Безнадзорность несовершеннолетних в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 14:58, реферат

Краткое описание

Социальные потрясения в России, сопровождаются повсеместным ростом девиантного поведения в молодежной среде. На сегодняшний день остается актуальной проблема безнадзорности, как одна из форм проявления девиации. Судьба безнадзорника трагична. В реальной жизни причинами безнадзорности являются социально-экономические, социально – психологические и психологические условия.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 43.23 Кб (Скачать файл)

Наиболее эффективная  форма работы по восстановлению контактов  со школой и семьей – организация  педагогической и психологической  помощи и поддержки ребенку или  семье (консультирование, индивидуальный подход к обучению и воспитанию ребенка, родительский всеобуч правового  характера и т.п.). Совместная деятельность педагогов, родителей и детей  является успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют  сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Направления  работы образовательного учреждения по профилактике безнадзорности многоплановы.

Работа с семьей включает в себя диагностику детско-родительских отношений, типа семьи, оказание различных  видов помощи и поддержки семье, постоянный контакт школы с семьей.

С ребенком проводится диагностика  и изучение личностных особенностей личности, создание «ситуации успеха», педагогическая помощь и поддержка, щадящий режим обучения.

Так же необходима работа с  педагогическим коллективом образовательного учреждения и заниматься повышением педагогической культуры родителей.

Профилактика безнадзорности будет эффективна, если создавать  условия для успешности ребенка  в учебной деятельности и эмоционально позитивную систему отношений со сверстниками, родителями, учителями

(Мустаева Ф.А. Основы  профилактики безнадзорности и  беспризорности несовершеннолетних. – М., 2003.)

Также несовершеннолетний должен быть психологически и социально  защищен (знать свои права и обязанности, их соблюдение всеми участниками  учебно-воспитательного процесса, психологическое  и социальное равенство всех детей  в стенах одного образовательного учреждения, исключение дискриминации по любому признаку).

Для предупреждения безнадзорности в школе необходима целенаправленная работа с родителями как групповая, та и индивидуальная. К индивидуальным формам можно отнести беседы с  родителями, рекомендации и консультации по вопросам воспитания и обучения ребенка, посещение семьи, которое  позволяет лучше узнать условия, в которых живет ребенок; а  иногда предпринять определенные меры для их улучшения.

Социальный педагог всегда остается на стороне ребенка, стремится  не приспособить безнадзорного к  окружающей среде, а помочь ему самому приспособиться к ней с минимальными потерями.

Работу социального педагога с безнадзорными и беспризорными  детьми можно разделить на два  направления – это профилактическое и коррекционно-реабилитационное.

Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности с этими детьми включает в себя:

  1. Работу по организации благоприятной среды воспитания и общения;
  2. Своевременную коррекцию семейных отношений;
  3. Поиск форм занятости детей в свободное время;
  4. Формы опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи;
  5. Постановка детей на социально-педагогический учет;
  6. Патронирование отдельных детей.

Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь, такую как:

  1. Постановку ребенка на учет;
  2. Экспресс-диагностика состояния несовершеннолетнего;
  3. Диагностика личностных особенностей и социальной ситуации развития ребенка;
  4. Решение вопроса о месте, куда будет направлен несовершеннолетний;
  5. Информирование семьи (или государственного учреждения) о месте пребывания ребенка;
  6. Состояние несовершеннолетнего и программа дальнейшей работы с ним;
  7. Организация необходимых контактов со специалистами для оказания психологической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетнему;
  8. Разработка и реализация программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации утраченных социальных связей, позитивных форм активности в игре, познании, труде.

(Кузнецова, Л.П. Основные  технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток, 2002.)

Следует остановиться на методах  работы школьного социального педагога по профилактике безнадзорности несовершеннолетних:

  1. Метод убеждения - педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.
  2. Метод наблюдения - дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.
  3. Метод беседы - важно, чтобы социальный педагог готовился к беседе. Ему в этом может помочь анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.
  4. Опрос - это исследовательский метод, позволяющий выявлять психологические особенности людей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы.
  5. Метод социометрии - при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.
  6. Метод анкетирования - метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых.
  7. Метод тестирования - это исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. (тесты развития, тесты общей результативности, психометрические, графические и др.).
  8. Метод оценивания - исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных лиц, мнения которых, дополняя друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемые явления.
  9. Метод экспертной оценки – основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых социальный педагог может выявить информацию, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности.
  10. Метод консультирования – это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных норм жизнедеятельности и общения.
  11. Тренинг - это форма специально организованного общения, в ходе которой решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказание психологической помощи поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.
  12. Игра – один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.
  13. Экскурсии - это форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. (Сапрыгина, Н. Социально-психологическое сопровождение подростков с дезадаптацией в условиях открытой сменной школы // Социальная педагогика.- 2008. - №1.- С. 57-62.)

Таким образом, социальный педагог  может использовать разнообразные  методы работы в рамках профессиональной деятельности, так как они развивают  у детей личность и воспитывают  ее. Кроме этого социальному педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности и уровень воспитанности  подростков. Так как на основе психологической  характеристики подростка социальный педагог использует определенные методы работы с ним.

Для эффективности процесса социально-педагогического взаимодействия социального педагога с беспризорными  и безнадзорными подростками, необходимо привлекать: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки  и попечительства, органы по делам  молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. (Сафин, В. Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. – 2-е изд. Перераб., доп. – Уфа, 2001. )


Информация о работе Безнадзорность несовершеннолетних в России