Безнадзорность несовершеннолетних в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 14:58, реферат

Краткое описание

Социальные потрясения в России, сопровождаются повсеместным ростом девиантного поведения в молодежной среде. На сегодняшний день остается актуальной проблема безнадзорности, как одна из форм проявления девиации. Судьба безнадзорника трагична. В реальной жизни причинами безнадзорности являются социально-экономические, социально – психологические и психологические условия.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 43.23 Кб (Скачать файл)

(Астапов В. М. Педагогу  о психическом здоровье учащихся. - М.: Педагогика, 1991. С. 41.)

Анализ перечисленных  причин позволяет говорить о необходимости  реализации в школе как мер  общей профилактики, создающей условия  для активного вовлечения учеников в школьную жизнь, предупреждения потери интереса к учебе, неуспеваемости, так  и специальной профилактики по выявлению  нуждающихся в особом педагогическом внимании, индивидуальной работе.

Исследования показывают, что в новых условиях воспитывающая, социально-педагогическая миссия школы  не должна ликвидироваться, а, напротив, должна значительно усиливаться. В  ситуации кризиса детства, социальной неустроенности значительной части  населения, семейного неблагополучия, усилившейся агрессивности социальной среды все более остро встает вопрос о необходимости социально-педагогической поддержки детей и подростков, социально-педагогического сопровождения  ребенка, находящегося в трудной  жизненной ситуации.( Федорова, Л. Дети в России никому не нужны.- http://www.rbcdaily.ru)

Ребенок приходит в нее  семилетним и покидает ее уже во многом сформировавшейся личностью  в 17-18 лет. Здесь он не только учится, он проживает в школе тот период, в котором интенсивно происходит становление его личности. Между  тем традиционную школу считают  учебным заведением, полагая, что  ребенка или подростка в ее стенах, прежде всего, учат, насыщают знаниями, а он учится, приобретает знания и умения, необходимые для будущей жизни. В последние 10-15 лет в связи с перестройкой и сменой идеологических ориентиров воспитательная, формирующая личность роль школы значительно ослабла.

Вместе с тем следует  учитывать и то, что нормы и  правила, которые устанавливаются  взрослыми в школе и дома, не осознанные ребенком, не ставшие потребностью (просто так удобно взрослым), вызывают у него естественное стремление уйти из-под опеки и влияния взрослых. А это влечет за собой чувство  одиночества, неприкаянность, желание  заявить о себе. Как итог - уход ребенка из-под влияния взрослых, на улицу, побеги, появление химической зависимости. (Юричка, Ю. И., Юричка А. Ю. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, правонарушения.- Монография. – М., 2001.)

  1. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних как направление работы социального педагога общеобразовательной школы

В основе решения проблемы детской безнадзорности лежит профилактическая работа с семьями, в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении - малообеспеченными, неполными, семьями, где есть безработные, злоупотребляющие алкоголем. Государство и общество должны выступить гарантом социальной защищенности этой категории детей, взять на себя обязанности и создать достаточные ресурсы - экономические, социальные, духовные, нравственные для того, чтобы обеспечить детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, условия для нормальной жизни, учебы, развития личности, профессиональной подготовки, социальной адаптации, компенсируя в определенной степени отсутствие родительской заботы. Одновременно должна решаться стратегическая задача - обеспечение приемлемого уровня жизни семей с детьми, укрепление нравственно-воспитательной функции семьи, что может существенно повлиять на уменьшение численности безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  миссия и задачи общеобразовательного учреждения определены следующим образом:

  1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
  2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам школу, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
  3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
  4. Обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
  5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на развитие законопослушного поведения несовершеннолетних.

( Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы  профилактики безнадзорности и   правонарушений несовершеннолетних»,  ст.14, 15)

Для решения проблем несовершеннолетних безнадзорников нужно заниматься ее ранней профилактикой. Мы считаем ее одной из самых актуальных в деятельности школы и деятельности социального педагога.

Под профилактикой подразумеваются  научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у  отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который  приводит в действие системы и  структуры, способные предотвратить  возможные проблему или решить поставленные задачи (Энциклопедический словарь социальной работы / Под. Ред. Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковской: В 3 т. Том 2. – М., 1993.)

Социальная профилактика (предупреждение) – это деятельность по предупреждению социальных проблем, социального отклонения или удержанию  их на социально терпимом уровне посредством  устранения или нейтрализации порождающих  их причин (Шакурова В. М. Методика и  технология работы социального педагога. – М., 2002.)

Социально – педагогическая профилактика – это система мер, социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных  видов его активности (Шакурова В. М. Методика и технология работы социального  педагога. – М., 2002.)

Выделяют три уровня социальной профилактики:

  1. Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно - духовной сфере и т.п. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Социальной профилактике посвящен, например, Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  2. Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной.
  3. Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности. Например, в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» индивидуальная профилактическая работа определяется как деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или)предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

 (Шакурова В. М. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.)

Приведённое выше определение  понятия «социальная профилактика»  позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен  этот процесс:

  1. Выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;
  2. Уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;
  3. Предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
  4. Сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
  5. Содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.

(Российская энциклопедия  социальной работы. В 2-х т. - М., 1997.)

Рассматривая социальную профилактику как сознательную и  социально организованную деятельность, можно выделить последовательный ряд  её основных стадий:

  1. Стадия предупреждения - основной задачей, которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его самого и его ближайшего окружения. Так, воспитывая ребёнка в гуманистическом направлении, родители закладывают основу для формирования у него в будущем широкого и полноценного круга общения, возможностей легко сходиться с людьми и выстраивать эффективную систему взаимодействия с ними.
  2. Стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта. Так, обучая ребёнка правилам поведения на дороге, родители, школа и общество получают возможность значительно снизить риск попадания его в дорожно-транспортное происшествие.
  3. Стадия пресечения - используя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена существующая в любом обществе система законодательных, морально-нравственных, педагогических, административных и других санкций, карающих за совершение определённых действий или не допускающих их повторения.

 

Последовательная реализация этих стадий социальной профилактики предполагает использование самых  разнообразных приёмов и методов  деятельности. На сегодняшний день можно говорить о существовании  следующих методов социальной профилактики:

  1. Медико-социальные - направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.
  2. Организационно-административные - создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базу, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование и ряд других.
  3. Правовые - разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.
  4. Педагогические - формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.
  5. Экономические - направлены на поддержание приемлемого и достойного жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.
  6. Политические - создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.

(Кузнецова, Л.П. Основные  технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток, 2002.)

Социальный эффект использования  этих методов социальной профилактики на практике будет существенно выше при условии их комплексного использования, т.е. при разработке и реализации системы социально-профилактических мероприятий. В зависимости от того, какие цели будут преследовать эти  мероприятия, можно выделить следующие  их разновидности:

  1. Нейтрализующие, направленные на пресечение каких-либо тенденций, возможностей и т.п. (например, арест и временная изоляция).
  2. Компенсирующие, целью которых является восполнение понесённой субъектом утраты (назначение и выплаты пенсии по нетрудоспособности, по потере кормильца).
  3. Предупреждающие, позволяющие не допустить возникновения обстоя- тельств, способствующих социальным или личностным отклонениям (изъятие ребёнка из семьи, ведущей девиантный образ жизни).
  4. Устраняющие, направленные на устранение подобных обстоятельств (помещение ребёнка в детский дом или установление опекунства).
  5. Контролирующие, способствующие последующему наблюдению за эффективностью социально-профилактических мероприятий.

(Кузнецова, Л.П. Основные  технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток, 2002.)

Успех социально-профилактических мероприятий во многом определяется тем, на каких принципиальных основаниях строится эта деятельность.

В основе взаимодействия школы  и семьи должно быть взаимное доверие  и уважение, взаимная поддержка и  помощь, терпение и терпимость по отношению  друг к другу. Это поможет педагогам  и родителям объединить свои усилия в создании условий, для формирования у ребенка тех качеств и  свойств, которые необходимы для  его самоопределения и самореализации.

Сотрудничество школы  и семьи – это результат  целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знания особенностей и условий семейного  воспитания ребенка, а также открытость семьи к педагогическому воздействию  в случае выявленных затруднений

(Восстановление социального  статуса безнадзорных детей / Под ред. Г.М. Иващенко. – М., 2002.)

Безнадзорные нуждаются в восстановлении утраченных контактов с семьей и школой. Эту работу проводят социальные педагоги.

Информация о работе Безнадзорность несовершеннолетних в России