: а — радости (17 дыханий в минуту); 6 — пассивной грусти (9 дыханий в минуту); в — активной грусти (20 дыханий в минуту); а — страха (64 дыхания в минуту); д — гнева (40 дыханий в минуту (по Дюма).

Отрочество — это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Сама дружба и служение ей становятся одной  из значимых ценностей в этом возрасте. Именно через дружбу подросток усваивает такие черты взаимодействия людей, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т. п. При этом именно в отрочестве человек начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо для дружбы) ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснении отношений, ссор.

Отрочество из-за потребности  познать себя и стремления открыть  через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка  спокойной душевной жизни. Тем более  что именно в отрочестве диапазон полярных чувств чрезвычайно велик.

У подростка пылкие чувства, подчас ничто не может остановить его в стремлении к избранной  цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми и даже перед лицом  смерти. Глаза его исторгают пламень  страсти, взгляд непреклонен. Кроме  собственной цели — весь мир ничто. Но уходит порыв. Расточительство душевной и физической энергии не проходит даром — вот он уже впал в  оцепенение, он вял и бездействен. Глаза его потухли, взгляд пуст. Он опустошен, и кажется, ничто не придаст ему сил. Но еще чуть-чуть — и он вновь охвачен страстью новой цели (Мухина В. С, 1997).

«Подростковый комплекс»  эмоциональности

Резко выраженные психологические  особенности подросткового возраста получили название«подросткового комплекса» . Он включает в себя перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем достаточных, значимых причин для подобной смены настроения подростка, по существу, просто может и не быть.

Так, зачастую чувствительность подростков к оценке посторонними своей  внешности, способностей, умений сочетается у них с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность  порою уживается с поразительной  черствостью, болезненная застенчивость  — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими  — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами  и распространенными идеалами —  с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование —  с сухим мудрствованием (Личко А. Е., 1983).

Подростки исключительно  эгоистичны, считают себя центром  вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих  периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование, как в этом возрасте. Они могут  страстно любить и оборвать эти отношения  так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом  включаются в жизнь общества, а  с другой — охвачены страстью к  одиночеству. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо  и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между  сияющим оптимизмом и самым мрачным  пессимизмом (Фрейд А., 1993).

Развитие социальных эмоции в подростковом возрасте

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило, ведут к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то для него ценного ради блага другого человека. В подростковом возрасте больше, чем в другом школьном возрасте, отмечается захваченность растущего человека переживаниями, связанными с добром, сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради других людей (Якобсон П. М., 1976).

Кризис отрочества обогащает  подростка знаниями и чувствами  таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток  через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу  идентификации с самим собой  и с другими, впервые овладевая  опытом целенаправленного обособления (Мухина В. С, 1997).

Особенности развития

Большинство подростков в  ответ на вопрос о том, как они  принимают решения в повседневной жизни, утверждают, что испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют  с ними.

Желание снять эмоциональную  зависимость от родителей гораздо  больше выражено у мальчиков, чем  у девочек (Клайн В., 1991).


Информация о работе Эмоции в подростковом возрасте